ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2005 г. N 10477/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной
Е.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой
А.С., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Маковской А.А., Першутова
А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление правительства Челябинской области о
пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции
Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2005 по делу N А76-
20245/02-11-70/12-1/23-379 и постановления Федерального
арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - правительства Челябинской области (истца) -
Парфенова Т.В.;
от открытого акционерного общества "Челябинское
авиапредприятие" (ответчика) - Жирнов В.В., Лазарев К.Г.;
от Челябинского областного комитета по управлению
государственным имуществом (третьего лица) - Субботина Е.Е.
Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б., а также
объяснения присутствующих в заседании представителей участвующих в
деле лиц, Президиум установил следующее.
Правительство Челябинской области обратилось в Арбитражный суд
Челябинской области к ответчикам: открытым акционерным обществам
"Челябинское авиапредприятие" и "Аэропорт Челябинск" -
первоначально с иском о признании права общей долевой
собственности на объект недвижимости - пристрой к завершенному
реконструкцией (строительством) международному сектору аэровокзала
города Челябинска.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял предмет
искового требования и сформулировал его окончательно в следующей
редакции: признать за Челябинской областью право собственности на
долю в международном секторе аэровокзала города Челябинска в
размере 92 процентов от стоимости реконструкции старого здания
аэровокзала под этот сектор, поскольку в реконструкцию названного
объекта стоимостью 52445000 рублей Челябинская область внесла
48488710 рублей из бюджета области, что подтверждено соглашениями
участников инвестиционного проекта.
В обоснование заявленного требования истец сослался на то, что
общая долевая собственность на международный сектор аэровокзала
города Челябинска возникла в соответствии с нормами Гражданского
кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона РСФСР от
26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР",
действовавшего в период реконструкции объекта.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2005 в удовлетворении
иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от
19.07.2005 указанное решение суда оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и
кассационной инстанций признали доказанным факт понесения
Челябинской областью затрат в сумме 48488710 рублей, вложенных в
реконструкцию старого здания аэровокзала города Челябинска под
международный сектор. При этом суды исходили из следующего: ОАО
"Челябинское авиапредприятие" являлось собственником старого
здания аэровокзала, подвергнутого реконструкции; истец же не
доказал возникновения у него договорных правоотношений с названным
обществом по реконструкции упомянутого объекта с использованием
инвестиционных средств области. Суды сослались на то, что
Челябинская область инвестировала реконструкцию старого здания
аэровокзала по сделкам, в которых ОАО "Челябинское
авиапредприятие" не участвовало, и не признали создания в
результате реконструкции нового объекта - международного сектора
аэровокзала города Челябинска.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции и постановления суда кассационной инстанции
правительство Челябинской области просит отменить названные
судебные акты, ссылаясь на неправильное определение судами
правовой природы возникших между сторонами правоотношений.
Заявитель считает, что область являлась инвестором
реконструкции старого здания аэровокзала на основании договорных
отношений с собственником этого объекта и с его согласия вложила в
нее значительные денежные средства, что подтверждается соглашением
от 23.07.2003. В подтверждение наличия между сторонами договорных
отношений по реконструкции объекта заявитель ссылается на
контракты и договоры, заключенные с участием ОАО "Челябинское
авиапредприятие" и с его согласия, а также на их исполнение, в
результате чего была осуществлена реконструкция старого здания
аэровокзала и создан новый объект - международный сектор
аэровокзала города Челябинска. Истец полагает, что Челябинская
область имеет право на соответствующую долю в новом объекте,
созданном в основном за счет ее денежных средств.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании
представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что
оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового
судебного акта об удовлетворении искового требования в части
признания за Челябинской областью права на долю в общей долевой
собственности на объект недвижимости - международный сектор
аэровокзала города Челябинска и направлении дела в части
определения размера этой доли на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
В процессе приватизации государственного имущества Челябинского
авиапредприятия (в июне 1994 года) было создано акционерное
общество открытого типа "Челябинское авиапредприятие", в уставный
капитал которого вошло здание аэровокзала города Челябинска (1956
года постройки).
АООТ "Челябинское авиапредприятие" (заказчик) 09.07.1994
подписало контракт с фирмой "Union Engineering (UK) Ltd"
(подрядчиком) (далее - фирма) на реконструкцию старого здания
аэровокзала путем его расширения и создания международного сектора
аэровокзала города Челябинска. Контрактом предусматривалось
финансирование строительных работ за счет заказчика, однако эти
условия контракта акционерным обществом "Челябинское
авиапредприятие" не исполнялись.
По согласованию с ОАО "Челябинское авиапредприятие" главой
администрации Челябинской области были изданы постановление от
11.09.1995 N 441 "Об укреплении материально-технической базы
Челябинского аэропорта", предусматривавшее оформление в областную
собственность объектов аэропорта, созданных за счет средств
области, и постановление от 29.09.1995 N 466 "Об организации работ
по реконструкции Челябинского аэропорта и строительству взлетно-
посадочной полосы", на основании которого был утвержден график
финансирования и производства работ по реконструкции старого
здания аэровокзала, выделены из бюджета области средства для
реализации проекта.
Кроме того, постановлением от 29.09.1995 N 466 заказчиком
реконструкции объекта определено открытое акционерное общество
"Аэропорт Челябинск", которое по предложению правительства
Челябинской области должно было быть выделено в качестве
самостоятельного юридического лица из состава ОАО "Челябинское
авиапредприятие".
До создания нового заказчика (ОАО "Аэропорт Челябинск")
администрация Челябинской области заключила с акционерным
обществом закрытого типа "НЭК" договор-поручение от 29.09.1995 на
финансирование работ по реконструкции здания аэровокзала и
строительству взлетно-посадочной полосы Челябинского аэропорта, в
соответствии с которым АОЗТ "НЭК" от имени инвестора - Челябинской
области - должно было обеспечить финансирование работ по
реконструкции и строительству объектов аэропорта.
На основании постановления от 29.09.1995 N 466 между заказчиком
- акционерным обществом "Челябинское авиапредприятие", подрядчиком
- фирмой и плательщиком - обществом "НЭК" подписано дополнение N 1
к контракту от 09.07.1994. Согласно этому дополнению
финансирование работ от имени администрации Челябинской области
должно было осуществлять общество "НЭК".
После создания акционерным обществом "Челябинское
авиапредприятие" своего дочернего общества - ОАО "Аэропорт
Челябинск" последнее заключило с подрядчиком (фирмой) контракт от
01.02.1996 N 1757 на реконструкцию здания аэровокзала.
Впоследствии между ОАО "Аэропорт Челябинск" и администрацией
Челябинской области подписан договор-поручение от 04.01.1995 N 80
с дополнением от 01.03.1996, согласно которому администрация как
инвестор обязана была продолжать финансирование работ по
реконструкции здания аэровокзала и строительству взлетно-
посадочной полосы аэропорта. Пунктом 2.3 указанного договора-
поручения предусматривалось, что по окончании строительства
стороны обязаны составить акт сверки расчетов и оформить объекты
аэропорта, построенные за счет средств областного бюджета, в
собственность области.
Об исполнении Челябинской областью (инвестором) упомянутых
контрактов, договоров по финансированию строительства объектов
аэропорта свидетельствуют акт сверки долевого участия области в
реконструкции здания аэровокзала, подписанный 23.07.1998 с
участием ОАО "Челябинское авиапредприятие", и соглашение об
определении размера затрат Челябинской области и названного
акционерного общества от 23.07.2003, согласно которому Челябинской
областью в реконструкцию здания аэровокзала под международный
сектор внесено инвестиций на сумму 48488710 рублей.
Старое здание аэровокзала по решению общего собрания акционеров
ОАО "Челябинское авиапредприятие" от 27.06.1998 передано
01.07.1998 в уставный капитал ОАО "Аэропорт Челябинск"; после
завершения его реконструкции в 1999 году новый объект также
находился во владении ОАО "Аэропорт Челябинск".
Перечисленные выше документы и совершенные ОАО "Челябинское
авиапредприятие" и администрацией (правительством) Челябинской
области действия подтверждают: воля собственника старого здания
аэровокзала была направлена на совместное проведение с Челябинской
областью реконструкции этого объекта с использованием средств из
бюджета области, в результате которой был создан новый объект -
международный сектор аэровокзала города Челябинска.
Возникшие между этими сторонами отношения по реконструкции
объекта относятся к договорным правоотношениям в силу положений
статьи 153, пункта 3 статьи 154, статей 420, 431 Гражданского
кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 244, 245 названного
Кодекса такие правоотношения порождают у их участников право общей
долевой собственности на созданный ими в результате реконструкции
новый объект - международный сектор аэровокзала города Челябинска.
Что касается решения Арбитражного суда Челябинской области от
19.10.2000, принятого по другому делу (N А76-11930/2000-4-346),
которым суд признал недействительной сделку по передаче старого
здания аэровокзала в уставный капитал общества "Аэропорт
Челябинск" и обязал его возвратить указанный объект обществу
"Челябинское авиапредприятие", то этот судебный акт вынесен после
ввода в 1999 году нового объекта (международного сектора
аэровокзала города Челябинска) в эксплуатацию и не повлиял на
отношения, возникшие между сторонами по реконструкции старого
здания аэровокзала с использованием бюджетных средств Челябинской
области.
С учетом изложенных обстоятельств содержащиеся в оспариваемых
судебных актах выводы о том, что Челябинская область не являлась
участником договорных правоотношений с собственником здания
аэровокзала по его реконструкции и строительству международного
сектора аэровокзала города Челябинска за счет средств бюджета
области, не соответствуют приведенным законодательным нормам и
материалам дела.
Также необоснован и вывод судов о том, что в результате
реконструкции здания аэровокзала не было создано нового объекта.
Согласно экспертному заключению головного проектного института
"Челябинскгражданпроект" от 08.07.2004 N 03/513 и заключению
государственного проектно-изыскательского института гражданской
авиации "Сибаэропроект" от 10.08.2004 N 1.3-500 эксплуатация
старого здания аэровокзала для осуществления международных
воздушных перевозок без его реконструкции и расширения путем
возведения дополнительного пристроя к нему была невозможна и
здание международного сектора аэровокзала города Челябинска
является объектом, возникшим в результате реконструкции
(модернизации) старого здания аэровокзала.
С учетом изложенного неприменение судами двух инстанций к
отношениям, возникшим между ОАО "Челябинское авиапредприятие" и
Челябинской областью в лице администрации (правительства)
Челябинской области, упомянутых норм Гражданского кодекса
Российской Федерации и непризнание между ними наличия договорных
отношений по созданию с использованием средств бюджета области
нового объекта, являющегося общей долевой собственностью названных
сторон, не может быть признано обоснованным.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Исковое требование правительства Челябинской области в части
признания за Челябинской областью права на долю в общей долевой
собственности на международный сектор аэровокзала города
Челябинска подлежит удовлетворению.
Поскольку вопрос о размере принадлежащей истцу доли в указанном
объекте судом первой инстанции не рассматривался, дело в части ее
определения подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305 и
статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Челябинской
области от 18.05.2005 по делу N А76-20245/02-11-70/12-1/23-379 и
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от
19.07.2005 по тому же делу отменить.
Исковое требование правительства Челябинской области в части
признания за Челябинской областью права на долю в общей долевой
собственности на международный сектор аэровокзала города
Челябинска удовлетворить.
В части определения размера доли Челябинской области в общей
долевой собственности на указанный объект дело передать на новое
рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Челябинской
области.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|