ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2005 года
Дело N 71-Г05-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании 2 ноября 2005 г. гражданское
дело по кассационным жалобам Г. и С. на решение Калининградского
областного суда от 20 октября 2005 г. по заявлению Ш. об отмене
решения избирательной комиссии Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя Ш. - Иванова-Давыдова
Дениса Васильевича, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
РФ Федотовой А.В., полагавшей решение суда законным, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ш., кандидат на должность главы муниципального образования
"Зеленоградское городское поселение", обратился в суд с заявлением
об отмене решения избирательной комиссии Калининградской области,
ссылаясь на то, что 14 октября 2005 года на своем внеочередном
заседании избирательная комиссия Калининградской области (далее по
тексту Облизбирком) приняла решение об отмене решения
территориальной избирательной комиссии Зеленоградского района N
376 от 11.10.2005 в части признания результатов выборов главы
муниципального образования "Зеленоградское городское поселение"
состоявшимися и действительными и назначении повторного
голосования на 23 октября 2005 года и выборы главы муниципального
образования "Зеленоградское городское поселение" 9 октября 2005
года признаны недействительными.
По мнению заявителя, это решение принято с грубым нарушением
Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основных гарантиях..."), без
каких-либо представленных доказательств существенных нарушений
избирательного законодательства Российской Федерации при
проведении голосования, не позволяющих с достоверностью определить
результаты волеизъявления избирателей.
Решением Калининградского областного суда от 20 октября 2005 г.
постановлено заявление Ш. удовлетворить частично, признать решение
избирательной комиссии Калининградской области от 14 октября 2005
года N 64/178-4 об отмене решения территориальной избирательной
комиссии Зеленоградского района от 11 октября 2005 года N 376 "Об
установлении общих результатов выборов глав вновь образованных
муниципальных образований Зеленоградского района 9 октября 2005
года" в части, касающейся установления результатов выборов главы
муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" и
назначения повторного голосования по выборам главы указанного
муниципального образования - незаконным;
заявление Ш. в части признания законным решения ТИК от
11.10.2005 N 376 "Об установлении общих результатов выборов глав
вновь образованных муниципальных образований Зеленоградского
района 9 октября 2005 года" и в части обязывания территориальной
избирательной комиссии Зеленоградского района назначить проведение
повторных выборов главы муниципального образования "Зеленоградское
городское поселение" на 23 октября 2005 г. оставить без
удовлетворения.
В кассационных жалобах Г. и С. поставлен вопрос об отмене
решения суда в связи с нарушением норм материального и
процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб,
обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для
отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в
соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" администрация Калининградской области обязана была в
срок до 1 ноября 2005 года обеспечить проведение выборов
представительных органов и глав вновь образованных муниципальных
образований области.
В целях реализации указанного требования областной Думой
приняты Законы Калининградской области от 23 марта 2005 года N 514
"Об установлении численности, сроков полномочий и даты выборов
представительных органов первого созыва вновь образованных
муниципальных образований - городских (сельских) поселений" и N
517 "Об установлении сроков полномочий и даты выборов глав
городских (сельских) поселений, являющихся муниципальными
образованиями", в соответствии с которым на избирательную комиссию
Калининградской области была возложена обязанность по назначению
даты выборов глав городских поселений.
26 июля 2005 года избирательной комиссией Калининградской
области принято решение о назначении выборов главы вновь
созданного муниципального образования "Зеленоградское городское
поселение" на 9 октября 2005 года.
В связи с этим к указанным выборам применяется Федеральный
закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции,
действовавшей до 29 июня 2005 года.
Поскольку во вновь образованных муниципальных образованиях не
были сформированы избирательные комиссии муниципальных
образований, полномочия по непосредственной подготовке и
проведению выборов органов местного самоуправления были возложены
на соответствующие территориальные избирательные комиссии районов,
в состав которых они входят.
9 октября 2005 года в г. Зеленоградске Калининградской области
состоялись выборы главы муниципального образования "Зеленоградское
городское поселение".
11 октября 2005 года территориальная избирательная комиссия
Зеленоградского района Калининградской области приняла решение N
376 "Об установлении общих результатов выборов глав вновь
образованных муниципальных образований Зеленоградского района 9
октября 2005 года". Этим решением выборы главы муниципального
образования "Зеленоградское городское поселение" признаны
состоявшимися и действительными, а также назначено на 23 октября
2005 года повторное голосование по двум кандидатам, получившим
наибольшее число голосов избирателей, по кандидатурам Г. и Ш.
14 октября 2005 года избирательная комиссия Калининградской
области приняла оспариваемое решение.
При этом в решении указано, что рабочая группа избирательной
комиссии области нашла подтверждение фактам нарушения требований
ФЗ "Об основных гарантиях...", выразившимся в подкупе избирателей,
нарушении порядка голосования на отдельных участках, проведении
неправомерной агитации в день голосования, непринятии
территориальной избирательной комиссией Зеленоградского района
решений по поступившим в день голосования заявлениям.
При принятии решения избирательная комиссия руководствовалась
статьей 20, пунктом 11 статьи 23, пунктом 6 статьи 75 ФЗ "Об
основных гарантиях...".
Статья 20 ФЗ "Об основных гарантиях...", на которую сослалась
избирательная комиссия области в своем решении, предусматривает
систему и статус избирательных комиссий, комиссий референдума. При
этом в п. 11 указанной статьи действительно предусмотрено, что
решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с
превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей
комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять
решение по существу вопроса или направить соответствующие
материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой
было отменено.
Пункт 11 ст. 23 ФЗ "Об основных гарантиях..." предусматривает
компетенцию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
по рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие)
избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных
лиц, нарушающих избирательные права граждан при проведении выборов
в органы местного самоуправления.
Пункт 6 статьи 75 ФЗ "Об основных гарантиях..." содержит норму,
согласно которой решение и действие (бездействие) комиссий и их
должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право на
участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в
вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в
нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства,
изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей
комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из трех решений,
указанных в этой норме.
Однако, как правильно указал суд, ссылаясь на указанные
правовые нормы, избирательная комиссия Калининградской области не
учла, что ей действительно предоставлено законом право
рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий и принимать по ним решения, в
том числе и об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии,
но только не решений избирательных комиссий об итогах голосования,
о результатах выборов.
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно п. 4 ст.
75 ФЗ "Об основных гарантиях..." решения комиссий об итогах
голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды
соответствующего уровня, по подсудности, установленной п. 2
настоящей статьи.
Такой вывод следует и из анализа п. 1 и п. 2 ст. 77 ФЗ "Об
основных гарантиях...".
Доводы кассационных жалоб о том, что только Федеральным законом
от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ была установлена норма об отмене
решения избирательной комиссии об итогах голосования только судом,
основаны на неправильном толковании норм материального права,
содержащихся в ФЗ "Об основных гарантиях..." в прежней редакции.
Ссылка на нарушение Ш. при подаче заявления в суд требований
ст. 131 ГПК РФ не является в силу ст. 364 ГПК РФ безусловным
основанием для отмены решения судьи, как не свидетельствуют о
незаконности решения по этим же основаниям и другие нарушения норм
процессуального права, допущенные, по утверждению Г. и С., судом
при рассмотрении дела.
Нарушений судом норм материального и процессуального права,
которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению
дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных
жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Калининградского областного суда от 20 октября 2005 г.
оставить без изменения, а кассационные жалобы Г. и С. - без
удовлетворения.
|