МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32
О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Проблема санитарной очистки является одной из важнейших в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации.
В России в настоящее время накоплено более 80 млрд. тонн
отходов при ежегодном образовании около 30 млн. тонн твердых
бытовых отходов и 120 млн. тонн промышленных отходов. В среднем на
одного человека в год образуется около 1 тонны отходов: 200 кг ТБО
(твердых бытовых отходов) и 800 кг промышленных отходов.
Огромные территории заняты под хранение и обезвреживание
отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по
Российской Федерации превышает 2 тыс. кв. км.
Около 50 - 60% объема твердых бытовых отходов составляют
полимерные упаковочные материалы.
Большие объемы и темпы накопления отходов вызваны высоким
уровнем их образования и слабым развитием индустрии вторичной
переработки. Отсутствует механизм экономической заинтересованности
в переработке отходов и в замене первичного сырья вторичным, так
как это требует привлечения дополнительных средств.
Система очистки населенных мест крайне несовершенна. Основными
нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки территории
населенных мест являются:
- недостаточные мощности (или их отсутствие) по сортировке,
переработке и уничтожению мусора и отходов;
- отсутствие системы селективного сбора, вывоза и переработки
отходов;
- наличие несанкционированных свалок на территории городов и
населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы, грунтовых вод,
атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных
грызунов;
- возникновение стихийных свалок вокруг дачных поселков и
садовых товариществ, при этом вместо вывоза практикуется сжигание
отходов, приводящее к загрязнению окружающей среды стойкими
органическими загрязнителями, в том числе диоксинами;
- нерациональное использование строительных отходов, которые
лишь в небольших объемах подвергаются вторичному использованию и в
большей части вывозятся на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов);
- неудовлетворительная утилизация медицинских отходов.
Кроме того, серьезные проблемы с обращениями отходов имеют
место в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз
отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация
сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение
санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов
вблизи жилых зданий.
Не соблюдаются требования СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические
требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых
отходов", коэффициент заполнения многих полигонов около 100%.
В стране в настоящее время построено всего 15
мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, треть из них
не работает, так как используются зарубежные технологии,
рассчитанные на изначальный раздельный сбор отходов, практически
не ведется строительство новых полигонов для складирования и
захоронения промышленных и бытовых отходов.
Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема
утилизации и обезвреживания токсичных отходов, продолжается
порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, что
представляет наибольшую потенциальную опасность для здоровья
населения.
Все это оказывает негативное влияние на почву, в ряде
территорий в 2004 году доля проб, не отвечающих гигиеническим
нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне,
значительно превышает средний показатель по Российской Федерации -
11,4% (Свердловская область - 54,2%, г. Санкт-Петербург - 50,2%,
Красноярский край - 42,5%, г. Москва - 31,1%, др.).
Стабильно неблагополучной продолжает оставаться ситуация с
превышением гигиенических нормативов по содержанию тяжелых
металлов в почве в Дальневосточном федеральном округе.
Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки
территорий населенных мест, особенно в неканализованном жилом
секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров,
несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и
дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и
пищевых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения
почвы на территории жилой застройки.
Так, в Приморском крае 15 - 20% контейнеров в ветхом состоянии,
требуют замены, износ специализированного транспорта 40 - 70%, на
80% территории частных домовладений г. Владивостока отсутствуют
оборудованные площадки для сбора ТБО; в Тамбовской области
согласованные проекты имеют только 50% свалок ТБО; в Рязанской
области только за 4 месяца 2005 года поступили от населения 322
жалобы на несвоевременный вывоз бытовых отходов; в Воронежской
области только 18% мест размещения ТБО (свалки, полигоны)
санкционированы.
Доля пищевых продуктов в составе бытовых отходов составляет
одну треть, что приводит к увеличению заселенности населенных мест
грызунами, являющимися переносчиками таких инфекционных
заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В
последние годы заболеваемость этими зоонозами и число пострадавших
от укусов крыс возросло, чему способствует и снижение объема
дератизационных работ.
Обращает на себя внимание снижение мер административного
воздействия, принимаемых территориальными управлениями
Роспотребнадзора в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 7%
(Республики Карелия, Коми, Удмуртская, Мордовия; Брянская,
Владимирская, Ивановская, Калужская области и др.).
Учитывая изложенное, Федеральная служба предлагает
Территориальным управлениям Роспотребнадзора:
1. Выйти с предложениями в органы местного самоуправления:
- о принятии действенных мер по обеспечению эффективной системы
плановой очистки территории населенных мест и ликвидации
несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;
- о разработке региональных целевых программ в области
обращения отходов производства и потребления, строительстве
современных полигонов для складирования и захоронения промышленных
и бытовых отходов, благоустройстве свалок, строительстве
мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, а также о
создании условий для раздельного сбора, сортировки и переработки
бытового мусора и промышленных отходов.
2. Ужесточить меры административного принуждения за загрязнение
почвы и нарушение санитарного законодательства в области обращения
с отходами.
3. Активизировать обучение работников жилищно-коммунального
хозяйства вопросам обращения отходов производства и потребления,
проводить с населением постоянную разъяснительную работу с
привлечением средств массовой информации о необходимости
селективного сбора и отходов.
4. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц, осуществляющих деятельность по обращению отходов производства
и потребления, строгого соблюдения требований санитарного
законодательства, регламентирующих данный вид деятельности.
5. Предлагаю также при проведении надзора за обращением отходов
производства и потребления учесть предложения нашего письма от
06.10.2003 N 2510/11148-03-32.
6. Материалы по состоянию очистки населенных мест представлять
в Федеральную службу ежегодно во время сдачи годового отчета.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|