Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.11.2005 N 252ПВ05 ОБЯЗАННОСТЬ ПРОИЗВЕСТИ ПЕРЕРАСЧЕТ СУММЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РАЗМЕРЕ 3% ОТ УСТАНОВЛЕННОЙ СТАВКИ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ПРАВОМЕРНО ВОЗЛОЖЕНА СУДОМ НА НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ, ПОСКОЛЬКУ РАЗМЕР СТАВКИ НАЛОГА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ИМЕЮЩИЙ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ДОМА, НЕ ДОЛЖЕН ЗАВИСЕТЬ ОТ НАЛИЧИЯ ЛИБО ОТСУТСТВИЯ НА ДАННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ ЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
            ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 23 ноября 2005 г. N 252пв05
   
       Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
   
       председателя                                    Лебедева В.М.,
       членов Президиума                                Жуйкова В.М.,
                                                      Кузнецова В.В.,
                                                   Петроченкова А.Я.,
                                                       Радченко В.И.,
                                                      Свиридова Ю.А.,
                                                         Серкова П.П.
   
       рассмотрел   в   порядке   надзора  представление   заместителя
   Председателя Верховного Суда Российской Федерации Карпова  А.И.  на
   определение президиума Калининградского областного суда от  7  июня
   2004  года  по  делу  по  иску Межрайонной  инспекции  Министерства
   Российской  Федерации  по налогам и сборам  (МНС  России)  N  8  по
   городу Калининграду к К. о взыскании земельного налога и пени.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Гуцола Ю.А., Президиум Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установил:
   
       Межрайонная  инспекция  МНС России N 8 по  городу  Калининграду
   обратилась  в  суд  с иском к К. о взыскании земельного  налога  за
   2002 год в сумме 11148 руб. и пени в размере 1989 руб. 50 коп.
       В  обоснование заявленных требований Межрайонная инспекция  МНС
   России  N  8  по  городу Калининграду указывала,  что  К.  имеет  в
   собственности  земельный участок, расположенный  по  адресу:  город
   Калининград,   ул.   Дальневосточная,   д.   15   (код   экономико-
   планировочной   зоны  Ш-27),  который  был  ему  предоставлен   для
   строительства  индивидуального жилого дома.  На  основании  решения
   городского Совета депутатов Калининграда от 9 января 2002 года N  6
   "Об  утверждении  дифференцированных  ставок  земельного  налога  в
   городе  Калининграде  на  2002  год"  ставка  земельного  налога  в
   экономико-планировочной зоне Ш-27 составила 13,24 рубля  за  1  кв.
   м.  В  соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О  плате
   за  землю" уплата налога должна производиться владельцами земельных
   участков  в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября  текущего
   года,  о  чем  ответчик  был уведомлен 6 мая  2002  года  налоговым
   уведомлением.  На  основании ст. 69 Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  ответчику были выставлены требования N 906 и N  1001  об
   уплате  налога  за землю и пени, которые были им  получены,  но  не
   исполнены. Задолженность ответчика по уплате налога на землю на  28
   марта  2003  года  составила 11148 рублей и пени  за  период  с  16
   сентября 2002 года по 25 июля 2003 года - в размере 1989 рублей  50
   копеек.
       Решением  мирового  судьи  1-го судебного  участка  Гурьевского
   района  Калининградской области от 11 сентября  2003  года  исковые
   требования  удовлетворены,  с  К. в  пользу  Межрайонной  инспекции
   Министерства  Российской  Федерации по налогам  и  сборам  N  8  по
   городу   Калининграду   в   возмещение  задолженности   по   уплате
   земельного налога взыскано 11148 рублей и пени в сумме 1989  рублей
   50  копеек, а всего 13137 рублей 50 копеек, а также государственная
   пошлина в доход местного бюджета в сумме 504 рубля 12 копеек.
       Апелляционным     решением    Гурьевского    районного     суда
   Калининградской  области от 1 декабря 2003  года  решение  мирового
   судьи  1-го  судебного  участка Гурьевского района  Калининградской
   области  от 11 сентября 2003 года отменено, вынесено новое решение,
   которым Межрайонной инспекции МНС России N 8 города Калининграда  в
   иске  отказано, на нее возложена обязанность произвести  перерасчет
   суммы  земельного  налога в размере 3% от установленной  ставки  за
   земельный участок, принадлежащий К.
       Дополнительным    решением    Гурьевского    районного     суда
   Калининградской  области от 29 декабря 2003  года  в  пользу  К.  с
   Межрайонной  инспекции  МНС  России  N  8  по  городу  Калининграду
   взысканы  судебные расходы по оплате услуг представителя в  размере
   5000 рублей.
       Определением президиума Калининградского областного суда  от  7
   июня  2004  года  апелляционное решение Гурьевского районного  суда
   Калининградской области от 1 декабря 2003 года отменено,  оставлено
   в  силе  решение мирового судьи 1-го судебного участка  Гурьевского
   района Калининградской области от 11 сентября 2003 года.
       В  порядке  ст. 389 ГПК РФ заместителем Председателя Верховного
   Суда   Российской  Федерации  внесено  представление  о  пересмотре
   определения президиума Калининградского областного суда от  7  июня
   2004  года  в  целях  обеспечения  единства  судебной  практики   и
   законности.
       Проверив   материалы   дела,  обсудив   доводы   представления,
   Президиум  Верховного Суда Российской Федерации  находит  указанное
   определение президиума Калининградского областного суда  подлежащим
   отмене  в  порядке  надзора в целях обеспечения  единства  судебной
   практики и законности.
       Согласно  части  5  ст.  8 Закона Российской  Федерации  от  11
   октября  1991  года N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции  от  25
   июля   2002   года),  налог  за  земли,  занятые  жилищным   фондом
   (государственным,   муниципальным,   общественным,   кооперативным,
   индивидуальным),  а  также  личным  подсобным  хозяйством,  дачными
   участками,  индивидуальными и кооперативными  гаражами  в  границах
   городской  (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного
   участка  в  размере  трех  процентов от ставок  земельного  налога,
   установленных в городах и поселках городского типа, но не менее  10
   рублей за квадратный метр.
       Удовлетворяя надзорную жалобу Межрайонной инспекции МНС  России
   N   8  по  городу  Калининграду  и  отменяя  апелляционное  решение
   Гурьевского  районного суда Калининградской области  от  1  декабря
   2003  года,  президиум Калининградского областного суда  указал  на
   неправильное применение судом апелляционной инстанции  норм  Закона
   Российской Федерации "О плате за землю".
       В  частности,  президиум исходил из того, что приведенное  выше
   положение  ч.  5  ст.  8 Закона Российской Федерации  "О  плате  за
   землю"  о  льготном (3%) налогообложении земель,  занятых  жилищным
   фондом,  применимо  лишь к землям, на которых  строительство  жилых
   домов  завершено,  и,  соответственно,  неприменимо  к  землям,  на
   которых   строительство  домов  не  завершено,  дома  не  сданы   в
   эксплуатацию.
       Также президиум Калининградского областного суда указывал,  что
   понятие  "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8  Закона  РФ  "О
   плате  за  землю", следует применять в том значении,  в  каком  оно
   используется  в  ст.  4 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего  на
   время  рассмотрения спора), в соответствии с которой жилищный  фонд
   образуют  находящиеся  на  территории  Российской  Федерации  жилые
   дома,  а  также  жилые  помещения в других  строениях  (т.е.  дома,
   строения,   строительство   которых  закончено   с   осуществлением
   регистрации   прав   на   построенный  объект   недвижимости),   а,
   следовательно,  установленная частью  5  ст.  8  указанного  Закона
   налоговая льгота, по мнению президиума, должна применяться  лишь  в
   отношении  земель,  на  которых полностью  закончено  строительство
   объекта недвижимости с регистрацией прав на этот объект.
       В  этой связи президиум областного суда пришел к выводу о  том,
   что   налог  на  предназначенный  под  строительство  жилого   дома
   земельный   участок,   принадлежащий  К.,  на  котором   расположен
   недостроенный  и  несданный в эксплуатацию жилой дом,  не  подлежит
   оплате в льготном порядке.
       Однако  в данном случае президиумом Калининградского областного
   суда  неправильно  применены нормы материального  права,  поскольку
   понятие   "жилищный   фонд"  использовано  в   специальном   Законе
   Российской Федерации "О плате за землю" (часть 5 ст. 8 Закона).
       Использование президиумом Калининградского областного суда  при
   применении  части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за  землю"  понятия
   "жилищный  фонд"  в  значении,  в  котором  оно  дано  в  статье  4
   Жилищного кодекса РФ, является ошибочным.
       Президиум   Верховного  Суда  Российской  Федерации   в   своем
   определении  от 14 июля 2004 года N 15пв04пр по делу по  жалобе  Ж.
   на  действия  инспекции  МНС  России по  Курортному  району  Санкт-
   Петербурга  разъяснил,  что из смысла и  содержания  всей  части  5
   статьи  8  Закона  РФ  "О плате за землю" следует,  что  эта  норма
   Закона  предусматривает  3%  ставки  налога  за  землю,  исходя  из
   целевого назначения земли и напрямую не связывает право на  нее  со
   сроками  сдачи  дома в эксплуатацию и регистрацией его  в  качестве
   жилищного фонда.
       Таким   образом,   Гурьевским  районным  судом  Калининградской
   области  в  апелляционном  решении от 1 декабря  2003  года  сделан
   правильный  вывод  о  том, что размер ставки  налога  на  земельный
   участок, имеющий целевое назначение для строительства жилого  дома,
   не  должен  зависеть от наличия либо отсутствия на данном земельном
   участке завершенного строительством жилого дома.
       В  связи  с  тем,  что определение президиума  Калининградского
   областного  суда  от  7 июня 2004 года существенно  нарушает  нормы
   материального  права  и  единство судебной практики,  оно  подлежит
   отмене  с  оставлением  в силе апелляционного  решения  Гурьевского
   районного суда Калининградской области от 1 декабря 2003 года.
       На  основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч.  1  ст.  390
   Гражданского   процессуального   кодекса   Российской    Федерации,
   Президиум Верховного Суда Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       отменить  определение  президиума  Калининградского  областного
   суда от 7 июня 2004 года по делу по иску Межрайонной инспекции  МНС
   России  N  8  по  городу  Калининграду к К. о взыскании  земельного
   налога  и  пени. Оставить в силе апелляционное решение  Гурьевского
   районного суда Калининградской области от 1 декабря 2003 года.
   
                                                          Председатель
                                                           В.М.ЛЕБЕДЕВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz