ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2005 года
Дело N 37-Г05-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Харланова А.В.,
Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании 30 ноября 2005 г. дело по
заявлениям Л., П., А., З. о признании Закона Орловской области N
441-ОЗ от 19 ноября 2004 г. "О социальной поддержке жертв
политических репрессий" противоречащим федеральному
законодательству по кассационным жалобам Л., П., А., З. на решение
Орловского областного суда от 1 сентября 2005 г., которым
заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
Манохиной, объяснения представителей Л., П., А., З. Н.К. Кузнецова
и Н.Ф. Должикова, поддержавших доводы кассационных жалоб,
Орловского областного Совета народных депутатов И.Г. Полянцевой и
Б.А. Старостина, возражавших против доводов кассационных жалоб,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
12 ноября 2004 г. Орловским областным Советом народных
депутатов был принят Закон Орловской области N 441-ОЗ "О
социальной поддержке жертв политических репрессий", которым
определены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц,
признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на
территории Орловской области, вступающий в силу с 1 января 2005 г.
Л., П., А., З. обратились в Орловский областной суд с
заявлениями о признании Закона Орловской области N 441-ОЗ от 19
ноября 2004 г. "О социальной поддержке жертв политических
репрессий" противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование своих требований указали на то, что являются
лицами, подвергшимися политическим репрессиям и впоследствии
реабилитированными. Размер установленной оспариваемым Законом
ежемесячной денежной выплаты недостаточен для того, чтобы
компенсировать ранее установленные льготы в натуральной форме.
Помимо этого, этим Законом не предусмотрены льготы на снижение
на 50 процентов оплаты коммунальных услуг для членов семьи
реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.
Кроме того, полагают незаконным исключение права
реабилитированного лица получать 25 процентов назначенной пенсии в
случае помещения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Противоречие оспариваемого Закона области федеральному
законодательству, по мнению заявителей, заключается также в том,
что реализация льгот реабилитированными лицами поставлена в
зависимость от срока предоставления в организации, оказывающие
коммунальные услуги, документов, подтверждающих право на льготы, а
не с даты вступления Закона Орловской области в силу.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого
просит в кассационных жалобах Л., П., А., З. Полагают, что суд
неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения по
следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный
правовой акт не противоречит федеральному закону или другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего
заявления.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд пришел к
правильному выводу о том, что оспариваемый ими Закон области не
противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 5 Федерального
закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное
регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской
Федерации.
К предметам совместного ведения, осуществляемым данными
органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального
бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной
поддержки жертв политических репрессий (пункт 24 части 2 статьи
26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.).
Согласно изменениям, внесенным в Закон Российской Федерации N
1761-1 от 16 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических
репрессий" Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.,
реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от
политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки
в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной
поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от
политических репрессий, являются расходными обязательствами
субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер
социальной поддержки указанным категориям граждан путем
предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий,
исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств,
выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной
финансовый год.
Статьей 2.1 оспариваемого Закона области реабилитированным
лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий,
установлены следующие меры социальной поддержки, осуществляемые за
счет средств областного бюджета:
1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых
помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в
пределах социальной нормы площади жилья, установленной
законодательством Орловской области. Право на льготную оплату
жилья предоставляется реабилитированным лицам, проживающим в жилых
помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, со
дня предоставления ими в организации, осуществляющие начисление
платежей по оплате жилых помещений, документов, подтверждающих
право на получение льготы;
2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг:
водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых отходов, газа
(природного и сжиженного), электрической и тепловой энергии - в
пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных
органами местного самоуправления, а также стоимости топлива,
приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи
населению, проживающему в домах, не имеющих центрального
отопления. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются
реабилитированным лицам, проживающим в жилых помещениях независимо
от вида жилищного фонда, со дня предоставления ими в организации,
оказывающие коммунальные услуги, документов, подтверждающих право
на получение льготы;
3) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год
железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих
железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным
автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости
проезда;
4) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и
инвалидов.
В силу положений статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22
августа 2004 г. при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям
граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что оспариваемый Закон Орловской области
соответствует этим требованиям, поскольку, как усматривается из
материалов дела, совокупный объем финансирования мер социальной
поддержки реабилитированных лиц в 2005 г. превышает объем 2004 г.,
в связи с чем условия предоставления соответствующих льгот в 2005
г. не были ухудшены.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о том, что размер
ежемесячной денежной выплаты указанным лицам в Орловской области
определен с учетом требований федерального законодательства.
Отсутствие в оспариваемом Законе области каких-либо льгот само
по себе не может свидетельствовать о его противоречии федеральному
законодательству. Полномочия по осуществлению мер социальной
поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от
политических репрессий, переданы субъектам Российской Федерации.
Разрешение вопросов о том, какие меры социальной поддержки должны
быть предусмотрены в законе субъекта Российской Федерации, не
отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
Доводы кассационных жалоб о том, что Законом области не
предусмотрены льготы по 50-процентной оплате коммунальных услуг
для членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним
проживающих, необоснованны, поскольку данная льгота с 1 января
2005 г. не предусмотрена и федеральным законодательством.
Ссылка на то, что в оспариваемом Законе области не
предусмотрена льгота реабилитированного лица получать 25 процентов
назначенной пенсии в случае помещения в дома-интернаты для
престарелых и инвалидов, не свидетельствует о его несоответствии
федеральному законодательству, поскольку согласно пункту 7 статьи
16 Закона Орловской области N 147-ОЗ от 26 апреля 2005 г. "О
системе социальной защиты населения в Орловской области" размер
ежемесячной оплаты за стационарное обслуживание граждан пожилого
возраста и инвалидов не может превышать 75 процентов установленной
им пенсии. Таким образом, право на получение 25 процентов
назначенной пенсии сохраняется.
Довод кассационных жалоб о том, что реализация льгот
реабилитированными лицами поставлена в зависимость от срока
предоставления в организации, оказывающие коммунальные услуги,
документов, подтверждающих право на льготы, а не с даты вступления
Закона Орловской области в силу, также не может повлечь отмену
решения, поскольку, как правильно указал суд, до 1 января 2005 г.
заявители пользовались правами и льготами лишь после
предоставления соответствующего удостоверения.
Решение суда соответствует положениям части 2 статьи 153
Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
Иные доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в
суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в
решении суда, признаны неосновательными.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Орловского областного суда от 1 сентября 2005 г.
оставить без изменения, кассационные жалобы Л., П., А., З. - без
удовлетворения.
|