ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2005 года
Дело N 33-Г05-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 23 ноября 2005 г. дело по
заявлению первого заместителя прокурора Ленинградской области о
признании недействующей строки 30 статьи 2 Закона Ленинградской
области N 13-оз от 04.02.1999 "О наделении органов местного
самоуправления муниципального образования Всеволожский район
отдельными полномочиями Ленинградской области" по кассационным
жалобам правительства и Законодательного Собрания Ленинградской
области на решение Ленинградского областного суда от 28 июля 2005
г., которым заявление прокурора было удовлетворено.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской
Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение
суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
первый заместитель прокурора Ленинградской области обратился в
суд с заявлением о признании недействующей строки 30 статьи 2
Закона Ленинградской области N 13-оз от 04.02.1999 "О наделении
органов местного самоуправления муниципального образования
Всеволожский район отдельными полномочиями Ленинградской области"
с 1 марта 2005 г.
В обоснование заявленного требования сослался на то, что
областной Закон N 13-оз принят 4 февраля 1999 г. Законами
Ленинградской области от 31.12.1999 N 65-оз9, от 28.07.2003 N 60-
оз, от 12.02.2004 N 5-оз, от 10.03.2005 N 16-оз, от 11.03.2005 N
17-оз в него внесены изменения и дополнения, тексты законов
опубликованы в Вестнике правительства Ленинградской области.
Из содержания ст. ст. 1 - 5 областного Закона от 04.02.1999 N
13-оз (в редакции областных законов от 31.12.1999 N 65-оз, от
28.07.2003 N 60-оз, от 12.02.2004 N 5-оз, от 10.03.2005 N 16-оз,
от 11.03.2005 N 17-оз) следует, что органы местного самоуправления
муниципального образования Всеволожский район наделяются
полномочиями Ленинградской области в соответствии с перечнем
полномочий, названным в ст. 2 областного Закона.
В строке 30 ст. 2 областного Закона от 04.02.1999 N 13-оз (в
действующей редакции) к числу таких полномочий отнесено и принятие
решений по переводу жилых домов и жилых помещений в домах
государственного, общественного и частного фонда в нежилые в
порядке, установленном правительством Ленинградской области.
Однако положение о том, что принятие решений по переводу жилых
домов и жилых помещений в домах государственного, общественного и
частного фонда является полномочием Ленинградской области, не
соответствует федеральному законодательству.
Поскольку с 1 марта 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс
Российской Федерации, то именно с этого момента, по мнению
прокурора, оспариваемая норма областного Закона и подлежит
признанию недействующей.
Участвующий в деле прокурор указывал, что оспариваемая правовая
норма является действующей. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от
29.12.2004 N 189-ФЗ не отменяет действие оспариваемой нормы
областного закона. Областной законодатель должен был привести
оспариваемую правовую норму в соответствие с Жилищным кодексом РФ,
что не сделано.
В письменном возражении представитель Законодательного Собрания
Ленинградской области просил отказать в удовлетворении требований
прокурора, отмечая, что согласно п. 1 ст. 4 федерального закона от
29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"
норма, которую прокурор просит отменить, не действует с момента
вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
Из названной нормы Федерального закона также следует, что
определение срока и порядка приведения в соответствие с Жилищным
кодексом РФ норм областного законодательства является
исключительным правом Ленинградской области.
В письменной возражении представитель губернатора Ленинградской
области указывал на то, что в настоящее время в соответствии с
требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 06.01.03 органами
исполнительной власти Ленинградской области ведется работа по
подготовке проектов новых областных законов по разграничению
государственных полномочий.
Решением Ленинградского областного суда от 28 июля 2005 г.
заявленное прокурором требование удовлетворено.
Суд признал недействующей строку 30 статьи 2 Закона
Ленинградской области N 13-оз от 4 февраля 1999 г. "О наделении
органов местного самоуправления муниципального образования
Всеволожский район отдельными полномочиями Ленинградской области"
(с изменениями и дополнениями, внесенными областными Законами N 65-
оз от 31.12.1999, N 60-оз от 28.07.2003, N 5-оз от 12.02.2004, N
16-оз от 10.03.2005, N 17-оз от 11.03.2005) с 1 марта 2005 г.
Не соглашаясь с вынесенным решением, правительство и
Законодательное Собрание Ленинградской области в кассационных
жалобах просят его отменить, утверждая, что у суда не имелось
оснований для признания оспариваемой нормы права недействующей.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение Ленинградского областного суда от 28
июля 2005 г. подлежащим оставлению без изменения по следующим
основаниям.
Как установлено в судебном заседании, 4 февраля 1999 г. принят
Закон Ленинградской области "О наделении органов местного
самоуправления муниципального образования Всеволожский район
отдельными полномочиями Ленинградской области". Областными
Законами от 31.12.1999 N 65-оз, от 28.07.2003 N 60-оз, от
12.02.2004 N 5-оз, от 10.03.2005 N 16-оз, от 11.03.2005 N 17-оз
внесены изменения и дополнения в названный выше областной Закон.
Перечисленные выше областные Законы опубликованы в Вестнике
правительства Ленинградской области. В Законе от 04.02.1999 N 13-
оз (в действующей редакции) отмечено, что органы местного
самоуправления муниципального образования Всеволожский район
наделяются следующими отдельными полномочиями Ленинградской
области с одновременной передачей материальных средств на праве
безвозмездного пользования, а также финансовых средств.
Перечень передаваемых полномочий содержится в статье 2
областного Закона N 13-оз от 04.02.1999 в виде таблицы, в которой
имеется 42 пронумерованных строки. В строке 30 ст. 2 областного
Закона от 04.02.1999 N 13-оз указано, что передается такое
полномочие как принятие решений по переводу жилых домов и жилых
помещений в домах государственного, общественного и частного фонда
в нежилые в порядке, установленном правительством Ленинградской
области.
Судом правильно учтено и принято во внимание то обстоятельство,
что в соответствии с пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное
законодательство находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное
законодательство находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2 и 3 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, федеральные законы не могут
противоречить федеральным конституционным законам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 N
189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" Жилищный
кодекс РФ вводится в действие с 1 марта 2005 г.
В п. 1 ст. 4 Федерального закона 189-ФЗ от 29.12.2004 "О
введении в действие Жилищного кодекса РФ" оговорено, что впредь до
приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных
нормативных правовых актов, действующих на территории Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются
постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и
настоящему федеральному закону.
В статьях 12 - 14 Жилищного кодекса РФ определена компетенция
Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного
самоуправления в области жилищных отношений.
В силу пункта 6 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ 2004 г. к
компетенции органов местного самоуправления в области жилищных
отношений относится принятие в установленном порядке решений о
переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в
жилые помещения.
На основании сравнительного правового анализа судом обоснованно
сделан вывод о том, что содержащееся в строке 30 ст. 2 областного
Закона N 13-оз от 04.02.1999 положение об отнесении принятия
решений по переводу жилых домов и жилых помещений в домах
государственного, общественного и частного фонда в нежилые
является полномочием Ленинградской области, является не
соответствующим п. 6 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской
Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г.
Как усматривается из протокола судебного заседания, по существу
данное обстоятельство не отрицается представителем
Законодательного Собрания Ленинградской области Малкиным Д.В. и
представителем губернатора Ленинградской области Кочоровой Е.М.
Указанные представители не только фактически признали, что
оспариваемая прокурором нормативная правовая норма противоречит
Жилищному кодексу РФ, но и считают ее недействующей в соответствии
с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004.
С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь правилами
Главы 24 ГПК РФ, суд обоснованно сделал вывод о том, что
оспариваемая норма права, содержащаяся в строке 30 статьи 2 Закона
Ленинградской области N 13-оз от 04.02.1999 "О наделении органов
местного самоуправления муниципального образования Всеволожский
район отдельными полномочиями Ленинградской области" полежит
признанию недействующей с 1 марта 2005 г. как противоречащая п. 6
ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
С учетом этого вынесенное Ленинградским областным судом решение
по данному делу является законным и обоснованным, в связи с чем
подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационных жалоб не могут быть признаны
состоятельными, так как не свидетельствуют о допущенных судом
существенных нарушениях норм материального или процессуального
права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинградского областного суда от 28 июля 2005 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу правительства и
Законодательного Собрания Ленинградской области - без
удовлетворения.
|