СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 23
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(29 октября 2005 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Основные направления миграционной политики на
территории государств-участников Договора о создании Союзного
государства.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.ФРАДКОВ
Утверждены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 октября 2005 г. N 23
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Основные направления миграционной политики на территории
государств-участников Договора о создании Союзного государства
(далее - Основные направления миграционной политики) представляют
собой систему взглядов, принципов и направлений деятельности
органов государственной власти Республики Беларусь и Российской
Федерации в области регулирования миграционных процессов на
территории государств-участников Договора о создании Союзного
государства.
Основные направления миграционной политики разработаны с учетом
положений Договора о создании Союзного государства, нормативных
правовых актов Союзного государства, национальных нормативных
правовых актов и международных соглашений, участниками которых
являются Республика Беларусь и Российская Федерация.
I. Особенности миграционных процессов на территории
государств-участников Союзного государства
Миграционная ситуация на территории государств-участников
Договора о создании Союзного государства обусловлена следующими
особенностями:
1) геополитической ситуацией, сложившейся под влиянием
интеграционных процессов в рамках образования Союзного государства
и расширением Европейского Союза;
2) совпадением национальных интересов Республики Беларусь и
Российской Федерации в миграционной сфере;
3) влиянием последствий процесса преобразований бывшего СССР в
области миграции.
Миграционные процессы на территории государств-участников
Договора о создании Союзного государства определяются рядом
положительных и отрицательных факторов.
К положительным факторам можно отнести развитие рыночных
отношений, демократизацию во всех сферах общественной жизни в
Беларуси и России, реализацию права граждан Республики Беларусь и
Российской Федерации на свободу передвижения, воплотившегося в
праве на беспрепятственное передвижение в пределах территории
государств-участников Союзного государства без осуществления
пограничного и таможенного контроля. Для внутренней миграции
населения на территории государств-участников Союзного государства
характерна ее социально-экономическая направленность,
обусловленная развитием интеграционных процессов Республики
Беларусь и Российской Федерации.
Отрицательным фактором стала проблема нелегальной миграции, в
равной мере актуальная как для Республики Беларусь, так и для
Российской Федерации. Особенностью геополитического положения
государств-участников Договора о создании Союзного государства
является их расположение на основных маршрутах транзитной миграции
из стран афро-азиатского региона. Для Республики Беларусь особенно
характерна нелегальная миграция лиц, пытающихся использовать
Беларусь для проникновения в западноевропейские и скандинавские
государства. Российская Федерация, в свою очередь, испытывает
давление от многочисленных нелегальных потоков незаконных
мигрантов, которые, не имея возможности мигрировать в Западную
Европу и скандинавские государства, в ней и оседают. Этот процесс
зачастую принимает бесконтрольный и неуправляемый характер. Число
нелегальных мигрантов на территории государств-участников Союзного
государства не уменьшается.
Негативное влияние незаконных миграционных процессов невозможно
преодолеть без объединения усилий государств-участников Договора о
создании Союзного государства. Необходимы разработка и реализация
скоординированных мер по предупреждению и пресечению незаконной
миграции, осуществление согласованного иммиграционного контроля в
отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обеспечение
безопасности требует выработки и проведения согласованной
миграционной политики на всей территории государств-участников
Договора о создании Союзного государства.
Для достижения целей и задач, поставленных Договором о создании
Союзного государства, требуются усилия государств-участников
Договора о создании Союзного государства, направленные на создание
единого социально-экономического и правового пространства, на
котором будут обеспечиваться свобода передвижения, выбора места
жительства и пребывания, равные права на труд граждан государств-
участников Договора о создании Союзного государства. Только
взвешенное и согласованное регулирование миграционных процессов на
всей территории государств-участников Договора о создании Союзного
государства позволит создать условия для обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь, будет
способствовать устойчивому развитию экономики двух стран,
соблюдению прав человека и гражданина.
Миграционные процессы на территории государств-участников
Договора о создании Союзного государства должны стать фактором,
способствующим позитивному развитию, как Беларуси, так и России,
основываясь на потребностях экономики, интересах национальной
безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации, охраны
общественного порядка и здоровья населения при соблюдении
международных обязательств обоих государств.
II. Цели, принципы и задачи регулирования миграционных
процессов на территории государств-участников Договора
о создании Союзного государства
Целями регулирования миграционных процессов на территории
государств-участников Договора о создании Союзного государства
являются:
- принятие единых мер в области миграции для сведения к
минимуму влияния нелегальных мигрантов на социально-экономическое
положение в государствах-участниках Договора о создании Союзного
государства;
- повышение благосостояния и уровня жизни граждан;
- проведение согласованной социальной политики, направленной на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека.
Регулирование миграционных процессов на территории государств-
участников Договора о создании Союзного государства основывается
на следующих принципах:
- защита прав и свобод человека и гражданина на основе
законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
- согласование национальных интересов Беларуси и России и
обеспечение безопасности обоих государств;
- сочетание интересов личности, общества и государства;
- взаимодействие органов государственной власти Республики
Беларусь, Российской Федерации и органов Союзного государства.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
задач:
- выявление приоритетных потребностей и интересов государств-
участников Договора о создании Союзного государства в области
внешней миграции;
- координация усилий национальных государственных органов по
решению задач регулирования миграционных процессов;
- минимизация негативных социально-политических последствий
незаконной миграции;
- создание условий для привлечения в экономику
высококвалифицированных трудовых ресурсов из-за рубежа;
- обеспечение и защита прав и свобод граждан государств-
участников Договора о создании Союзного государства, в том числе
права на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства;
- создание единой системы государственного регулирования
миграционных процессов на территории государств-участников
Договора о создании Союзного государства;
- укрепление сотрудничества между Республикой Беларусь и
Российской Федерацией и развитие взаимодействия с третьими
государствами в целях предупреждения и пресечения незаконной
миграции;
- осуществление научных исследований в области регулирования
миграционных отношений, проведение мониторинга и прогнозирования
миграционной ситуации на территории государств-участников Договора
о создании Союзного государства.
III. Основные направления деятельности государственных
органов Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного
государства по регулированию миграционных процессов
Основными направлениями деятельности по регулированию
миграционных процессов являются:
- совершенствование и унификация миграционного законодательства
Республики Беларусь и Российской Федерации;
- создание единой системы иммиграционного контроля на
территории государств-участников Договора о создании Союзного
государства;
- координация взаимодействия органов Республики Беларусь и
Российской Федерации, осуществляющих иммиграционный, пограничный и
таможенный контроль;
- выработка единых позиций Республики Беларусь и Российской
Федерации по миграционным вопросам во внешнеполитической сфере;
- разработка и внедрение эффективных механизмов обмена
информацией между государственными органами Республики Беларусь и
Российской Федерации, ответственными за проведение миграционной
политики, с иммиграционными органами иностранных государств по
вопросам противодействия незаконной миграции и другим вопросам в
области регулирования миграционных процессов;
- проведение совместных мероприятий, направленных на
противодействие незаконной миграции и иным, связанным с ней
противоправным деяниям;
- сотрудничество с международными и негосударственными
организациями по вопросам предотвращения незаконной миграции;
- создание единой системы учета иностранных граждан и лиц без
гражданства, прибывающих на территорию государств-участников
Договора о создании Союзного государства;
- разработка и реализация мероприятий, а также социально-
экономических программ по регулированию миграционных процессов в
рамках Союзного государства;
- выработка согласованных социально-экономических мер по
улучшению миграционной ситуации на территории государств-
участников Договора о создании Союзного государства;
- создание единой системы научного обеспечения и
профессиональной подготовки кадров по вопросам миграции.
Проведение согласованной миграционной политики государств-
участников Договора о создании Союзного государства, создание
единой системы регулирования миграционных процессов на их
территории позволит создать условия для решения задач,
поставленных Договором о создании Союзного государства, будет
способствовать устойчивому развитию экономики Республики Беларусь
и Российской Федерации, соблюдению прав человека и гражданина и
повышению качества жизни населения государств-участников Договора
о создании Союзного государства.
|