ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2005 г. N 4148/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк
Н.Г., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой
О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой
Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества
"Судоходная компания "Волжское пароходство" о пересмотре в порядке
надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-
Кавказского округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19
Арбитражного суда Ростовской области.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Судоходная компания
"Волжское пароходство" - Билык Т.Е., Салтыков П.Н.;
от открытого акционерного общества "Северо-Западный флот" -
Рычкова Е.Ф., Хайруллин М.Р.;
от саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных
компаний" - Курбаналиева Н.Г., Морозова Т.В.;
от федерального государственного учреждения "Администрация
морского порта Таганрог" - Артасонова Е.А., Базикова Е.В.;
от Федерального агентства морского и речного транспорта - Ляпин
В.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил
следующее.
Открытое акционерное общество "Судоходная компания "Волжское
пароходство" и открытое акционерное общество "Северо-Западный
флот" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ростовской
области с заявлениями о признании незаконными приказов
государственного учреждения "Морская администрация порта Таганрог"
(в настоящее время - федеральное государственное учреждение
"Администрация морского порта Таганрог"; далее - администрация
порта Таганрог) от 30.09.2002 N 139/1 и от 17.06.2003 N 116.
Определениями суда первой инстанции от 03.11.2003 производство
по делам о признании незаконными названных приказов прекращено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлениями от 11.03.2004 указанные определения отменил, дела
направил в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции определением от 28.05.2004 объединил дело
N А53-8806/2003-С5-19 и дело N А53-9312/2003-С5-19 в одно
производство, присвоив делу N А53-9312/2003-С5-19.
Впоследствии в качестве заявителя в дело вступила
некоммерческая организация "Ассоциация судоходных компаний" (в
настоящее время - саморегулируемая организация "Ассоциация
судоходных компаний").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральное
агентство морского и речного транспорта), прокуратура Ростовской
области, государственное учреждение "Морская администрация Ейского
морского порта", государственное учреждение "Азово-Донское
государственное бассейновое управление водных путей и
судоходства", войсковая часть 30839, Главное управление навигации
и гидрографии Министерства обороны Российской Федерации в лице
Гидрографической службы Черноморского флота.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2004 пункт 2 приказа от
30.09.2002 N 139/1 и пункт 1 приказа от 17.06.2003 N 116
администрации порта Таганрог в части, касающейся установления
координат границ акватории Таганрогского торгового порта, признаны
незаконными; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановлением от 20.12.2004 решение суда первой инстанции в части
признания незаконными пункта 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и
пункта 1 приказа от 17.06.2003 N 116 отменил; производство по делу
в части требования о признании недействительным приказа от
30.09.2002 N 139/1 прекратил; в удовлетворении требования о
признании недействительным приказа от 17.06.2003 N 116 отказал; в
остальной части решение оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции от 20.12.2004 и дополнении к нему ОАО
"Судоходная компания "Волжское пароходство" просит отменить этот
судебный акт.
В отзывах на заявление ОАО "Северо-Западный флот",
саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний" и
Гидрографическая служба Черноморского флота также просят отменить
указанный судебный акт.
Администрация порта Таганрог, войсковая часть 30839,
прокуратура Ростовской области, Федеральное агентство морского и
речного транспорта в отзывах на заявление просят оставить
названный судебный акт без изменения как соответствующий
действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании
представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что
оспариваемое постановление суда кассационной инстанции от
20.12.2004 подлежит отмене, решение суда первой инстанции от
03.09.2004 - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Начальником администрации порта Таганрог издан приказ от
30.09.2002 N 139/1, пунктом 2 которого пункт 1.11 Обязательных
постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в
следующей редакции: "К портовым водам, находящимся под юрисдикцией
Морской администрации порта Таганрог, относятся: судоходная
акватория Таганрогского залива, в пределах объявленных судоходных
путей, восточнее меридиана 38-14' О Е и до приемного буя N 1 Азово-
Донского морского канала, включающими в себя внутреннюю и внешнюю
акватории порта, Таганрогский подходной канал, районы рейдовых
якорных стоянок судов N 1, 2, 3, 4, 5".
Пунктом 1 приказа начальника администрации порта Таганрог от
17.06.2003 N 116 координаты границ акватории порта Таганрог
определены в соответствии с приказом Народного комиссариата путей
сообщения от 25.09.1929 N 1093 и пункт 1.11 Обязательных
постановлений по Таганрогскому морскому торговому порту изложен в
такой редакции: "Координаты границ акватории порта включают в себя
водное пространство от меридиана плавучего маяка Донских гирл до
Безымянной косы включительно".
Признавая пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1
приказа от 17.06.2003 N 116 недействительными, суд первой
инстанции исходил из того, что эти приказы изданы начальником
администрации порта Таганрог с превышением должностных полномочий,
в нарушение норм действующего законодательства и затрагивают
интересы заявителей в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой
инстанции, сослался на Общие правила морских торговых и рыбных
портов Союза ССР, утвержденные приказом Министерства морского
флота СССР от 16.12.1969, и Общие правила плавания и стоянки судов
в морских портах и на подходах к ним, утвержденные Министерством
морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР
20.02.1990 (далее - Общие правила), в соответствии с которыми
начальник морской администрации порта издает обязательные
постановления по порту, отражающие особенности данного порта и
содержащие правила плавания на его акватории и в зоне действия
служб управления движения судов. При этом суд пришел к выводу, что
начальником администрации порта Таганрог правомерно установлены
водные границы порта на основании приказа Народного комиссариата
путей сообщения от 25.09.1929 N 1093.
Данный вывод суда кассационной инстанции необоснован ввиду
следующего.
Согласно части 4 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации администрации морских портов осуществляют
административно-властные и другие полномочия, возложенные на них
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.1993
N 1299 "Об организации управления морскими портами" администрации
морских портов созданы для обеспечения безопасности мореплавания и
порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и
международных договоров Российской Федерации по торговому
мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией
закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, обеспечению их
ремонта, развития и строительства.
В соответствии с пунктом 1.6 Общих правил акваторию морского
порта составляют отведенные порту в порядке, установленном
действующим законодательством, водные пространства, в том числе
внутренний и внешний рейды. Границы акватории (вод порта, портовых
вод) приводятся в обязательных постановлениях по порту.
Таким образом, администрация торгового порта не наделена
полномочиями по определению границ акватории морского порта. Эти
границы устанавливаются в порядке, определенном действующим
законодательством, и лишь приводятся в обязательных постановлениях
по порту, издаваемых начальником администрации порта.
Статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне
Российской Федерации" установлено, что воды портов Российской
Федерации относятся к внутренним морским водам.
Исходя из статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации
внутренние морские воды находятся в собственности Российской
Федерации, управление которой согласно статье 71 и пункту "г"
части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации.
Ссылка суда кассационной инстанции на то, что приказ начальника
администрации порта Таганрог от 17.06.2003 N 116 является
законным, так как издан в соответствии с приказом Народного
комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N 1093, неправомерна.
Пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации
установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на
территории Российской Федерации до вступления в силу данной
Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
Приказ Народного комиссариата путей сообщения от 25.09.1929 N
1093 в части установления границ акватории порта Таганрог не может
применяться в настоящее время, так как Конституцией Российской
Федерации 1993 года, Водным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлен иной
порядок управления федеральной собственностью.
Таким образом, пункт 2 приказа от 30.09.2002 N 139/1 и пункт 1
приказа от 17.06.2003 N 116 начальника администрации порта
Таганрог, изменяющие границы акватории порта Таганрог, изданы с
превышением должностных полномочий и противоречат нормам
действующего законодательства.
При названных обстоятельствах оспариваемое постановление суда
кассационной инстанции в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене как
противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и
применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
округа от 20.12.2004 по делу N А53-9312/2003-С5-19 Арбитражного
суда Ростовской области отменить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.09.2004 по
указанному делу оставить без изменения.
Председательствующий
Е.Ю.ВАЛЯВИНА
|