Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 8229/05 ОТ 08.11.2005 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ОБ ОБЯЗАНИИ ТАМОЖНИ ВОЗВРАТИТЬ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ПО ТАМОЖЕННЫМ ПРИХОДНЫМ ОРДЕРАМ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ В ДАННОМ СПОРЕ РЕЧЬ ИДЕТ О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩЕМ УПЛАТЕ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 8 ноября 2005 г. N 8229/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума: Арифулина А.А., Андреевой  Т.К.,  Валявиной
   Е.Ю.,  Витрянского  В.В.,  Вышняк Н.Г., Иванниковой  Н.П.,  Киреева
   Ю.А.,  Козловой А.С., Козловой О.А., Муриной О.Л., Слесарева  В.Л.,
   Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление  Дагестанской  таможни  о  пересмотре   в
   порядке   надзора  постановления  Федерального  арбитражного   суда
   Северо-Кавказского  округа от 24.05.2005 по делу  N  А15-1516/03-15
   Арбитражного суда Республики Дагестан.
       В заседании приняли участие представители:
       от заявителя - Дагестанской таможни - Наумов А.А.;
       от  индивидуального предпринимателя Манафова Д.М.  -  Салманова
   Т.М.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Муриной  О.Л.,   а   также
   объяснения присутствующих в заседании представителей участвующих  в
   деле лиц, Президиум установил следующее.
       Индивидуальный  предприниматель  без  образования  юридического
   лица   Манафов   Д.М.   (далее  -  предприниматель)   обратился   в
   Арбитражный   суд   Республики  Дагестан  с   иском   об   обязании
   Дагестанской   таможни   (далее  -  таможня)   возвратить   излишне
   уплаченный  предпринимателем по таможенным приходным ордерам  налог
   на  добавленную стоимость в сумме 4350151 рубля. Впоследствии сумма
   иска уменьшена до 3450151 рубля.
       Заявление предпринимателя мотивировано следующим.
       Предприниматель в период с 13 июня по 12 декабря 2002 года ввез
   на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики  с
   целью  продажи  товары и при внесении таможенных  платежей  уплатил
   налог  на добавленную стоимость по 26 таможенным приходным  ордерам
   в сумме 3450151 рубля.
       Предприниматель полагал, что не является плательщиком налога на
   добавленную  стоимость в силу Федерального закона от  29.12.1995  N
   222-ФЗ  "Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
   для субъектов малого предпринимательства" и Федерального закона  от
   14.06.1995   N   88-ФЗ   "О   государственной   поддержке    малого
   предпринимательства  в Российской Федерации" (далее  -  Федеральный
   закон  N  88-ФЗ), а уплаченная им сумма налога является излишней  и
   подлежит  возврату  из  бюджета. Поэтому он  в  августе  2003  года
   обратился в таможню с заявлением о возврате указанной суммы.
       Таможня   письмом  от  22.09.2003  N  03-18/14296  отказала   в
   удовлетворении  этого  требования,  поскольку  предпринимателем  не
   были   представлены   документы,  подтверждающие   создание   менее
   благоприятных    условий   для   занятия   им   предпринимательской
   деятельностью.
       Считая отказ таможни неправомерным, предприниматель обратился в
   арбитражный суд с упомянутым заявлением.
       Решением  суда  первой инстанции от 06.11.2003 в удовлетворении
   заявленного  требования отказано, поскольку статьей 318 Таможенного
   кодекса   Российской  Федерации  налог  на  добавленную   стоимость
   отнесен   к  таможенным  платежам,  которые  уплачиваются   лицами,
   перемещающими   товары   через  таможенную  территорию   Российской
   Федерации.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   09.01.2004
   решение оставлено без изменения.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского    округа
   постановлением от 29.09.2004 указанные судебные акты отменил,  дело
   направил  на новое рассмотрение в суд первой инстанции,  сославшись
   на  постановление  Конституционного Суда  Российской  Федерации  от
   19.06.2003    N   11-П,   согласно   которому   на   индивидуальных
   предпринимателей,  применяющих упрощенную систему  налогообложения,
   в  том  числе  перешедших  на  нее до 01.01.2001,  распространяется
   гарантия,   закрепленная   абзацем  вторым   части   1   статьи   9
   Федерального закона N 88-ФЗ.
       В  силу  названной  нормы  в случае если  изменение  налогового
   законодательства создает менее благоприятные условия для  субъектов
   малого  предпринимательства  по сравнению  с  ранее  действовавшими
   условиями,  то  в  течение первых четырех  лет  своей  деятельности
   указанные  субъекты  подлежат налогообложению  в  том  же  порядке,
   который   действовал  на  момент  их  государственной  регистрации.
   Индивидуальные  предприниматели  стали  плательщиками   налога   на
   добавленную   стоимость  с  введением  в  действие   части   второй
   Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).  В  связи
   с  изложенным  суду  первой инстанции при новом  рассмотрении  дела
   было  предложено  выяснить и исследовать вопросы:  когда  заявитель
   приобрел статус предпринимателя, какую систему налогообложения и  с
   какого времени он применяет.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  23.12.2002   заявленное
   требование  удовлетворено,  поскольку  предприниматель  на   момент
   государственной  регистрации  не  являлся  плательщиком  налога  на
   добавленную   стоимость  и  в  течение  четырех   лет   с   момента
   государственной  регистрации для него  должен  действовать  прежний
   порядок   налогообложения.  Следовательно,  в  период   таможенного
   оформления  предпринимателем ввозимых товаров налог на  добавленную
   стоимость  за  их оформление взысканию не подлежал. Кроме  того,  в
   соответствии    со   статьей   18   Кодекса   упрощенная    система
   налогообложения    признана    специальным    налоговым    режимом,
   исключающим  уплату налога на добавленную стоимость индивидуальными
   предпринимателями, а предприниматель Манафов Д.М.  в  период  ввоза
   товаров применял упрощенную систему налогообложения.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   06.04.2005
   решение   отменено,  в  удовлетворении  требований  предпринимателю
   отказано,  поскольку  при  ввозе товаров на  таможенную  территорию
   Российской Федерации у него возникает объект налогообложения  и  он
   признается плательщиком налога на добавленную стоимость.
       Федеральный    арбитражный   суд   Северо-Кавказского    округа
   постановлением  от  24.05.2005  постановление  суда   апелляционной
   инстанции  от 06.04.2005 отменил, решение суда первой инстанции  от
   21.12.2004  оставил в силе, мотивировав свое решение тем,  что  суд
   первой   инстанции  исследовал  фактические обстоятельства  дела  и
   сделал  правильный вывод об отсутствии у таможни законных оснований
   для  отказа в возврате излишне уплаченного предпринимателем  налога
   на добавленную стоимость.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,   о   пересмотре   в   порядке   надзора   постановления
   Федерального   арбитражного  суда  Северо-Кавказского   округа   от
   24.05.2005  таможня просит его отменить, поскольку суд  неправильно
   применил  пункт 3 статьи 145 Кодекса. Порядок же уплаты  налога  на
   добавленную  стоимость  при перемещении  товаров  через  таможенную
   границу   Российской  Федерации  определяется  в   соответствии   с
   Таможенным кодексом Российской Федерации.
       В  отзыве  на  заявление  предприниматель  просит  оспариваемое
   постановление   оставить  без  изменения,  поскольку   согласен   с
   мотивами, приведенными в нем.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   сторон,  Президиум  считает,  что оспариваемое  постановление  суда
   кассационной    инстанции    от   24.05.2005    подлежит    отмене,
   постановление   суда  апелляционной  инстанции  от   06.04.2005   -
   оставлению в силе по следующим основаниям.
       Исходя  из  статьи 146 Кодекса к объектам обложения налогом  на
   добавленную   стоимость   относятся,  в  частности,   операции   по
   реализации  товаров (работ, услуг) и операции по ввозу  товаров  на
   таможенную территорию Российской Федерации.
       Статьей   143   Кодекса  предусмотрено,   что   по   операциям,
   совершаемым   на  территории  Российской  Федерации,  плательщиками
   налога   на   добавленную   стоимость   являются   организации    и
   индивидуальные  предприниматели, а при  перемещении  товаров  через
   таможенную   границу  Российской  Федерации  налог  на  добавленную
   стоимость   уплачивают   лица,  определяемые   в   соответствии   с
   Таможенным кодексом Российской Федерации.
       Согласно  статье 118 Таможенного кодекса Российской  Федерации,
   действовавшего  в  период  ввоза товара предпринимателем  Манафовым
   Д.М., таможенные платежи вносятся непосредственно декларантом  либо
   иным  лицом  в  соответствии с настоящим Кодексом.  Как  определено
   статьей  18  указанного Кодекса, декларант - это лицо, перемещающее
   товары,  декларирующее,  представляющее и  предъявляющее  товары  и
   транспортные средства от собственного имени.
       Согласно  пункту 2 статьи 110 прежде действовавшего Таможенного
   кодекса   Российской  Федерации  (статья  318   ныне   действующего
   Таможенного  кодекса  Российской  Федерации)  в  состав  таможенных
   платежей   при  перемещении  через  таможенную  границу  Российской
   Федерации  товара  входит налог на добавленную стоимость  наряду  с
   прочими таможенными платежами.
       Следовательно, любое лицо, перемещающее товар через  таможенную
   границу   Российской   Федерации,   обязано   уплатить   налог   на
   добавленную стоимость.
       В  соответствии  с пунктом 2 статьи 1 Федерального  закона  "Об
   упрощенной   системе  налогообложения,  учета  и   отчетности   для
   субъектов    малого    предпринимательства",    действовавшей    до
   01.01.2003,   а   также   статьей  346.11  Кодекса   индивидуальные
   предприниматели  являются  плательщиками  налога   на   добавленную
   стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
       Постановление  Конституционного Суда  Российской  Федерации  от
   19.06.2003  N 11-П "По делу о проверке конституционности  положений
   федерального   законодательства   и   законодательства    субъектов
   Российской   Федерации,  регулирующего  налогообложение   субъектов
   малого   предпринимательства  -  индивидуальных   предпринимателей,
   применяющих   упрощенную   систему   налогообложения,    учета    и
   отчетности,  в  связи  с  жалобами ряда граждан"  касается  вопроса
   обязанностей  налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей,
   перешедших на упрощенную систему налогообложения, по уплате  налога
   на  добавленную  стоимость  при реализации  товаров  на  территории
   Российской  Федерации  в  связи  с  вступлением  в  силу  главы  21
   Кодекса.
       В  данном  случае речь идет о налоге на добавленную  стоимость,
   подлежащем   уплате  при  ввозе  товара  на  таможенную  территорию
   Российской  Федерации,  а не при реализации  товара  на  территории
   Российской Федерации.
       Поскольку  индивидуальные  предприниматели,  в  том   числе   и
   применяющие  упрощенную систему налогообложения, и до вступления  в
   силу  главы 21 Кодекса являлись плательщиками налога на добавленную
   стоимость  при  ввозе  товара на территорию  Российской  Федерации,
   суды  первой и кассационной инстанций ошибочно применили  в  данном
   деле  статью  9  Федерального закона N 88-ФЗ, а также постановление
   Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П.
       При    таких    обстоятельствах   оспариваемое    постановление
   Федерального  арбитражного суда Северо-Кавказского  округа  в  силу
   пункта   1   статьи   304   Арбитражного  процессуального   кодекса
   Российской Федерации подлежит отмене как нарушающее единообразие  в
   толковании и применении арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского
   округа  от  24.05.2005 по делу N А15-1516/03-15  Арбитражного  суда
   Республики Дагестан отменить.
       Постановление  суда апелляционной инстанции  Арбитражного  суда
   Республики  Дагестан  от 06.04.2005 по тому же  делу  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz