Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.11.2005 N 8-Г05-20 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ ВЫПОЛНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 21 ноября 2005 года
   
                                                       Дело N 8-Г05-20
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Меркулова В.П.
   
       рассмотрела  в судебном заседании 21 ноября 2005 г. гражданское
   дело  по  кассационным  жалобам Б. и  М.  на  решение  Ярославского
   областного  суда  от  27 октября 2005 г. по заявлениям  Б.,  М.  об
   обеспечении   конституционных  прав   граждан   избирать   и   быть
   избранными  в  органы местного самоуправления, определении  порядка
   назначения  и  проведения выборов представительных органов  и  глав
   Рыбинского  городского округа, Рыбинского муниципального  района  и
   Покровского сельского поселения.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В.,  объяснения  Б., М., представителей  администрации
   Ярославской   области   Дроздовой   А.М.,   Государственной    Думы
   Ярославской  области Соколова А.А., полагавших кассационные  жалобы
   не  подлежащими  удовлетворению, заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Федотовой   А.В.,   полагавшей
   решение  суда  законным,  Судебная коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Законом   Ярославской   области  N  65-з   от   21.12.2004   "О
   наименованиях,   границах   и  статусе  муниципальных   образований
   Ярославской  области" (в ранее действовавшей  ред.  от  30.03.2005)
   муниципальное  образование  "Рыбинский  муниципальный  округ"   был
   наделен  статусом муниципального района с присвоением  наименования
   -  "Рыбинский  муниципальный район" (ст. 1). В  составе  Рыбинского
   муниципального района были образованы муниципальные образования  со
   статусом  городского поселения - Рыбинск с центром в г. Рыбинске  и
   Песочное  с  центром  в р.п. Песочное, а также  Рыбинское  сельское
   поселение с центром в г. Рыбинске (ст. 15).
       Законом  Ярославской области от 19.09.2005 N 42-з  "О  внесении
   изменений в Закон Ярославской области "О наименованиях, границах  и
   статусе  муниципальных  образований Ярославской  области"  в  Закон
   Ярославской   области  N  65-з  от  21.12.2004  "О   наименованиях,
   границах  и статусе муниципальных образований Ярославской  области"
   внесены   изменения,   которыми   Рыбинский   муниципальный   район
   преобразован  путем  выделения из его состава городского  поселения
   Рыбинск  и наделения его статусом городского округа город  Рыбинск,
   кроме  того, изменены границы Рыбинского муниципального  района,  а
   территория  Рыбинского сельского поселения разделена на  территории
   десяти   вновь   образованных   сельских   поселений   (Арефинское,
   Волжское,  Октябрьское,  Каменниковское,  Назаровское,  Покровское,
   Огарковское,  Глебовское,  Тихменевское  и  Судоверфское   сельские
   поселения).
       В  связи  с преобразованием Рыбинского муниципального района  и
   наделением   городского  поселения  Рыбинск   статусом   городского
   округа,  статьей 2 Закона Ярославской области N 43-з от  04.10.2005
   "О    внесении   изменений   в   Закон   Ярославской   области   "О
   представительных   органах   первого   созыва   и   главах    вновь
   образованных муниципальных образований Ярославской области":
       1)   определена  дата  выборов  муниципальных  советов  и  глав
   городского   округа  города  Рыбинска,  Рыбинского   муниципального
   района,   городского  поселения  Песочного,  Арефинского  сельского
   поселения,  Волжского  сельского поселения, Октябрьского  сельского
   поселения,   Каменниковского  сельского   поселения,   Назаровского
   сельского  поселения, Покровского сельского поселения, Огарковского
   сельского     поселения,    Глебовского    сельского     поселения,
   Тихменевского   сельского   поселения,   Судоверфского    сельского
   поселения - 25 декабря 2005 г.;
       2)  прекращены  полномочия  избирательной  комиссии  Рыбинского
   муниципального округа;
       3) в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы
   местного  самоуправления указанных вновь образованных муниципальных
   образований:
       -    возложены   полномочия   избирательной   комиссии    вновь
   образованного  муниципального образования городского округа  города
   Рыбинска на Волжскую территориальную избирательную комиссию  города
   Рыбинска;
       -    возложены   полномочия   избирательной   комиссии    вновь
   образованных  муниципальных образований  Рыбинского  муниципального
   района,   городского  поселения  Песочного,  Арефинского  сельского
   поселения,  Волжского  сельского поселения, Октябрьского  сельского
   поселения,   Каменниковского  сельского   поселения,   Назаровского
   сельского  поселения, Покровского сельского поселения, Огарковского
   сельского     поселения,    Глебовского    сельского     поселения,
   Тихменевского   сельского   поселения,   Судоверфского    сельского
   поселения  на  территориальную  избирательную  комиссию  Рыбинского
   района;
       -   возложено   утверждение  схем  избирательных  округов   для
   проведения  выборов во вновь образованных городском  округе  городе
   Рыбинске,   Рыбинском  муниципальном  районе,  городском  поселении
   Песочном,   Арефинском   сельском  поселении,   Волжском   сельском
   поселении, Октябрьском сельском поселении, Каменниковском  сельском
   поселении,  Назаровском  сельском  поселении,  Покровском  сельском
   поселении,  Огарковском  сельском  поселении,  Глебовском  сельском
   поселении,  Тихменевском сельском поселении, Судоверфском  сельском
   поселении  на  соответствующие избирательные комиссии, организующие
   выборы.
       Избиратель  Б., проживающий в г. Рыбинске Ярославской  области,
   обратился   в   областной   суд   с   заявлением   об   обеспечении
   конституционных  прав граждан избирать и быть избранными  в  органы
   местного  самоуправления  Рыбинского  городского  округа,  а  также
   избиратель   М.,  проживающая  в  п.  Кстово,  Рыбинского   района,
   обратилась   с  заявлением  об  обеспечении  конституционных   прав
   граждан    избирать   и   быть   избранными   в   органы   местного
   самоуправления  Рыбинского  муниципального  района  и   Покровского
   сельского поселения, входящего в Рыбинский муниципальный  район.  В
   своих заявлениях заявители просили определить порядок назначения  и
   проведения  выборов представительных органов и глав соответствующих
   муниципальных   образований,  численный   состав   представительных
   органов  и сроки их полномочий, считая, что в установленный законом
   срок   компетентным   органом  решения  о  назначении   выборов   в
   вышеуказанных муниципальных образованиях не принято.
       В   судебном   заседании  заявитель  М.  поддержала  заявленные
   требования,  указав,  что Государственная Дума Ярославской  области
   после  31.03.2005  не  имела  права  назначать  выборы,  определять
   численный состав представительных органов местного самоуправления.
       Заявитель Б. в судебное заседание не явился, в своих письменных
   объяснениях поддержал заявленные требования.
       Представителей губернатора Ярославской области с заявлениями не
   согласились,  сославшись на то, что все поставленные  в  заявлениях
   вопросы  урегулированы законами Ярославской области  и  федеральным
   законодательством,  поэтому  оснований  для  определения   судебным
   решением  порядка  назначения и проведения выборов представительных
   органов   и   глав   соответствующих   муниципальных   образований,
   численного  состава представительных органов и сроки их  полномочий
   не имеется.
       Представители   Государственной   Думы   Ярославской   области,
   Рыбинского  Совета  депутатов, избирательной  комиссии  Ярославской
   области  с  заявлениями  также  не согласились  по  указанным  выше
   основаниям.
       Решением Ярославского областного суда от 26 октября 2005  г.  в
   удовлетворении заявлений отказано.
       В  кассационных  жалобах  Б. и М. поставлен  вопрос  об  отмене
   решения   суда   в   связи  с  нарушением  норм   материального   и
   процессуального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
       Как   видно   из   материалов   дела   и   установлено   судом,
   Государственной Думой Ярославской области принят Закон  Ярославской
   области  N 65-з от 21.12.2004 "О наименованиях, границах и  статусе
   муниципальных   образований  Ярославской   области"   (в   редакции
   изменений,  внесенных Законом Ярославской области от  19.09.2005  N
   42-з),   которым  городское  поселение  Рыбинск  наделено  статусом
   городского  округа  город  Рыбинск. Рыбинский  муниципальный  район
   преобразован   выделением  из  его  состава  городского   поселения
   Рыбинск.  Установлены  границы городского округа  город  Рыбинск  и
   границы  Рыбинского муниципального района с центром в  г.  Рыбинске
   (ст. 11). В составе Рыбинского муниципального района образовано,  в
   числе   других,  со  статусом  сельского  поселения  -   Покровское
   сельское поселение с центром в с. Покров (ст. 15).
       Указанный Закон принят во исполнение ст. 85 Федерального закона
   от  06.10.2003  N  131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ).
       В  силу  пункта 2 части 1 ст. 85 указанного Федерального закона
   органы  государственной власти субъектов Российской  Федерации:  до
   31   марта   2005  г.  устанавливают  законом  субъекта  Российской
   Федерации  численность  представительных  органов  первого   созыва
   вновь   образованных   муниципальных   образований   и   сроки   их
   полномочий,  которые  не  могут быть  менее  двух  лет;  определяют
   порядок формирования представительных органов первого созыва  вновь
   образованных  муниципальных  районов;  определяют  дату  выборов  в
   представительные    органы    вновь   образованных    муниципальных
   образований; устанавливают сроки полномочий, которые не могут  быть
   менее  двух  лет;  определяют дату выборов глав вновь  образованных
   муниципальных  образований,  в которых в  порядке,  предусмотренном
   частью  5  статьи  34  настоящего Федерального закона,  не  принято
   решение  о  проведении  референдума (схода граждан)  по  вопросу  о
   структуре  органов  местного самоуправления, а  также  обеспечивают
   проведение  указанных  выборов в период  до  1  ноября  2005  г.  в
   границах муниципальных образований, установленных в соответствии  с
   требованиями настоящего Федерального закона.
       В  целях  обеспечения подготовки и проведения выборов в  органы
   местного    самоуправления    вновь   образованных    муниципальных
   образований    законом   субъекта   Российской   Федерации    может
   предусматриваться:
       формирование    избирательных   комиссий   вновь   образованных
   муниципальных   районов   и   городских   округов   законодательным
   (представительным)   органом   государственной   власти    субъекта
   Российской  Федерации,  формирование избирательных  комиссий  вновь
   образованных   городских  и  сельских  поселений   представительным
   органом  муниципального района, в состав которого входят  указанные
   поселения;
       возложение полномочий избирательных комиссий вновь образованных
   муниципальных    образований   на   территориальные   избирательные
   комиссии;
       осуществление   территориальными   избирательными    комиссиями
   отдельных   полномочий,   связанных  с  обеспечением   деятельности
   избирательной   комиссии   субъекта   Российской    Федерации    по
   формированию     избирательных    комиссий    вновь    образованных
   муниципальных образований в соответствии с Федеральным  законом  от
   12  июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав
   и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
       утверждение схемы избирательных округов для проведения  выборов
   во  вновь  образованных  муниципальных районах,  городских  округах
   законодательным  (представительным) органом государственной  власти
   субъекта   Российской   Федерации  либо  избирательной   комиссией,
   организующей выборы;
       утверждение схемы избирательных округов для проведения  выборов
   во    вновь    образованных   городских   и   сельских   поселениях
   представительным органом муниципального района, в  состав  которого
   входят   указанные   поселения,   либо   избирательной   комиссией,
   организующей выборы (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 85 ФЗ N 131-ФЗ).
       Следовательно, как правильно указал в решении суд,  обязанность
   назначения    и    проведения   выборов   во   вновь   образованных
   муниципальных   образованиях,   а  также   обеспечение   проведения
   указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г. возложена на  органы
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       Назначение  выборов  в переходный период во вновь  образованных
   муниципальных  образованиях  не  отнесено  к  компетенции   органов
   местного самоуправления (п. 2 ч. 1 и ч. 8 ст. 85 ФЗ N 131).
       В   случае  если  выборы  органов  местного  самоуправления  не
   назначены  органами  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации   в  порядке  и  сроки,  установленные  данной   статьей,
   указанные   выборы  назначаются  и  проводятся  в  соответствии   с
   Федеральным  законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об  обеспечении
   конституционных прав граждан Российской Федерации избирать  и  быть
   избранными в органы местного самоуправления" и Федеральным  законом
   от  12  июня  2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях  избирательных
   прав   и   права  на  участие  в  референдуме  граждан   Российской
   федерации" (ч. 4 ст. 85 ФЗ N 131-ФЗ).
       Частью  12  ст.  85 ФЗ N 131-ФЗ установлено, что до  приведения
   иных  федеральных  законов в соответствие с положениями  настоящего
   Федерального  закона  указанные  Федеральные  законы  действуют   в
   части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
       В  целях  формирования  органов местного  самоуправления  вновь
   образованных  муниципальных  образований  Ярославской   области   в
   переходный  период,  а  также решения иных  вопросов,  связанных  с
   реализацией   Федерального  закона  N  131  "Об   общих   принципах
   организации   местного  самоуправления  в  Российской   Федерации",
   Законом    Ярославской   области   от   30.03.2005   N   18-з    "О
   представительных   органах   первого   созыва   и   главах    вновь
   образованных  муниципальных  образований  Ярославской  области"  (в
   редакции  изменений, внесенных Законом Ярославской области  N  43-з
   от  04.10.2005) установлены следующие наименования органов местного
   самоуправления   вновь   образованных   муниципальных   образований
   Ярославской   области:  представительного  органа  -  Муниципальный
   Совет;   главы   муниципального  образования   -   Глава;   местной
   администрации        (исполнительно-распорядительного        органа
   муниципального образования) - Администрация (ст. 1);
       определены  сроки  полномочий депутатов  Муниципальных  Советов
   первого  созыва и Глав вновь образованных муниципальных образований
   -  4  года  (ст.  ст.  3  и  4), численность Муниципальных  Советов
   первого  созыва городского округа город Рыбинск - 25  депутатов,  а
   также  Покровского сельского поселения - 10 депутатов (п. п.  85  и
   61<4> Приложения к Закону ЯО от 30.03.2005 N 18-з).
       Статьей  2  Закона Ярославской области N 43-з от 04.10.2005  "О
   внесении  изменений в Закон Ярославской области "О представительных
   органах  первого  созыва и главах вновь образованных  муниципальных
   образований   Ярославской   области"   определена   дата    выборов
   муниципальных  советов  и глав городского округа  города  Рыбинска,
   Рыбинского  муниципального района, Покровского сельского  поседения
   - 25 декабря 2005 г.
       Таким  образом, суд пришел к обоснованному выводу  о  том,  что
   органами   государственной  власти  Ярославской  области  выполнены
   требования  ст.  85  ФЗ  N  131-ФЗ о назначении  выборов  во  вновь
   созданных муниципальных образованиях в переходный период.
       Следовательно, основания, предусмотренные ч. 4 ст. 85 ФЗ N 131-
   ФЗ, для применения ФЗ N 138-ФЗ и ФЗ N 67-ФЗ отсутствуют.
       Доводы   заявителя  М.  о  необходимости  определения   порядка
   назначения   и   проведения   выборов   представительного    органа
   Рыбинского  муниципального  района в  связи  с  тем,  что  законами
   Ярославской     области    не    определен     численный     состав
   представительного   органа  -  Муниципального   Совета   Рыбинского
   муниципального   района,   правильно   признаны   несостоятельными,
   поскольку  применение  ФЗ N 138-ФЗ и ФЗ N  67-ФЗ  возможно  лишь  в
   случае не назначения соответствующих выборов (ч. 4 ст. 85 ФЗ N 131-
   ФЗ),   а   выборы   депутатов  Муниципального   Совета   Рыбинского
   муниципального  района,  как указывалось  выше,  назначены  Законом
   Ярославской  области N 43-з от 04.10.2005 на 25.12.2005.  При  этом
   численный    состав    вышеназванного   представительного    органа
   муниципального  района определен пунктом 7 ст. 35  ФЗ  N  131-ФЗ  в
   количестве 15 человек.
       В  силу  абз.  2 п. 2 ст. 84 ФЗ N 131-ФЗ требования  статьи  35
   настоящего    Федерального   закона   о    численности    депутатов
   представительных  органов муниципальных образований  применяются  в
   отношении  указанных органов, дата выборов которых назначена  после
   вступления  в  силу  настоящей  главы  (гл.  12).  В  случае   если
   положения    устава   муниципального   образования,    определяющие
   численность   депутатов  представительного  органа   муниципального
   образования, не приведены в соответствие с требованиями  статьи  35
   настоящего   Федерального  закона,  то  при   проведении   выборов,
   назначенных  после  вступления в силу настоящей главы,  численность
   депутатов  должна соответствовать минимальной численности депутатов
   представительного органа муниципального образования,  установленной
   статьей 35 настоящего Федерального закона.
       Поскольку    выборы   в   представительный   орган   Рыбинского
   муниципального района назначены после вступления в  силу  главы  12
   ФЗ  N 131-ФЗ, а Устав не приведен в соответствие с требованиями  ФЗ
   N  131-ФЗ,  то  численность депутатов первого созыва Муниципального
   Совета  Рыбинского  муниципального округа, как  обоснованно  указал
   суд, должна соответствовать 15 человек, как установлено в п. 7  ст.
   35  ФЗ  N  131-ФЗ, и определение этой численности решением суда  не
   требуется,   поскольку   данная   численность   прямо   установлена
   Федеральным  законом, при этом также не истек  срок  до  01.11.2005
   для  установления данной численности органом государственной власти
   Ярославской     области     в    соответствии     с     федеральным
   законодательством.
       Вывод  суда  мотивирован, соответствует  требованиям  закона  и
   оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
       Доводы  кассационных  жалоб  Б. и М.  по  существу  сводятся  к
   нарушению  и  неправильному  применению  судом  норм  материального
   права,  с  чем  нельзя  согласиться по  указанным  в  решении  суда
   основаниям.
       Нарушений судом норм процессуального права, которые бы  привели
   или  могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том  числе
   и  тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом  не
   допущено.
       О  дне слушания дела Б. было известно, причины неявки правильно
   признаны неуважительными.
       Все письменные материалы судом исследовались (л.д. 181).
       Довод  кассационных жалоб о необходимости применения  в  данном
   деле  Федерального  закона  "Об  обеспечении  конституционных  прав
   граждан    избирать   и   быть   избранными   в   органы   местного
   самоуправления"  является несостоятельным по изложенным  в  решении
   суда основаниям.
       С  доводом  кассационной жалобы Б. о том,  что  обстоятельства,
   установленные  определением  Ярославского  областного  суда  от  30
   сентября   2005   г.   о  приостановлении  производства   по   делу
   обязательны  для  суда, принявшего обжалуемое решение,  согласиться
   нельзя,  поскольку  30  сентября 2005 г. требования  заявителей  по
   существу не разрешались.
       Решением  суда  не  нарушены  права  заявителей  на  проведение
   выборов  в  органы местного самоуправления, поскольку они назначены
   на 25 декабря 2005 г.
       Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
   
                              определила:
   
       решение  Ярославского областного суда от  27  октября  2005  г.
   оставить  без  изменения, а кассационные  жалобы  Б.  и  М.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz