ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2005 года
Дело N 58-Г05-34
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании 29 ноября 2005 г. гражданское
дело по кассационной жалобе избирательного объединения -
региональное отделение политической партии "Российская партия
пенсионеров" в Хабаровском крае на решение Хабаровского краевого
суда от 11 ноября 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении
заявления о признании незаконным постановления избирательной
комиссии Хабаровского края от 3 ноября 2005 г. N 87/892.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения председателя регионального отделения
политической партии "Российская партия пенсионеров" в Хабаровском
крае Ермакова С.В., представителя регионального отделения партии
Петренко П.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Власовой Т.А., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
избирательное объединение - региональное отделение политической
партии "Российская партия пенсионеров" в Хабаровском крае
обратилось в Хабаровский краевой суд с вышеназванными
требованиями.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что
обжалуемое постановление избирательной комиссии Хабаровского края
"Об отказе в регистрации общекраевого списка кандидатов в депутаты
Законодательной Думы Хабаровского края четвертого созыва,
выдвинутого региональным отделением политической партии
"Российская партия пенсионеров" в Хабаровском крае подлежит
отмене, поскольку региональным отделением полностью соблюдены
требования к выдвижению списка кандидатов, предусмотренные
Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О
политических партиях" и уставом партии.
Указание в оспариваемом постановлении избирательной комиссии на
то обстоятельство, что решение Центрального Совета политической
партии "РПП" от 27.09.2005 о согласовании общекраевого списка
кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края
четвертого созыва от избирательного объединения политической
партии "РПП" подписано Гартунгом В.К., который, по мнению
комиссии, не имел на это полномочий, правового значения не имеет и
не влечет автоматическую отмену решения, так как Центральный Совет
политической партии "РПП" в соответствии с п. 6.10 Устава является
коллегиальным органом. Названное решение было принято большинством
голосов остальных членов Центрального Совета "РПП", оно никем не
отменено, имеет юридическую силу и обязательно для исполнения
региональным отделением политической партии "РПП" по Хабаровскому
краю.
Протоколом внеочередной конференции регионального отделения
политической партии "РПП" в Хабаровском крае от 27.09.2005 было
принято решение о выдвижении общекраевого списка кандидатов в
депутаты Законодательной Думы Российской Федерации четвертого
созыва от регионального отделения политической партии "РПП" в
Хабаровском крае.
Кроме того, в оспариваемом постановлении указано на то, что в
материалах, представленных для регистрации кандидатов, отсутствует
правоустанавливающий документ, подтверждающий права Ермакова С.В.
как председателя регионального отделения политической партии "РПП"
в Хабаровском крае, при этом избирательной комиссией не указано,
какой именно требуется документ, а также какая именно норма и
какого федерального закона была нарушена непредставлением такого
документа.
Между тем предоставление в избирательные комиссии документов,
подтверждающих полномочия председателей региональных отделений
политических партий при выдвижении от данных партий списков
кандидатов Федеральными законами "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и "О политических партиях", а также уставом
партии не предусмотрено и не требуется.
Решением Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2005 г. в
удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе регионального отделения политической
партии "РПП" в Хабаровском крае поставлен вопрос об отмене решения
суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение
кандидатов, списков кандидатов политическими партиями
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О
политических партиях".
Согласно ст. 21 Федерального закона "О политических партиях" от
11.07.2001 N 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения
и иные структурные подразделения действуют на основании устава
политической партии и в соответствии с ним. Устав политической
партии должен содержать положения, определяющие в том числе
порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков
кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах
государственной власти и органах местного самоуправления.
В силу п. 5.4 Устава политической партии "Российская партия
пенсионеров" региональное отделение вправе участвовать от имени
партии в выборах высших должностных лиц субъектов РФ и
законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов РФ, на территории которого оно действует, а также в
выборах должностных лиц и органов местного самоуправления на
территории того же субъекта.
При этом региональное отделение наделяется всеми полномочиями
партии, необходимыми для проведения избирательной кампании, при
условии получения предварительного письменного согласия
Центрального Совета по выдвигаемым кандидатурам (спискам
кандидатов) на должности и в органы государственной власти
субъектов РФ и муниципальных образований, являющимися центрами
субъектов РФ, а также по вопросам создания блоков с другими
политическими партиями.
Пунктами 6.10, 6.11, 6.21 Устава политической партии "РПП"
установлено, что высшим политическим руководящим органом партии в
период между Съездами партии является Центральный Совет,
возглавляет Центральный Совет и руководит его работой председатель
партии, который также подписывает документы Центрального Совета.
Как видно из материалов дела и установлено судом, региональным
отделением политической партии "РПП" в Хабаровском крае в
избирательную комиссию Хабаровского края было представлено решение
Центрального Совета политической партии "РПП" от 26.09.2005 "О
согласовании общекраевого списка кандидатов в депутаты
Законодательной Думы Хабаровского края четвертого созыва от
избирательного объединения политической партии "РПП", подписанное
председателем партии Гартунгом В.К.
Однако на 26.09.2005 Гартунг В.К. не обладал правом подписания
решения Центрального Совета, что подтверждается решением
Таганского районного суда г. Москвы от 26.09.2005, которым
признано недействительным решение Министерства юстиции РФ о
регистрации Гартунга В.К. председателем политической партии
"Российская партия пенсионеров" (определением судебной коллегии по
гражданским делам Московского городского суда от 13.10.2005 данное
решение оставлено без изменения).
Поскольку решение Центрального Совета политической партии "РПП"
от 26.09.2005 "О согласовании общекраевого списка кандидатов в
депутаты Законодательной Думы Хабаровского края четвертого созыва
от избирательного объединения политической партии "Российская
партия пенсионеров" подписано неправомочным лицом, то суд
правильно признал обоснованными доводы представителя избирательной
комиссии Хабаровского края о нарушении региональным отделением
политической партии "РПП" в Хабаровском крае порядка выдвижения
общекраевого списка кандидатов.
Ссылки заявителя на то, что подписание решения от 26.09.2005
Гартунгом В.К. не влечет его отмены, поскольку оно принято
большинством голосов членов Центрального Совета, который является
коллегиальным органом, как правильно указал суд, не основаны на
положениях Устава партии. Устав, как обоснованно указал суд,
предусматривает единственную форму оформления согласия
Центрального Совета по выдвигаемым спискам кандидатов в органы
государственной власти в виде документа подписанного председателем
партии.
Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия исходит также из
того, что решение Центрального Совета политической партии "РПП" от
26.09.2005 не имеет юридической силы, поскольку оно подписано
неправомочным лицом. Пункт 5.4 Устава политической партии
"Российская партия пенсионеров" требует для проведения
региональным отделением избирательной кампании получения
предварительного письменного согласия Центрального Совета по
выдвигаемым кандидатурам (спискам кандидатов) в депутаты.
Следовательно, в случае, если региональным отделением политической
партии не будет представлено в избирательную комиссию решение
Центрального Совета политической партии "РПП", избирательная
комиссия лишится возможности проверить соблюдение региональным
отделением требований пункта 5.4 Устава партии (то есть соблюдение
порядка выдвижения партией кандидатов (списков кандидатов в
депутаты).
То обстоятельство, что решение Центрального Совета политической
партии "РПП" никем не оспорено, является действующим, также не
свидетельствует о незаконности решения избирательной комиссии,
поскольку указанное решение Центрального Совета, подписанное
неправомочным лицом, не имеет юридической силы и, следовательно,
следует исходить из того, что отсутствует письменное согласие
Центрального Совета партии по спискам кандидатов в депутаты.
Кроме того, Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда,
исходит из того, что отсутствие надлежаще оформленного письменного
документа, который необходим по смыслу закона для подтверждения
порядка выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, по
существу является доказательством отсутствия требуемого в
соответствии с законом согласования списков кандидатов.
Суд признал обоснованным доводы представителя избирательной
комиссии об отказе региональному объединению политической партии
"РПП" в Хабаровском крае в регистрации по мотиву отсутствия
документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным
законом для регистрации списка кандидатов, сославшись на то, что
региональным отделением представлены документы в избирательную
комиссию, подписанные Ермаковым С.В. как председателем
регионального отделения. Однако документы, подтверждающие его
полномочия действовать от имени юридического лица без
доверенности, представлены не были.
Вывод суда в этой части основан на положениях п. 3 ст. 27
Федерального закона "О политических партиях" и п. 1 ст. 5
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей", п. 9 ст. 35 Федерального
закона "Об основных гарантиях..." с указанием на то, что изменения
о руководстве регионального отделения в Единый государственный
реестр юридических лиц не вносились, руководителем регионального
отделения партии, по данным Главного управления федеральной
регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной
области, является Маликов А.Х. Избирательная комиссия при
регистрации списка кандидатов должна руководствоваться сведениями
о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени
юридического лица, которые содержатся в Едином государственном
реестре юридических лиц, что и имело место в данном случае.
Однако с выводом суда в этой части согласиться нельзя.
Статья 52 ГК РФ содержит нормы, регламентирующие общие
положения о юридических лицах. Пункт 3 названной статьи
предусматривает, что изменения учредительных документов
приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной
регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента
уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о
таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители
(участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких
изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом
этих изменений.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О политических
партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат
государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" с учетом установленного названным Федеральным
законом специального порядка государственной регистрации
политической партии и ее региональных отделений. Политическая
партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность
в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента
государственной регистрации.
Изменения, вносимые в устав политической партии, подлежат
государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что
и государственная регистрация самой политической партии, и
приобретают юридическую силу с момента такой регистрации (пункт 4
ст. 21 Федерального закона "О политических партиях").
По смыслу ст. 16 Федерального закона "О политических партиях" к
учредительным документам партии, представляемым для регистрации,
относится устав политической партии.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ в
действующей редакции и Постановление Правительства РФ от 19 июня
2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению
документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц..." предусматривают различный правовой смысл
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы и внесения изменений в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" сведения о фамилии, имени, отчестве и должности
лица, имеющего право без доверенности действовать от имени
юридического лица, относятся к содержанию Единого государственного
реестра юридических лиц и не связаны с внесением изменений в
учредительные документы.
Следовательно, действующее законодательство, в том числе и
Федеральный закон "О политических партиях", не предусматривает
норм, согласно которым принятые руководящими органами партии
решения, влекущие изменение сведений о данном юридическом лице в
Едином государственном реестре юридических лиц и не связанные с
внесением изменений в учредительные документы, вступают в силу с
момента их государственной регистрации либо с момента уведомления
о них регистрирующего органа.
Устав политической партии "Российская партия пенсионеров" также
не содержит норм, согласно которым полномочия вновь избранного
руководителя регионального отделения политической партии возникают
с момента регистрации таких сведений в регистрирующем органе либо
с момента уведомления этого органа об этих изменениях.
Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ не предусматривает
предоставление каких-либо других документов для регистрации
сведений о региональном отделении партии, содержащихся в Едином
государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением
изменений в учредительные документы, помимо заявления по форме,
утвержденной Правительством РФ.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ" не обязывает для
регистрации списка кандидатов представлять документ,
подтверждающий полномочия председателя регионального отделения
партии, что не оспаривается и избирательной комиссией Хабаровского
края.
В материалах дела имеется решение общего собрания членов
регионального отделения партии от 19 июля 2005 г. об избрании
Ермакова С.В. председателем регионального отделения политической
партии "РПР", которое в установленном законом порядке не отменено,
и подтверждает права Ермакова С.В. как председателя регионального
отделения политической партии "РПП" в Хабаровском крае.
То есть в этой части избирательная комиссия Хабаровского края
отказала в регистрации списка кандидатов по существу не в связи с
отсутствием документов, необходимых для регистрации списка
кандидатов, а в связи с отсутствием в Едином государственном
реестре юридических лиц данных о Ермакове С.В. как председателе
РОПП "РПП" в Хабаровском крае.
С учетом указанных обстоятельств нельзя согласиться с выводом
суда о том, что избирательные комиссии должны при регистрации
списка кандидатов руководствоваться сведениями о лице, имеющем
право действовать без доверенности от имени юридического лица,
только теми, которые содержатся в Едином государственном реестре
юридических лиц.
В случае сомнений избирательной комиссии в достоверности
представленных сведений о председателе регионального отделения
партии избирательная комиссия не лишена возможности проверить их в
ином установленном законом порядке.
Вместе с тем вывод суда в этой части не влияет на законность
решения суда по указанным выше основаниям, поскольку имелись
основания у избирательной комиссии для отказа в регистрации списка
кандидатов в связи с другим допущенным заявителем нарушением
закона, предусмотренными ст. 38 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 11 ноября 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу регионального
отделения политической партии "Российская партия пенсионеров" в
Хабаровском крае - без удовлетворения.
|