МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 7 ноября 2005 г. N 0100/9549-05-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, являясь уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере потребительского рынка, призвана среди прочего
обеспечивать действенный контроль за соблюдением правил продажи
отдельных предусмотренных законодательством видов товаров,
выполнения работ, оказания услуг (п. 5.1.3 Положения о Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
Основу соответствующей деятельности территориальных управлений
в этом направлении должна составлять инициативная целенаправленная
работа, связанная с проведением необходимых, прежде всего,
плановых мероприятий по контролю за деятельностью хозяйствующих
субъектов.
В основе указанного планирования должен лежать комплексный и
системный подход, учитывающий как особенности состояния
потребительского рынка конкретного региона, так и соответствующие
тенденции и приоритеты его развития на федеральном уровне, включая
традиционные колебания спроса и предложения на отдельные товары,
вызываемые сезонными факторами, предпраздничными периодами и т.д.
(весенне-летняя торговля, "школьные базары", предновогодняя
торговля и т.п.).
В любом случае, при организации и проведении соответствующих
контрольно-надзорных мероприятий следует добиваться выполнения
субъектами предпринимательской деятельности всего комплекса
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами,
регламентирующими их деятельность.
В этой связи обращаю внимание руководителей территориальных
управлений Роспотребнадзора на необходимость усиления координации
деятельности и обеспечения более действенного взаимодействия между
собой тех структурных подразделений (отделов защиты прав
потребителей, отделов организации надзора за питанием населения,
отделов санитарного надзора), от которых в первую очередь и
зависит эффективность решения вопросов, связанных с реализацией
Федеральной службой полномочий по контролю и надзору в сфере
потребительского рынка.
Следует отметить, что применительно к розничной торговле
указанная деятельность не может и не должна ограничиваться
мероприятиями, направленными исключительно на проверку соблюдения
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
соответствующих санитарных правил и норм, поскольку приобретаемый
потребителем товар должен отвечать не только требованиям
безопасности, но и условиям договора купли-продажи по показателям
качества (потребительским свойствам), а также содержать
необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность
его правильного выбора. При этом сама организация продажи товаров
должна в полной мере соответствовать обязательным требованиям,
предъявляемым к торгово-технологическому процессу их реализации.
С учетом этого необходимо иметь в виду, что предметом
соответствующих контрольно-надзорных мероприятий должны быть не
только безопасность и нормируемые показатели качества проверяемой
номенклатуры товаров, но и правила их продажи, поскольку именно
это направление контроля как превентивная мера, направленная на
упорядочение процесса организации розничной торговли (особенно в
отношении такой продукции, как автотранспортные средства,
технически сложные товары бытового назначения, швейные изделия,
обувь и т.п.), будет объективно способствовать предупреждению
целого ряда наиболее часто встречающихся нарушений прав
потребителей.
На основании изложенного прошу учесть высказанные замечания и
взять под личный контроль их выполнение.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|