Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 7528/05 ОТ 29.11.2005 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫРАЗИВШЕГОСЯ В НЕНАЧИСЛЕНИИ И НЕВОЗВРАТЕ ПРОЦЕНТОВ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ВОЗВРАТА ИЗ БЮДЖЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, И ОБЯЗАНИИ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ВЫПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ СУДАМИ НЕВЕРНО ОПРЕДЕЛЕН ПЕРИОД ПРОСРОЧКИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 29 ноября 2005 г. N 7528/05
   
       Президиум   Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина  А.А.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Горячевой  Ю.Ю.,  Иванниковой Н.П., Исайчева  В.Н.,  Киреева
   Ю.А.,  Козловой  А.С.,  Козловой О.А.,  Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы  по
   Правобережному  округу  города  Иркутска  о  пересмотре  в  порядке
   надзора  решения Арбитражного суда Иркутской области от  22.11.2004
   по    делу   N   А19-20572/04-43   и   постановления   Федерального
   арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.03.2005 по  тому
   же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя  -  Инспекции  Федеральной  налоговой  службы  по
   Правобережному  округу  города Иркутска  -  Рыкова  Н.Н.,  Тюленева
   Л.А.;
       от  закрытого акционерного общества "Дако-Леспром" -  Фабричный
   А.И.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Андреевой  Т.К.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Закрытым   акционерным   обществом  "Дако-Леспром"   (далее   -
   общество)  20.05.2003 в Инспекцию Министерства Российской Федерации
   по  налогам  и сборам по Правобережному округу города  Иркутска  (в
   настоящее  время  -  Инспекция  Федеральной  налоговой  службы   по
   Правобережному   округу  города  Иркутска;   далее   -   инспекция,
   налоговый  орган) представлена налоговая декларация  по  налогу  на
   добавленную  стоимость по налоговой ставке 0  процентов  за  апрель
   2003 года.
       По   результатам   камеральной  налоговой  проверки   налоговой
   декларации  налоговым органом принято решение  от  20.08.03  N  03-
   27/391  о частичном отказе обществу в возмещении из бюджета  налога
   на  добавленную стоимость по операциям реализации товара на экспорт
   в сумме 521758 рублей.
       Общество  обратилось  в  Арбитражный суд  Иркутской  области  с
   заявлением   о   признании  недействительным   названного   решения
   налогового  органа в указанной части и об обязании  его  возместить
   из  федерального бюджета налог на добавленную стоимость в указанной
   сумме.
       Решением  Арбитражного суда Иркутской области от 17.03.2004  по
   делу N А19-211/04-5 заявление удовлетворено.
       Федеральный   арбитражный   суд   Восточно-Сибирского    округа
   постановлением от 02.06.2004 решение суда оставил без изменения.
       В  соответствии  с этими судебными актами инспекция  возместила
   обществу налог на добавленную стоимость в сумме 521758 рублей.
       Общество,  сочтя, что налог возмещен с пропуском  установленных
   Налоговым  кодексом Российской Федерации (далее -  Кодекс)  сроков,
   обратилось  в  Арбитражный суд Иркутской  области  с  заявлением  о
   признании  незаконным бездействия налогового органа,  выразившегося
   в  неначислении и невозврате процентов за нарушение сроков возврата
   из  бюджета  налога на добавленную стоимость, и обязании  инспекции
   принять  решение  о  выплате процентов в размере  57465  рублей  85
   копеек.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  22.11.2004   заявленные
   требования  удовлетворены  в  полном  объеме  исходя  из  положений
   пункта 4 статьи 176 Кодекса.
       Федеральный   арбитражный   суд   Восточно-Сибирского    округа
   постановлением  от  31.03.2005 оставил решение без  изменения.  Суд
   кассационной  инстанции  счел  необоснованной  ссылку  на  пункт  4
   статьи  176 Кодекса, в силу которого, по мнению налогового  органа,
   срок  возврата из бюджета налога на добавленную стоимость  начинает
   исчисляться  с  момента вступления в законную  силу  решения  суда,
   которым  признано  недействительным  решение  налогового  органа  в
   части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции   от   22.11.2004  и  постановления   суда   кассационной
   инстанции   от  31.03.2005  инспекция  просит  эти  судебные   акты
   отменить,   поскольку  судами  неправильно  применена  статья   176
   Кодекса.
       Проверив  обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении,
   отзыве   на   него  и  выступлениях  присутствующих   в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемые  судебные акты подлежат отмене, дело - направлению  на
   новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
       Удовлетворяя  требование  общества о  начислении  процентов  за
   нарушение сроков, установленных статьей 176 Кодекса, суды  исходили
   из  просрочки в 305 дней. Период просрочки исчислялся с  20.08.2003
   -  даты,  которой  заканчивался срок принятия  решения  о  возврате
   налога  на  добавленную стоимость по декларации общества,  поданной
   20.05.2003,  и завершался 29.06.2004, когда налоговым органом  было
   направлено  заключение  на  возврат  налога  в  орган  федерального
   казначейства.  При  этом  судом  первой  инстанции  отклонен  довод
   инспекции  о том, что срок для возмещения налога и расчет процентов
   должны  определяться  с  учетом  положений  пункта  3  статьи   176
   Кодекса,  поскольку заявление о возврате налога подано обществом  в
   налоговый орган только 15.06.2004.
       Между тем судами не было учтено следующее.
       Согласно  положениям  пункта 4 статьи  176  Кодекса  возмещение
   налога  производится  не  позднее  трех  месяцев,  считая  со   дня
   представления  налогоплательщиком отдельной  налоговой  декларации,
   указанной   в   пункте   6  статьи  164  Кодекса,   и   документов,
   предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих  обоснованность
   применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
       В  течение указанного срока налоговый орган производит проверку
   обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и  налоговых
   вычетов  и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата
   соответствующих  сумм  либо об отказе (полностью  или  частично)  в
   возмещении.
       В  случае  отсутствия у налогоплательщика недоимки и  пеней  по
   налогу  на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам,
   а   также   задолженности  по  присужденным   налоговым   санкциям,
   подлежащим  зачислению  в тот же бюджет, из  которого  производится
   возврат,  суммы,  подлежащие  возмещению,  засчитываются   в   счет
   текущих  платежей по налогу на добавленную стоимость и  (или)  иным
   налогам  и  сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а  также  по
   налогам,   уплачиваемым  в  связи  с  перемещением  товаров   через
   таможенную   границу  Российской  Федерации  и  реализацией   работ
   (услуг),  непосредственно связанных с производством  и  реализацией
   таких   товаров,  по  согласованию  с  таможенными  органами   либо
   подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
       Возврат    налога    осуществляется    органами    федерального
   казначейства  в  порядке,  установленном  пунктом  4   статьи   176
   Кодекса.  Максимальный срок может быть равен трем  месяцам  со  дня
   подачи  декларации  с необходимыми документами  плюс  восемь  дней,
   предусмотренных  для  получения  казначейством  решения  налогового
   органа,  плюс  две недели, отведенные казначейству для перечисления
   соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
       Если   сроки,  установленные  пунктом  4  статьи  176  Кодекса,
   нарушены,   на   сумму,   подлежащую  возврату   налогоплательщику,
   начисляются    проценты    исходя   из   ставки    рефинансирования
   Центрального банка Российской Федерации.
       В силу пункта 4 статьи 176 Кодекса проценты подлежат начислению
   при  нарушении совокупности сроков, определенных этим  пунктом  для
   налоговых    органов    и   органов   федерального    казначейства.
   Несоблюдение ими промежуточных сроков в расчет не принимается.
       В   данном  случае,  как  установлено  судами,  декларация   по
   налоговой  ставке  0 процентов представлена обществом  в  налоговый
   орган   20.05.2003,   заключение  о  возврате   налога   направлено
   инспекцией  в  казначейство 29.06.2004, возврат  налога  произведен
   09.07.2004.
       Следовательно,   суды  неверно  определили   период   просрочки
   возврата   налога  как  промежуток  с  20.08.2003  по   29.06.2004,
   поскольку  не  учли  предусмотренные пунктом 4 статьи  176  Кодекса
   восемь   дней,  отведенные  для  получения  казначейством   решения
   налогового  органа  о возврате налога, плюс две недели,  отведенные
   казначейству  для  перечисления соответствующих сумм  на  расчетный
   счет налогоплательщика, а также дату фактического возврата налога.
       Кроме того, судами не было учтено, что в соответствии с пунктом
   4   статьи   176  Кодекса  проценты  начисляются  лишь  на   сумму,
   подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда  она
   должна  быть  возвращена  в силу закона, если  бы  налоговый  орган
   своевременно  принял  надлежащее  решение,  а  также  при   наличии
   письменного  заявления  налогоплательщика  о  возврате  налога.  До
   получения  этого  заявления у инспекции нет обязанности  возвращать
   налог,  подлежащий  возмещению, и проценты  за  просрочку  возврата
   налога начислению не подлежат.
       Аналогичная  правовая позиция по данному вопросу  содержится  в
   постановлениях  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации от 05.10.2004 N 5351/04 и от 21.12.2004 N 10848/04.
       По    смыслу    пункта   4   статьи   176   Кодекса   заявление
   налогоплательщика  о  возврате налога должно  быть  представлено  в
   налоговый  орган  до истечения трехмесячного срока,  установленного
   для  камеральной  проверки налоговой декларации,  однако  в  данном
   пункте   не   содержится   запрета  на  подачу   налогоплательщиком
   заявления   о   возврате  налога  и  по  окончании   этого   срока.
   Налогоплательщик не лишен возможности представить такое  заявление,
   если  к  моменту  его подачи налоговым органом  принято  решение  о
   зачете  налога,  не  принято  решение  о  возмещении  либо  принято
   решение  об  отказе  в возмещении, поскольку последнее  может  быть
   оспорено в арбитражном суде.
       Срок  рассмотрения  налоговыми органами  заявлений  о  возврате
   налога  на  добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками  за
   пределами  трехмесячного срока для проверки  налоговой  декларации,
   пунктом  4  статьи 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому  для  целей
   определения  начального момента начисления процентов  за  просрочку
   возврата  налога  может быть применен пункт 3 статьи  176  Кодекса,
   обязывающий  налоговый орган в течение двух недель после  получения
   заявления  принять  решение о возврате  налога  и  в  тот  же  срок
   направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
       Таким  образом, период просрочки возврата налога на добавленную
   стоимость по экспортным операциям формируется следующим образом.
       Если   заявление   о   возврате  налога   подано   в   пределах
   трехмесячного  срока,  предусмотренного  абзацем  вторым  пункта  4
   статьи  176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего  дня
   после  истечения  сроков возврата, установленных пунктом  4  статьи
   176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
       Если  же  заявление  о  возврате  налога  подано  по  истечении
   указанного  трехмесячного  срока, период  просрочки  начинается  со
   следующего  дня  после  истечения сроков возврата,  предусмотренных
   пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс  две
   недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
       И  в  том,  и в другом случае период просрочки длится по  день,
   предшествующий   дате   фактического   перечисления   казначейством
   соответствующих сумм налогоплательщику.
       Отклоняя довод инспекции о представлении обществом заявления  о
   возврате налога на добавленную стоимость лишь 15.06.2004,  суды  не
   приняли  во  внимание  упоминание в заявлении  письма  общества  от
   01.09.2003   с  указанием  вх.  N  20677,  присвоенного   налоговым
   органом.    Таким   образом,   суды   не   проверили,    когда    в
   действительности   общество  обратилось   в   налоговый   орган   с
   заявлением   о  возврате  налога  на  добавленную  стоимость.   Без
   установления  же  этой  даты невозможно сделать  выводы  о  моменте
   возникновения  обязанности  налогового  органа  возвратить   налог,
   необходимости  учета  положений пункта 3 статьи  176  Кодекса  и  о
   наличии и периоде просрочки в возврате налога.
       Следовательно,   при   рассмотрении   дела   судами    допущено
   неправильное  применение положений, содержащихся в пунктах  3  и  4
   статьи  176  Кодекса, и не установлены существенные для правильного
   разрешения спора фактические обстоятельства.
       Довод инспекции о исчислении срока согласно пункту 4 статьи 176
   Кодекса  с  момента вступления в законную силу решения арбитражного
   суда  о  признании  недействительным решения налогового  органа  об
   отказе  в возмещении налога на добавленную стоимость представляется
   необоснованным      и     противоречащим     нормам      налогового
   законодательства,  поэтому  правовую  оценку  этого  довода   судом
   кассационной инстанции следует признать правомерной.
       Аналогичная  позиция сформулирована в постановлении  Президиума
   Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации  от  21.12.2004  N
   10848/04.
       При  таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты  в  части
   обязания  налогового  органа выплатить  обществу  57465  рублей  85
   копеек  процентов нарушают единообразие в толковании  и  применении
   арбитражными судами норм права, содержащихся в статье 176  Кодекса,
   что   в   соответствии   с  пунктом  1  статьи   304   Арбитражного
   процессуального  кодекса Российской Федерации  является  основанием
   для их отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  304,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  суда  первой  инстанции  Арбитражного  суда  Иркутской
   области  от  22.11.2004 по делу N А19-20572/04-43  и  постановление
   Федерального  арбитражного  суда  Восточно-Сибирского   округа   от
   31.03.2005 по тому же делу отменить.
       Дело  передать  на  новое рассмотрение в суд  первой  инстанции
   Арбитражного суда Иркутской области.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz