ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1141
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению У. о признании недействующим п. 6 Приложения к
Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября
1964 г. N 380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за исключением
районов, указанных в п. п. 1 и 4" (далее - Приложение),
установил:
У. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением,
сославшись на то, что оспариваемый пункт Приложения в указанной
части противоречит Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 29 апреля 1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского
угольного комплекса" и нарушает его конституционное право на
получение пенсии в предусмотренном законом размере.
Считает, что установленный названным Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР районный коэффициент 1,7, с учетом которого
он получал заработную плату при строительстве указанного
комплекса, должен учитываться и при назначении ему пенсии по
старости. Однако при переезде на жительство в г. Тулу ему была
назначена пенсия, исчисленная из заработка с применением
предусмотренного оспариваемым пунктом Приложения коэффициента 1,4,
что привело к уменьшению его пенсии.
В судебное заседание заявитель не явился. О дне рассмотрения
дела извещен своевременно. Из поступившего от него сообщения
следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его
отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального
развития РФ Решетникова С.С. с предъявленным требованием не
согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения,
сославшись на то, что оспариваемый пункт Приложения в части
установления для некоторых районов Якутской АССР коэффициента 1,4
Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г.
N 352 не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не
подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
заявления.
Как установлено судом, Постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 были утверждены
районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения,
здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и
общественного питания и других отраслей народного хозяйства,
непосредственно обслуживающих население, занятых в районах
Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего
Севера, в пункте 6 Приложения к которому указаны районы, где к
заработной плате работников применяется коэффициент 1,4, и, в
частности, районы Якутской АССР, за исключением районов, указанных
в п. п. 1 и 4.
По утверждению представителя заинтересованного лица
(Министерства здравоохранения и социального развития РФ)
Решетниковой С.С., оспариваемым Постановлением Госкомтруда СССР и
Президиума ВЦСПС установлен централизованный районный коэффициент
к заработной плате работников непроизводственных отраслей ряда
районов Якутской АССР и, в частности, г. Нерюнгри в размере 1,4.
Учитывая, что Правительством РФ, как это предусмотрено ст. 316
Трудового кодекса РФ, соответствующего постановления по этому
вопросу до настоящего времени не принято, продолжает действовать
оспариваемое Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС,
что согласуется с требованиями ст. 423 Трудового кодекса РФ.
Установленный п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского
угольного комплекса" районный коэффициент 1,7 к заработной плате
работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-
вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и
организациях, непосредственно связанных с обслуживанием
строительства, расположенных в районе строительства, включая и г.
Нерюнгри, действовал только на период строительства названного
комплекса.
Строительство данного комплекса завершено полностью в 1990 г. и
в связи с этим пункт 29 приведенного выше Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР прекратил свое действие.
Данное обстоятельство подтверждается как содержанием самого
пункта 29 Постановления, так и разъяснением Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1976 г. N 10/14.
С учетом приведенных выше данных суд приходит к выводу о том,
что оспариваемый пункт Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР
и Президиума ВЦСПС в указанной части требованиям Постановления ЦК
КПСС и Совета Министров СССР, а также положениям действующего
законодательства РФ не противоречит и каких-либо оснований для
признания его недействующим не имеется.
Довод заявителя о том, что установленный названным выше
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР районный
коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на
строительстве Южно-Якутского угольного комплекса, должен
применяться и при исчислении размера пенсии по старости независимо
от места его проживания и времени выхода на пенсию, не может быть
признан обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и
социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пункта 2 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости
в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи
применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по
старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31
декабря 2001 г.
По состоянию на указанную дату действовали перечень районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и районные
коэффициенты, установленные оспариваемым Постановлением
Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС. Следовательно, оспариваемый
заявителем правовой акт Федеральному закону "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" не противоречит.
Не противоречит он и Закону РФ "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях", согласно которому размер
районного коэффициента и порядок его применения для расчета
заработной платы работников организаций, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой
части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному
обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в
указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.
Поскольку, как уже отмечалось выше, до настоящего времени
такого постановления Правительством РФ не принято, продолжают
действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, к которым
относится и оспариваемое Постановление.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4
февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-
экономическому развитию районов Севера" Советам Министров
республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам
и исполкомам советов народных депутатов автономных округов по
согласованию с соответствующими профсоюзными органами было
представлено право устанавливать районные коэффициенты к
заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их
территории (автономный округ, город, район) минимальных и
максимальных размеров этих коэффициентов.
Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств
предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав
РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании указанного Постановления Верховный Совет Якутской
АССР 28 июня 1991 г. принял Постановление N 539, которым
предприятию угольного комплекса было предоставлено право
установить районный коэффициент 1,7, ранее действовавший по месту
его строительства, включая г. Нерюнгри, с отнесением затрат за
счет средств предприятия и местного бюджета.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,7 после
прекращения действия в этой части Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 в 1990 г. в связи с
окончанием строительства угольного комплекса был установлен
органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не
является единым районным коэффициентом, о котором указывается в
ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях", а поэтому данный коэффициент при
исчислении заработка и пенсии может применяться только к лицам,
работающим и проживающим в указанной местности за счет средств
предприятий и местного бюджета.
Не может суд согласиться и с доводом заявителя о том, что
оспариваемое Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС
принято с нарушением положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ,
поскольку данное Постановление принято до введения в действие
Конституции и в связи с этим содержащееся в указанной норме
требование об обязательном официальном опубликовании правовых
актов на него не распространяется.
Ссылка заявителя на ст. ст. 7 и 52 Конституции РФ также не
может служить основанием к удовлетворению его заявления, поскольку
указанные нормы Конституции вопросы, связанные с назначением и
установлением размера пенсий, непосредственно не регулируют и
каких-либо критериев на этот счет не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и
ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Заявление У. о признании недействующим пункта 6 Приложения к
Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября
1964 г. N 380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за исключением
районов, указанных в п. п. 1 и 4", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в
окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
|