ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2005 г. N 37
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации
материалы свидетельствуют о том, что не везде надзор за
исполнением законов в сфере внешнеэкономической деятельности
организован надлежащим образом.
Прокуроры не в полной мере реализуют предоставленные им
полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих
правонарушениям и преступлениям в таможенной сфере, по защите прав
граждан, интересов государства и общества. Расследование уголовных
дел о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, других
преступлениях, производство по делам об административных
правонарушениях зачастую ведется неоперативно, с отступлением от
требований процессуального законодательства.
Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам главных управлений, управлений и отделов, прокурорам
субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам
специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иным
прокурорам специализированных прокуратур усилить надзор за
исполнением таможенного законодательства, принять дополнительные
меры, направленные на выявление, пресечение, предупреждение и
расследование преступлений и правонарушений в таможенной сфере.
1.1. Основные усилия сосредоточить на надзоре за исполнением
законодательства, регламентирующего применение таможенных
процедур; таможенный и валютный контроль; исчисление, уплату и
взыскание таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей,
подлежащих уплате в связи с осуществлением внешнеэкономической
деятельности; производство по делам об административных таможенных
правонарушениях; рассмотрение и разрешение сообщений о
преступлениях в таможенной сфере; возбуждение и расследование
уголовных дел; проведение оперативно-розыскной деятельности;
деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в
таможенных органах.
1.2. Обеспечить тесное взаимодействие между транспортными
прокуратурами, надзирающими за процессуальной деятельностью
таможенных органов, и районными территориальными прокуратурами,
осуществляющими надзор за расследованием уголовных дел,
возбужденных таможенными органами.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к
ним прокурорам специализированных прокуратур:
2.1. Систематически, учитывая состояние законности, проводить
проверки исполнения таможенного законодательства, обращая особое
внимание на соблюдение требований закона, регламентирующего
порядок проведения таможенного оформления товаров и транспортных
средств и их выпуска; применение таможенных режимов; взыскание
пошлин, налогов и сборов; правомерность решений таможенных
органов, связанных с проведением таможенных операций, непринятием
от участников внешнеэкономической деятельности и граждан
таможенных документов, а также отказом в применении специальных
процедур, выдачей разрешений на внутренний транзит, включением в
реестры таможенных перевозчиков и брокеров, владельцев таможенных
складов и складов временного хранения.
2.2. Средствами прокурорского надзора добиваться от таможенных
органов своевременного выявления и пресечения контрабанды, случаев
уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений в
таможенной сфере, установления лиц, их совершивших.
Для выявления преступлений, сокрытых от учета, практиковать
проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление
товаров, начисление и взыскание таможенных платежей,
инспектирование нижестоящих таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности.
Регулярно сопоставлять сведения о направленных таможенными
органами в другие правоохранительные органы материалах, содержащих
сообщения о преступлении, добиваться, чтобы по каждому материалу
принималось своевременное и законное процессуальное решение.
2.3. Осуществляя надзор за расследованием уголовных дел,
первостепенное значение уделять выяснению вопросов о том,
насколько полно и своевременно в ходе расследования принимались
меры по возмещению причиненного государству ущерба. В обязательном
порядке проверять соблюдение требований закона, регламентирующих
изъятие товаров, признание их вещественными доказательствами, а
также правил их реализации организациями, уполномоченными на
осуществление такой деятельности и перечисление денежных средств в
федеральный бюджет.
Функции по надзору за расследованием уголовных дел о
контрабанде и других преступлениях в таможенной сфере возложить на
подразделения, осуществляющее прокурорский надзор за
процессуальной деятельностью правоохранительных органов.
2.4. При проверках исполнения таможенными органами Федерального
закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной
деятельности" изучать законность и обоснованность заведения и
прекращения дел оперативного учета, остро реагировать на факты
бездеятельности оперативно-розыскных подразделений.
2.5. Наладить координацию деятельности органов прокуратуры,
ФСБ, МВД, ФСКН, ФТС по борьбе с контрабандой, уклонением от уплаты
таможенных пошлин и налогов, незаконным возмещением налога на
добавленную стоимость и коррупцией в таможенной сфере. В решении
этих вопросов тесно взаимодействовать с органами исполнительной
власти, налоговыми органами, пограничными войсками, органами
управления транспортом.
2.6. Проведение предварительного следствия по делам о
взяточничестве и оказании сотрудниками таможенных органов
преступного содействия участникам внешнеэкономической деятельности
и гражданам в совершении нарушений таможенного законодательства
поручать наиболее квалифицированным следователям. Ход
расследования таких дел держать под особым контролем.
2.7. При осуществлении надзора за исполнением законодательства
об административных правонарушениях акцентировать внимание на
законности и своевременности возбуждения дел об административных
правонарушениях, качестве составления протоколов о совершенном
правонарушении, обоснованности освобождения от наказания лиц,
привлекаемых к административной ответственности, и прекращения
производства по делам.
При обнаружении в материале дела об административном
правонарушении сведений, указывающих на признаки контрабанды,
уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений,
незамедлительно возбуждать уголовные дела и виновных должностных
лиц таможенных органов привлекать к предусмотренной законом
ответственности.
2.8. Регулярно через средства массовой информации информировать
общественность о принимаемых органами прокуратуры мерах по
устранению нарушений таможенного законодательства, разъяснять
правовые последствия уклонения от уплаты таможенных платежей и
других нарушений закона.
3. Главному управлению по надзору за процессуальной
деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции:
3.1. Взять под неослабный надзор законность деятельности
подразделений центрального аппарата ФТС России, прежде всего
соблюдения требований закона о регистрации, рассмотрении и
разрешении заявлений и сообщений о преступлении, проведении
дознания и неотложных следственных действий, законодательства об
административных правонарушениях.
3.2. При осуществлении надзора за организацией на местах
дознания и предварительного следствия по уголовным делам о
преступлениях в таможенной сфере принимать исчерпывающие меры для
исключения случаев волокиты при возбуждении и расследовании
уголовных дел, неполноты и некачественного расследования
преступлений указанной категории.
3.3. Систематически анализировать состояние законности в
таможенной сфере, обобщать прокурорско-следственную практику по
уголовным делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных
платежей, а также о преступлениях по службе, совершенных
должностными лицами таможенных органов.
4. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при
Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Главным
управлением по надзору за процессуальной деятельностью органов
прокуратуры, МВД ФСКН, ФТС и юстиции и управлением методического
обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации до конца
2005 г. направить прокурорам методическое пособие по организации
прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства.
5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от
12.04.2001 N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на
транспорте и в таможенных органах" применять в части, не
противоречащей настоящему Приказу.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по
направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам главных управлений, управлений и
отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам
субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам
специализированных прокуратур, которым довести его содержание до
сведения подчиненных прокурорско-следственных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ
|