Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2006 г. N 7375
-------------------------------------------------------------------
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 29 ноября 2005 г. N 893
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧНЯ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации
промышленной безопасности опасных производственных объектов и
перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
2. Считать не подлежащим применению Постановление
Госгортехнадзра России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об
утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной
безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" <*>.
--------------------------------
<*> Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999,
регистрационный N 1926.
ВРИО руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ
Утвержден
Приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 29 ноября 2005 г. N 893
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ
ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ
РД-03-14-2005
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности
опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее
сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений,
которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности
опасных производственных объектов (далее - декларация), и
требования к ее оформлению.
2. Порядок разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) с
изменениями на 9 мая 2005 года;
- Положением о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99
N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) с
изменениями на 1 февраля 2005 года;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в
соответствии с федеральным законодательством, независимо от
организационно-правовых форм собственности организаций,
эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а
также ведомственной принадлежности опасных производственных
объектов.
4. Порядок является обязательным для исполнения организациями,
разрабатывающими декларации, экспертными организациями,
осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций,
работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за
декларируемыми опасными производственными объектами.
5. В Порядке используются термины, установленные в:
- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от
10.01.2003;
- "Методических указаниях по проведению анализа риска на
опасных производственных объектах" (РД 03-418-01), утвержденных
Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 N 30.
Также используются термины и их определения, приведенные в
приложении N 1 к Порядку.
6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска
аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер
по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к
эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной
безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий
аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение
масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае
аварии на ОПО.
7. Декларация разрабатывается для ОПО, на которых получаются,
используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах,
установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (таблицы 1 и 2
приложения N 2 к Порядку), а также для ОПО, обязательность
декларирования которых установлена в нормативных правовых актах
Службы.
При решении вопроса об обязательности декларирования
промышленной безопасности следует применять следующие принципы:
1) для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять
данные таблицы 2 приложения N 2 к Порядку;
2) в случае, если расстояние между ОПО менее пятисот метров,
учитывается суммарное количество опасного вещества;
3) если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то
их суммарное пороговое количество определяется условием:
n
SUMm(i) / M(i) > 1
i=1
где m(i) - количество применяемого вещества; M(i) - пороговое
(предельное) количество того же вещества в соответствии с
таблицами 1 и 2 для всех i от 1 до n.
8. В случае, если ОПО, расположенные на расстоянии менее
пятисот метров и принадлежащие разным организациям, объединены в
единый технологический цикл и сумма опасных веществ на них
превышает установленные предельные значения (таблицы 1 и 2
приложения N 2 к Порядку), то они подлежат декларированию.
9. Декларация разрабатывается в составе проектной документации
на строительство, расширение, реконструкцию, техническое
перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО.
10. Декларация уточняется или разрабатывается вновь при
изменении сведений, содержащихся в ней, или изменении требований
промышленной безопасности.
11. Декларация уточняется путем внесения в нее частичных
изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими
и/или технологическими изменениями на опасном производственном
объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не
увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения
прилагаются к декларации и согласовываются с управлением
центрального аппарата Службы, осуществляющим контроль и надзор за
соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом
ОПО.
12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав
сведений по обеспечению требований промышленной безопасности
следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых
мерах. При разработке декларации в составе проектной документации
представляются сведения о мерах, представленных в проектной
документации.
13. Декларация представляется на экспертизу промышленной
безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.
14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется на
рассмотрение в управление центрального аппарата Службы,
осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований
промышленной безопасности на декларируемом ОПО.
15. Представление копии декларации, информационного листа и
заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной
власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и
гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления
декларации промышленной безопасности опасных производственных
объектов (утверждены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.05.99 N 526).
II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- данные об организации - разработчике декларации;
- оглавление;
- раздел 1 "Общие сведения";
- раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
- раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
- раздел 4 "Выводы";
- раздел 5 "Ситуационные планы";
- обязательные приложения к декларации:
- приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";
- приложение N 2 "Информационный лист".
III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
17. Титульный лист является первой страницей декларации и
служит источником информации, необходимой для обработки и поиска
этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:
1) реквизит утверждения декларации руководителем организации,
эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для
проектируемых объектов);
2) регистрационный номер декларации присваивается Службой в
установленном порядке;
3) наименование декларации с указанием наименования
декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации
(или заказчика проекта);
4) регистрационный номер декларируемого объекта в
государственном реестре опасных производственных объектов (для
действующих объектов);
5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки
декларации.
18. Данные об организации - разработчике декларации включают:
1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее
почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на
проведение работ, связанных с экспертизой промышленной
безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи
лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации
промышленной безопасности и/или анализа риска.
При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной
записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения
представляются для каждой из них.
2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы,
должности, место работы и сведения об аттестации в области
экспертизы декларации промышленной безопасности.
19. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с
указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы.
20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:
1) реквизиты организации:
- полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации
(или заказчика проекта);
- наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с
указанием адреса, телефона;
- фамилии, инициалы и должности руководителей организации;
- полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс
организации;
- краткий перечень основных направлений деятельности
организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта;
2) обоснование декларирования:
- перечень составляющих декларируемого объекта с указанием
количества и наименования опасных веществ, на основании которых
опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;
- перечень нормативных правовых документов, на основании
которых принято решение о разработке декларации;
3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:
- краткую характеристику местности, на которой размещается
объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических
условиях с указанием возможности проявления опасных природных
явлений;
- план расположения объекта на топографической карте и сведения
о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и
охранных зонах декларируемого объекта;
4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая
население:
- сведения об общей численности работников на декларируемом
объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих
по административным единицам и составляющим декларируемого объекта
с указанием средней численности и наибольшей численности
работающей смены;
- сведения об общей численности работников других объектов
эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого
объекта;
- сведения об общей численности иных физических лиц, которые
могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники
соседних предприятий и других объектов; лица на внешних
транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные
физические лица;
5) страховые сведения (для действующих объектов):
- наименование и адрес организации-страховщика, а также
сведения о ее страховых лицензиях;
- перечень договоров обязательного страхования ответственности
с указанием размеров страховых сумм.
21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:
1) сведения об опасных веществах:
- наименование опасного вещества;
- степень опасности и характер воздействия вещества на организм
человека и окружающую природную среду, в том числе при
возникновении аварии;
2) общие сведения о технологии:
- схему основных технологических потоков, которая должна
представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и
направления их перемещения в технологической системе
декларируемого объекта;
- общие данные о распределении опасных веществ по
декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем
количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах,
- аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального
количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей
вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по
максимальным регламентным (проектным) значениям количества
опасного вещества;
3) основные результаты анализа риска аварии.
22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:
1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:
- перечень основных возможных причин возникновения аварии и
факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и
наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов
для описанных сценариев аварии;
- сведения о возможном числе пострадавших, включая погибших
среди работников и иных физических лиц;
- сведения о возможном ущербе от аварий;
2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать
краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам
декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и
вреда окружающей природной среде.
23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности"
должен включать:
1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности
к эксплуатации декларируемого объекта:
- сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;
- перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды
деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;
- сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке
персонала с указанием регулярности проверки знаний в области
промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;
- сведения о системе управления промышленной безопасностью,
включая данные о производственном контроле за соблюдением
требований промышленной безопасности;
- сведения о системе проведения сбора информации о произошедших
инцидентах и авариях и анализе этой информации;
- перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков,
техническому диагностированию и экспертизе технических устройств,
зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с
указанием наименования объекта экспертизы и организаций,
проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения
экспертизы;
- сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого
объекта требованиям норм и правил;
- сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего
вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по
противодействию возможным террористическим актам;
2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности
по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий
аварии:
- сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации
последствий аварий на декларируемом объекте;
- сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-
спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;
- сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации
и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;
- сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии
на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и
указанием порядка действий в случае аварии;
- сведения о порядке действия сил и использования средств
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а
также их взаимодействию с другими организациями по предупреждению,
локализации и ликвидации аварий.
24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:
1) перечень наиболее опасных составляющих и/или
производственных участков декларируемого объекта с указанием
показателей риска аварий;
2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели
риска;
3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска
аварий;
4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и
достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом
объекте.
25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое
отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных
по последствиям аварии составляющих и/или производственных
участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе
должны быть отмечены:
1) промышленная площадка (территория) с указанием
месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;
2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и
места массового скопления людей;
3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее
опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на
декларируемом объекте, а также краткое описание сценариев, методов
и основных исходных данных, применяемых при расчете этих
сценариев;
4) распределение потенциального территориального риска гибели
людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для
декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом
токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).
IV. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ
В ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 "РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"
26. Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет
следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление;
- Раздел 1 "Сведения о технологии";
- Раздел 2 "Анализ риска";
- Раздел 3 "Выводы и предложения";
- Список использованных источников.
27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен
включать следующие сведения:
1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с подп. 2 п.
17 Порядка;
3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования
декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации
(или заказчика проекта);
4) для действующего объекта - регистрационный номер
декларируемого объекта в государственном реестре опасных
производственных объектов, для проектируемого объекта -
наименование проектной документации с указанием стадии проекта
(проектная документация на строительство, расширение,
реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию
опасного производственного объекта);
5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более
книг);
6) местонахождение организации, разработавшей декларацию
промышленной безопасности, и год ее разработки.
Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна
иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и
содержащий сведения, относящиеся к данной книге.
28. Оглавление должно включать наименование всех разделов и
подразделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти
структурные элементы.
В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из
них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно
быть представлено содержание всего документа с указанием номеров
страниц и книг, в последующих книгах - только содержание
соответствующей книги.
29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:
1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ,
учитываемых при идентификации декларируемого объекта):
- наименование;
- вид;
- химическая формула;
- состав;
- физические свойства (молекулярный вес, температура кипения,
плотность);
- взрывоопасность;
- токсическая опасность;
- реакционная способность;
- запах;
- коррозионная активность;
- меры предосторожности;
- воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от
поражающих факторов аварии;
- средства защиты;
- методы перевода вещества в безвредное состояние;
- меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих
факторов при аварии;
2) данные о технологии и оборудовании:
- принципиальная технологическая схема с обозначением основного
технологического оборудования, указанием направлений потоков
опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием
технологического процесса;
- план размещения основного технологического оборудования, в
котором обращаются опасные вещества;
- перечень основного технологического оборудования, в котором
обращаются опасные вещества;
- данные о распределении опасных веществ по оборудованию;
3) описание технических решений по обеспечению безопасности:
- описание решений, направленных на исключение разгерметизации
оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на предупреждение развития
аварий и локализацию выбросов опасных веществ;
- описание решений, направленных на обеспечение
взрывопожаробезопасности;
- описание систем автоматического регулирования, блокировок,
сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.
30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:
1) анализ известных аварий:
- перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших
место на декларируемом объекте (для действующих объектов);
- перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших
место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с
обращающимися опасными веществами;
- анализ основных причин произошедших аварий;
2) анализ условий возникновения и развития аварий:
- определение возможных причин возникновения аварии и факторов,
способствующих возникновению и развитию аварий;
- определение сценариев аварий с участием опасных веществ;
- обоснование применяемых физико-математических моделей и
методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты
анализа риска аварии;
- оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;
- расчет вероятных зон действия поражающих факторов;
- оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших,
среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;
- оценку возможного ущерба;
3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий,
показателях риска причинения вреда работникам декларируемого
объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей
природной среде (по составляющим объекта).
31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:
1) перечень составляющих (производственных участков)
декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска
аварии;
2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии
на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями
риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска;
3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение
риска аварий.
32. Список использованных источников должен включать:
1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих
требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
2) перечень документации организации, используемой при
разработке расчетно-пояснительной записки;
3) перечень литературных источников.
V. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ"
33. Приложение N 2 "Информационный лист" служит для
представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и
включает следующие структурные элементы:
1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО
или являющейся заказчиком проектной документации;
2) сведения о лице, ответственном за информирование и
взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы,
телефон);
3) краткое описание производственной деятельности, связанной с
эксплуатацией декларируемого объекта;
4) перечень и основные характеристики опасных веществ,
обращаемых на декларируемом объекте;
5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий
и мерах безопасности;
6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях
населения при возникновении аварий.
34. На титульном листе приложения "Информационный лист"
приводятся следующие сведения:
1) надпись "Приложение N 2" (в правом верхнем углу);
2) регистрационный номер декларации в соответствии с п. 17 пп.
2 Порядка;
3) наименование информационного листа к декларации с указанием
наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей
организации (или заказчика проекта).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ
35. Общие требования:
- декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно
друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка
оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких
книг при необходимости);
- текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен
машинописным способом или с применением печатающих и графических
устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой
бумаги;
- вне зависимости от способа печатания качество напечатанного
текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять
требованию четкого однозначного восприятия;
- при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать
равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по
всему тексту;
- вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы,
знаки допускается черными чернилами или черной тушью;
- заголовки структурных элементов декларации следует
располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце
и печатать прописными буквами, не подчеркивая;
- заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного
отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы
слов в заголовках не допускаются;
- расстояние между заголовками структурных элементов,
подразделов, пунктов и текстов должно быть не менее 3 интервалов.
36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:
- страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами,
соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и
каждого приложения к ней;
- титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер
страницы на титульном листе не проставляют;
- иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах,
включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-
пояснительной записки;
- иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.
37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов,
подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:
- разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и
расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в
пределах каждого раздела или подраздела;
- номер пункта включает номер раздела, порядковый номер
подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1, 1.1.2,
1.1.3 и т.д.;
- номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и
порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1,
1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.;
- если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то
нумеровать пункт (подпункт) не следует;
- книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в
пределах декларации и РПЗ, соответственно;
- номер книги следует проставлять арабскими цифрами на
титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ,
например "Книга 2".
38. Требования к иллюстрациям:
- иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки)
следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной
записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются
впервые, или на следующей странице;
- на все иллюстрации должны быть даны ссылки;
- иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные
(подрисуночный текст);
- иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование
помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через
тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных
данных и располагают посередине строки;
- иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной
записки;
- иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если
иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на
другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на
каждой странице и под ним указывают "лист...";
- масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных
планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из
наглядности и полноты отображения информации.
39. Требования к таблицам:
- цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;
- таблицу следует располагать в декларации или РПЗ
непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые,
или на следующей странице;
- на все таблицы должны быть даны ссылки;
- таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы
помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через
тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева
без абзацного отступа;
- таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной
нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.
40. Требования к перечислениям и сноскам:
- перечисления при необходимости могут быть приведены внутри
пунктов или подпунктов;
- перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией
арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и
печатать строчными буквами;
- в пределах одного пункта или подпункта не допускается более
одной группы перечислений;
- сноски следует размещать в декларации или РПЗ при
необходимости пояснения содержания текста, таблицы или
иллюстрации;
- сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст,
таблица или иллюстрация, к которым они относятся.
41. Требования к ссылкам:
- ссылки на использованные источники следует указывать
порядковым номером по списку источников и приводить в квадратных
скобках;
- наряду с общим списком допускается приводить ссылки на
источники в подстрочном примечании;
- ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты,
иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать
их порядковым номером, например: "...в разделе 2", "...по п.
3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.
42. Требования к оформлению результатов анализа риска:
- результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены
таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-
пояснительной записке, могли быть проверены и повторены
квалифицированными специалистами, которые не участвовали при
первоначальном анализе;
- разработчики декларации могут применять любые обоснованные
модели и методы расчета;
- обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также
результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся
основные результаты расчетов;
- для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует
указать организацию, разработавшую их, принятые допущения,
предположения, значения основных исходных данных, литературные
ссылки на используемые материалы;
- при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует
указать влияние исходных данных и принятых допущений на
рассчитываемые показатели риска;
- приоритетными для проведения анализа риска являются
методические документы, согласованные или утвержденные
федеральными органами исполнительной власти;
- при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого
ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать
полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией
предписаний органов надзора;
- при анализе риска следует проанализировать различные
сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее
опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных
ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также
следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации
сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека,
имуществу и окружающей природной среде;
- ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или
денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия,
затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь
(затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной
выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых
ресурсов;
- при оценке риска необходимо преимущественно использовать
количественные методы. Количественные показатели риска аварии
(частота возникновения аварии, вероятность поражения человека,
индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и
т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а
также с использованием специальных количественных графо-
аналитических методов, методов имитационного моделирования, с
помощью построения полей потенциального территориального риска;
- при отсутствии необходимых данных для количественной оценки
риска допускается использование качественных показателей риска
аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок
(например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования
показателей риска аварии определяется уровнем методического
обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с
учетом их специфики.
Приложение N 1
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:
1. Декларация промышленной безопасности опасного
производственного объекта (далее - декларация) - документ, в
котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии,
анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по
обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного
производственного объекта в соответствии с требованиями норм и
правил промышленной безопасности, а также к локализации и
ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для
которого разработка декларации промышленной безопасности является
обязательной согласно федеральному законодательству или
требованиям Службы.
3. Составляющие опасного производственного объекта - участки,
установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные
части), объединяющие технические устройства или их совокупность по
технологическому или территориально-административному принципу и
входящие в состав опасного производственного объекта.
4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически
связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим
(исходным) событием, приводящих к определенным опасным
последствиям аварии.
5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный
сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации
которого максимальна за определенный период времени.
6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее
опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с
наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам
природной среды.
Приложение N 2
ПРЕДЕЛЬНЫЕ КОЛИЧЕСТВА ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ,
НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ
ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКИ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ"
ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 ГОДА N 116-ФЗ)
Таблица 1
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Наименование опасного вещества ¦ Предельное ¦
¦ ¦ количество ¦
¦ ¦ опасного ¦
¦ ¦ вещества, т ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Аммиак ¦ 500 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в¦ 2 500 ¦
¦которых содержание азота из нитрата аммония ¦ ¦
¦составляет более 28 процентов массы, а также ¦ ¦
¦водные растворы нитрата аммония, в которых ¦ ¦
¦концентрация нитрата аммония превышает 90 ¦ ¦
¦процентов массы) ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Нитрат аммония в форме удобрений (простые ¦ 10 000 ¦
¦удобрения на основе нитрата аммония, а также ¦ ¦
¦сложные удобрения, в которых содержание азота из ¦ ¦
¦нитрата аммония составляет более 28 процентов ¦ ¦
¦массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония ¦ ¦
¦вместе с фосфатом и (или) калием)) ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Акрилонитрил ¦ 200 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Хлор ¦ 25 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Оксид этилена ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Цианистый водород ¦ 20 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Фтористый водород ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Сернистый водород ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Диоксид серы ¦ 250 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Триоксид серы ¦ 75 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Алкилы свинца ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Фосген ¦ 0,75 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Метилизоцианат ¦ 0,15 ¦
L-------------------------------------------------+---------------
Таблица 2
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Виды опасных веществ ¦ Предельное ¦
¦ ¦ количество ¦
¦ ¦ опасного ¦
¦ ¦ вещества, т ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Воспламеняющиеся газы ¦ 200 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых¦ 50 000 ¦
¦складах и базах ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Горючие жидкости, используемые в технологическом ¦ 200 ¦
¦процессе или транспортируемые по магистральному ¦ ¦
¦трубопроводу ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Токсичные вещества ¦ 200 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Высокотоксичные вещества ¦ 20 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Окисляющие вещества ¦ 200 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Взрывчатые вещества ¦ 50 ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Вещества, представляющие опасность для окружающей¦ 200 ¦
¦природной среды ¦ ¦
L-------------------------------------------------+---------------
|