ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. N 10165/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Валявиной Е.Ю., Исайчева
В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова
А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И.,
Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Российской Федерации в лице Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом о пересмотре в
порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 24.06.2005 N 7567/05.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом - Зеленский Е.В., Зеликс А.А., Пличко А.И.;
от Правительства Республики Саха (Якутия) - Поздняков В.П.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша С.В. и объяснения
представителей лиц, участвующих в деле, Президиум установил
следующее.
Российская Федерация в лице Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом обратилась в Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействительными постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 21.12.2004 N 634 "Об условиях приватизации
государственного унитарного предприятия "Судоходная компания
"Арктическое морское пароходство" (далее - постановление от
21.12.2004 N 634) и сделки приватизации государственного
унитарного предприятия "Судоходная компания "Арктическое морское
пароходство" (далее - предприятие), осуществленной во исполнение
указанного постановления, а также о признании права собственности
на имущество предприятия.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
24.06.2005 N 7567/05 заявление возвращено.
Суд первой инстанции исходил из того, что постановление от
21.12.2004 N 634 не относится к числу ненормативных правовых
актов, приведенных в пункте 2 части 2 статьи 34 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании
которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в
качестве суда первой инстанции. Кроме того, спор о признании
недействительной сделки приватизации предприятия не является
экономическим спором между Российской Федерацией и субъектом
Российской Федерации и подлежит рассмотрению в соответствии с
установленной подсудностью. В отношении требования о признании
права собственности на имущество предприятия заявитель вправе
предъявить самостоятельный иск.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанного судебного
акта Российская Федерация просит его отменить, ссылаясь на
допущенные при его принятии нарушения норм процессуального права.
По мнению заявителя, между Российской Федерацией и Республикой
Саха (Якутия) наличествует экономический спор, который в силу
пункта 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным
Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц,
участвующих в деле, Президиум считает, что определение от
24.06.2005 N 7567/05 подлежит отмене с направлением дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от
21.12.2004 N 634 установлен порядок и условия приватизации
предприятия путем преобразования его в открытое акционерное
общество с тем же наименованием, 100 процентов акций которого
находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия)
(пункт 1).
Стороной по сделке приватизации предприятия и, следовательно,
ответчиком по спору о признании недействительной названной сделки
является созданное в результате ее исполнения ОАО "Судоходная
компания "Арктическое морское пароходство" (далее - общество).
Поэтому вывод суда о том, что спор о признании недействительной
сделки приватизации нельзя рассматривать как экономический спор
между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и он
подлежит рассмотрению в соответствии с установленной подсудностью,
является обоснованным (часть 1 статьи 34 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
Требование о признании права собственности на имущество
предприятия затрагивает права созданного общества, которое
считается собственником этого имущества, и подлежит рассмотрению в
соответствии с установленной подсудностью (часть 1 статьи 34
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отношении требования о признании недействительным
постановления от 21.12.2004 N 634 судом не было учтено следующее.
На основании раздела 4 приложения 1 к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О
разграничении государственной собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга и муниципальную собственность" имущество предприятия
являлось объектом морского флота, поэтому относилось исключительно
к федеральной собственности.
Принятый органом государственной власти Республики Саха
(Якутия) ненормативный правовой акт об условиях и порядке
приватизации объекта государственной собственности - предприятия,
а также о передаче Правительству Российской Федерации пакета акций
общества в размере 50 процентов от уставного капитала нарушает
права и интересы Российской Федерации, связанные с осуществлением
ею правомочий собственника.
В данном случае спор связан с признанием недействительным
постановления от 21.12.2004 N 634 и является экономическим спором
между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией
(пункт 3 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит
отмене на основании пунктов 1 и 3 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации как препятствующий
формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании
и применении норм права и нарушающий публичные интересы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
24.06.2005 N 7567/05 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|