КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2005 г. N 420-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЧУДАКОВА ЮРИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
СТАТЕЙ 5, 14, 18, 30, 31 И 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя
Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева,
Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В.
Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Ю.К. Чудакова вопрос о
возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
гражданин Ю.К. Чудаков просит признать неконституционными
положения статей 5, 14, 18, 30, 31 и 32 Федерального закона от 17
декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
определяющие виды и структуру трудовых пенсий, порядок их
назначения, перерасчета, выплаты и доставки, размеры трудовых
пенсий по старости, правила оценки пенсионных прав застрахованных
лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации
(преобразования) в расчетный пенсионный капитал, порядок
вступления в силу данного Федерального закона, а также введения в
действие установленного им ожидаемого периода выплаты трудовой
пенсии.
По мнению заявителя, оспариваемые положения допускают отмену
пенсионных прав, приобретенных им в соответствии с ранее
действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года
"О государственных пенсиях в Российской Федерации", снижают
уровень его пенсионного обеспечения и тем самым противоречат
статьям 15, 18, 19, 39, 45, 54, 55, 57 Конституции Российской
Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее
уведомлял Ю.К. Чудакова о том, что его жалоба не соответствует
требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив
представленные заявителем материалы, не находит оснований для
принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями
социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1),
гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение
пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть
2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его
реализации, включая закрепление в законе правовых оснований
назначения пенсий, установление их составных частей и размеров,
порядка исчисления, перерасчета и выплаты, соблюдая при этом
конституционные требования, в том числе не допускающие издание в
Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права
граждан.
Как следует из представленных материалов, при пересмотре пенсии
заявителя с 1 января 2002 года по нормам Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" ее размер не снизился, а,
напротив, увеличился. Следовательно, его конституционные права
оспариваемыми нормами данного Федерального закона, не допускающего
снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного
ранее действовавшим законодательством (пункт 4 статьи 29),
нарушены не были, а потому жалоба не может быть признана
допустимой.
По сути, требования заявителя сводятся к необходимости внесения
целесообразных, на его взгляд, изменений в Федеральный закон "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе к устранению
имеющихся, по мнению заявителя, противоречий между отдельными его
нормами, что отнесено к компетенции законодателя.
Проверка же правильности произведенной органами,
осуществляющими пенсионное обеспечение, оценки пенсионных прав
заявителя по состоянию на 1 января 2002 года, включая правильность
применения и истолкования ими предписаний пункта 9 статьи 30
названного Федерального закона, в том числе с учетом правовой
позиции, выраженной в сохраняющем свою силу Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N
2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений
статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", возложена на суды общей юрисдикции, в деятельность
которых Конституционный Суд Российской Федерации вмешиваться не
вправе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79,
статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Чудакова Юрия Константиновича, поскольку она не отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с
которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку
разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду
Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|