ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. N 10163/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Исайчева
В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова
А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И.,
Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Российской Федерации в лице Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом о пересмотре в
порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 28.06.2005 N 7640/05.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом - Зеленский Е.В., Зеликс А.А.;
от Правительства Республики Саха (Якутия) - Аверичева Н.Г.,
Марченко Н.В., Поздняков В.П., Слепцов Ф.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения
представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил
следующее.
Российская Федерация в лице Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом обратилась в Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным
распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002
N 1512-р "Об условиях приватизации государственного унитарного
предприятия "Якутуголь" (далее - распоряжение Правительства
Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р), о признании
недействительной сделки приватизации государственного унитарного
предприятия "Якутуголь", осуществленной во исполнение указанного
распоряжения, а также о признании недействительным пункта 1
распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N
139-РП "Об уменьшении степени участия Республики Саха (Якутия) в
управлении открытыми акционерными обществами "Якутуголь",
"Сахателеком" и "Горизонт-РТ" (далее - распоряжение Президента
Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N 139-РП) в части,
касающейся уменьшения участия Республики Саха (Якутия) в
управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна акция от
уставного капитала.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.06.2005 N 7640/05 заявление Российской Федерации возвращено.
Суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение
Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2002 N 1512-р и
распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004 N
139-РП не относятся к числу ненормативных правовых актов,
указанных в пункте 2 части 2 статьи 34 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании
которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Суд также указал, что спор о признании недействительной сделки
приватизации ГУП "Якутуголь" не является экономическим спором
между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и
подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью.
Кроме того, по мнению суда, заявителем пропущен срок,
установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации о пересмотре в порядке надзора указанного судебного
акта, Российская Федерация просит его отменить, ссылаясь на
допущенные при его принятии нарушения норм процессуального права.
По мнению заявителя, между Российской Федерацией и Республикой
Саха (Якутия) наличествует экономический спор, который в силу
пункта 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным
Судом Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц,
участвующих в деле, Президиум считает, что определение от
28.06.2005 N 7640/05 подлежит отмене с направлением дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 соглашения от 28.06.1995 N 9 между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики
Саха (Якутия) о сотрудничестве в области топливно-энергетического
комплекса (далее - соглашение от 28.06.1995 N 9) предусматривалось
создать на базе ГУП "Якутуголь" открытое акционерное общество
"Якутуголь" с распределением акций в следующем порядке: 40
процентов - собственность коллектива, 30 процентов - собственность
Российской Федерации, 30 процентов - собственность Республики Саха
(Якутия).
Правительство Республики Саха (Якутия) 18.12.2002 издало
распоряжение N 1512-р о проведении приватизации ГУП "Якутуголь"
путем преобразования в ОАО "Якутуголь".
Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 13.07.2004
N 139-РП предписано уменьшить степень участия Республики Саха
(Якутия) в управлении ОАО "Якутуголь" на 25 процентов плюс одна
акция от уставного капитала (пункт 1).
Стороной сделки приватизации ГУП "Якутуголь", а следовательно,
и ответчиком по спору о признании ее недействительной является
созданное в результате осуществления этой сделки ОАО "Якутуголь".
Поэтому вывод суда о том, что спор о признании сделки приватизации
недействительной не является экономическим спором между Российской
Федерацией и субъектом Российской Федерации и подлежит
рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью, является
обоснованным (пункт 1 статьи 34 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации).
Однако судом не учтено следующее.
В основе указанных ненормативных актов органов государственной
власти Республики Саха (Якутия) лежит заключенное Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия)
соглашение от 28.06.1995 N 9, определяющее условия приватизации
ГУП "Якутуголь" и степень участия сторон соглашения в созданном на
его базе акционерном обществе.
Спор, вытекающий из соглашения между Российской Федерацией и
Республикой Саха (Якутия), является экономическим спором между
названными публично-правовыми образованиями.
Соглашение от 28.06.1995 N 9 было нарушено ненормативными
правовыми актами, принятыми органами государственной власти
Республики Саха (Якутия).
Следовательно, данный спор в соответствии с пунктом 3 части 2
статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
Пропуск заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не мог
служить основанием для возврата заявления.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт согласно
пунктам 1 и 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежит отмене как препятствующий
формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании
и применении норм права и нарушающий публичные интересы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.06.2005 N 7640/05 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|