ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2005 года
Дело N 55-Г05-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2005 г. гражданское
дело по кассационной жалобе Н. на решение Верховного Суда
Республики Хакасия от 1 августа 2005 г., которым Н. отказано в
удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному
законодательству, недействующей и не подлежащей применению статьи
1 Закона Республики Хакасия от 7 октября 2004 г. N 64 "Об
утверждении границ муниципального образования город Саяногорск и
наделении его статусом городского округа".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
Н. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей
Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" статьи 1 Закона Республики Хакасия от 7 октября 2004
года N 64 "Об утверждении границ муниципального образования город
Саяногорск и наделении его статусом городского округа",
опубликованного в N 48 от 15 октября 2004 года бюллетеня "Вестник
Хакасии" (далее - Закон РХ).
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что
оспариваемой нормой Закона РХ в состав муниципального образования
город Саяногорск незаконно включен поселок Черемушки, являющийся
муниципальным образованием с избранными органами местного
самоуправления, полномочия которых не прекращены. Изменение границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий,
однако это требование федерального законодательства выполнено не
было. Осуществив объединение муниципальных образований вопреки
установленному законом порядку, поскольку мнение населения пос.
Черемушки по вопросу вхождения в состав муниципального образования
город Саяногорск не выяснялось, Верховный Совет РХ фактически
упразднил муниципальное образование поселок Черемушки, чем нарушил
его права избирать и быть избранным в органы местного
самоуправления пос. Черемушки.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 1 августа 2005
г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Н. поставлен вопрос об отмене решения
суда в связи с нарушением норм материального и процессуального
права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" органы государственной
власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года
обязаны установить границы муниципальных образований и наделить
соответствующие муниципальные образования статусом городского,
сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Порядок наделения соответствующим статусом муниципальных
образований в переходный период регулируется пунктом 3 статьи 84
названного Федерального закона. Данной нормой Закона
предусмотрено, что изменение границ и преобразование муниципальных
образований, существующих на день вступления в силу главы 12
настоящего Закона, в период со дня вступления в силу настоящей
главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и
по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85
настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование
муниципальных образований, существующих на день вступления в силу
настоящей главы, производятся с соблюдением требований
соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона,
согласно которым изменение границы и преобразование муниципального
образования осуществляется законом субъекта РФ с учетом мнения
населения.
Статьей 13 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" определены полномочия субъекта Российской Федерации на
установление и изменение границ муниципального образования. При
этом предусмотрено, что данный порядок определяется законом
субъекта РФ, с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статьей 110 Конституции Республики Хакасия установлено, что
местное самоуправление осуществляется в городских, сельских
поселениях и на иных территориях в пределах административно-
территориальных единиц, входящих в систему административно-
территориального устройства Республики. Изменение границ
территорий, в которых осуществляется местное самоуправление,
допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 7 октября
2004 года Верховным Советом РХ принят Закон "Об утверждении границ
муниципального образования город Саяногорск и наделении его
статусом городского округа", опубликованный в N 48 от 15 октября
2004 года Бюллетеня "Вестник Хакасии".
Статьей 1 данного Закона РХ утверждены границы муниципального
образования город Саяногорск согласно приложениям 1 (описание
границ МО г. Саяногорск) и 2 (картографическое изображение
границ), куда территориально вошли пос. Черемушки и пос. Майна.
При этом, как установлено судом из исследованных в судебном
заседании приложений 1 и 2 к оспариваемому Закону РХ, изменения
границ муниципального образования г. Саяногорск не произошло,
картографическое описание и положение границ муниципального
образования г. Саяногорск, утвержденное Законом РХ от 7 октября
2004 года, полностью соответствует описанию и положению границ г.
Саяногорска, утвержденным постановлением Президиума Верховного
Совета РХ от 15 декабря 1993 года, а также указанным в статье 5
Устава муниципального образования г. Саяногорск.
Доводы заявителя о том, что оспариваемой правовой нормой в
состав муниципального образования г. Саяногорска незаконно
включена территория поселения - муниципального образования пос.
Черемушки, в котором имеются органы местного самоуправления,
избранные в 1999 году, полномочия которых сохраняются до избрания
новых органов местного самоуправления, суд правильно признал
несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 августа 1995 года N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" (с изменениями на 8 декабря 2003 года) под
муниципальным образованием понимается городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная
настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеются муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 12 названного Федерального закона
территорию муниципального образования составляют земли городских,
сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и
другие земли в границах муниципального образования независимо от
форм собственности и целевого назначения.
Пунктом 11 статьи 5 приведенного Закона установление и
изменение границ муниципальных образований отнесено к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 вышеназванного Федерального закона границы и
состав территории муниципального образования, структура и порядок
формирования органов местного самоуправления, наименование и
полномочия выборных, других органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, срок полномочий депутатов
представительных органов местного самоуправления, членов других
выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления указываются в уставе муниципального
образования.
Из материалов дела следует и установлено судом, что
постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от
15 декабря 1993 года N 180-П утверждена граница городской черты
города Саяногорска, в состав которого выключен поселок Черемушки.
Суд обоснованно исходил из того, что согласно статье 8 устава
муниципального образования города Саяногорска, принятого решением
Саяногорского городского Совета депутатов от 23 февраля 2000 года
N 150 на основании вышеуказанного постановления Президиума
Верховного Совета РХ, поселок Черемушки, находящийся в черте
города Саяногорска, входит в состав муниципального образования
город Саяногорск.
Территория поселка Черемушки как муниципального образования и
его границы в установленном законом порядке не определялись. Устав
муниципального образования названного поселка не утверждался,
Государственным правовым комитетом Республики Хакасия не
зарегистрирован и в реестр уставов муниципальных образований не
включен.
Поселок Черемушки не наделен муниципальной собственностью и не
имеет местного бюджета. Структура и порядок формирования органов
местного самоуправления, а также их наименование и полномочия не
определены.
Таким образом, как правильно указал суд, поселок Черемушки не
обладает установленными вышеприведенными нормами Федерального
закона признаками муниципального образования, находится в составе
муниципального образования г. Саяногорск, а следовательно, не
может быть признан муниципальным образованием.
Отсутствие у пос. Черемушки установленных законом признаков
муниципального образования подтверждено, как следует из материалов
дела, и вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Тот факт, что в 1999 году в пос. Черемушки были избраны органы
местного самоуправления, осуществлявшие определенную деятельность
по решению вопросов местного значения в пределах территории
поселка, полномочия которых, по мнению заявителя, сохраняются до
избрания новых органов местного самоуправления, как обоснованно
указал суд, не может свидетельствовать об образовании
самостоятельного муниципального образования пос. Черемушки,
учитывая, что эти органы финансировались из бюджета города
Саяногорска, не имели своего устава и закрепленной территории, а
более того, входили в структуру администрации города Саяногорска.
Кроме того, суд обоснованно исходил из того, что Черемушкинский
поселковый Совет депутатов 25 сентября 2003 года решил считать
полномочия депутатов прекращенными в связи с истечением срока,
выборы органов местного самоуправления в поселке Черемушки не
проводить.
Свое право на местное самоуправление жители пос. Черемушки
реализовали через выбранных ими 30 марта 2003 года депутатов
представительного органа и главу администрации муниципального
образования г. Саяногорск, а 11 января 2004 г. - главу
муниципального образования г. Саяногорск.
Доводы заявителя о противоречии статьи 1 Закона РХ пунктам 1,
5, 11, 15 части 1 статьи 11 Федерального закона, регламентирующей
порядок установления границ муниципальных образований, со ссылкой
на то, что в целях реализации вышеназванного Федерального закона N
131-ФЗ Верховный Совет РХ должен был разграничить территории между
всеми поселениями, числом более 1000 человек, каковым является
пос. Черемушки, суд также правильно признал несостоятельными.
Из пункта 5 статьи 11 названного Федерального закона (в ред.
Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ) следует, что в состав
территории городского поселения могут входить один город или один
поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского
поселения территории, предназначенные для развития его социальной,
транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и
сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными
образованиями).
Судом установлено, что город Саяногорск является городом
республиканского подчинения, самостоятельным муниципальным
образованием, не входящим в состав какого-либо муниципального
образования, располагает всеми необходимыми признаками
муниципального образования: состоит из нескольких поселений,
объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется
местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Поселок Черемушки с 1993 года является составной частью города
Саяногорска, а не самостоятельным населенным пунктом, его
территория предназначена для развития социальной, транспортной и
иной инфраструктуры г. Саяногорска, а поэтому любые действия по
изменению статуса города являются преобразованием, требующим учета
мнения населения с соблюдением процедуры, установленной статьями
12, 13 Федерального закона N 131-ФЗ, а также главой 3 Закона
Республики Хакасия от 29.05.2002 N 20 (в редакции Закона РХ от
26.03.2003) "О порядке образования, объединения, преобразования,
упразднения муниципальных образований, установления и изменения их
наименований".
В соответствии с вышеназванным Законом Республики Хакасия
принятию решений Верховным Советом Республики Хакасия по вопросам
образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований предшествует положительное решение
вопроса об образовании, объединении, преобразовании или
упразднении муниципальных образований на местных референдумах или
собраниях (сходах), конференциях граждан, то есть необходима
инициатива населения, органов местного самоуправления,
государственной власти для проведения референдума.
Между тем инициатива проведения референдума населением
муниципального образования г. Саяногорск по данным вопросам не
выдвигалась. Референдум не проводился. Решение по вопросу
изменения границы и преобразования муниципального образования г.
Саяногорск, Саяногорским городским Советом депутатов, органами
государственной власти не оформлялось.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том,
что, утверждая границы муниципального образования город Саяногорск
в связи с наделением его статусом городского округа, каковым он
фактически являлся, Верховный Совет РХ действовал в пределах
полномочий, предоставленных ему статьей 85 Федерального закона N
131-ФЗ, правовых оснований для изменения границ территории
существующего муниципального образования г. Саяногорск у
Верховного Совета РХ не имелось, в связи с чем оспариваемая
правовая норма Закона Республики Хакасия от 7 октября 2004 г. N 64
"Об утверждении границ муниципального образования город Саяногорск
и наделении его статусом городского округа" соответствует
федеральному законодательству и не влечет нарушение прав заявителя
на осуществление местного самоуправления.
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и
оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных
судом обстоятельств, неправильному применению и толкованию норм
материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше
основаниям.
Нарушений судом норм материального и процессуального права,
которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной
жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 августа 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без
удовлетворения.
|