МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2005 г. N 03-05-02-04/192
О ВОПРОСЕ ПРАВОМЕРНОСТИ ДОНАЧИСЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ЕСН, ПОДЛЕЖАЩЕГО ЗАЧИСЛЕНИЮ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ЕСЛИ РАЗМЕР ПРИМЕНЕННОГО
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПРЕВЫШАЕТ
СУММУ ФАКТИЧЕСКИ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу
правомерности доначисления налоговым органом единого социального
налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, если размер
примененного налогоплательщиком налогового вычета превышает сумму
фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, сообщает следующее.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статья 243 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого
социального налога (сумма авансового платежа по налогу),
подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период
страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на
обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах
таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов,
предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса, если в отчетном
(налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает
сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период,
такая разница признается занижением суммы единого социального
налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за
месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Реализация положений данных пунктов Кодекса осуществляется
следующим образом. С момента начисления страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, т.е. отражения в
бухгалтерской документации, страхователь получает согласно статье
243 Кодекса право на налоговый вычет на сумму начисленных
страховых взносов из суммы единого социального налога, подлежащего
уплате в федеральный бюджет. В том случае, если страхователь
начислил, но не уплатил в установленном размере или в
установленный срок страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, неуплаченная сумма страховых взносов признается
недоимкой по единому социальному налогу и взыскивается с
начислением пеней.
Налоговые органы в соответствии со статьей 69 Кодекса
направляют налогоплательщику требование об уплате задолженности по
единому социальному налогу (в размере занижения суммы налога) и
соответствующих пеней, начисленных на момент направления
требования. В требовании об уплате налога и пеней также
указывается срок его исполнения.
В случае неисполнения требования об уплате налога и пеней
недоимка по единому социальному налогу и начисленные пени
взыскиваются налоговым органом в соответствии со статьями 46 - 48
Кодекса.
Одновременно с этим в соответствии с пунктом 2 статьи 25
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ органами Пенсионного
фонда Российской Федерации осуществляется взыскание недоимки по
страховым взносам и пеней в судебном порядке.
После взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование территориальными органами Пенсионного фонда
Российской Федерации недоимка по единому социальному налогу,
взысканная налоговыми органами с налогоплательщика в связи с
неправомерно примененным налоговым вычетом, признается переплатой
по единому социальному налогу, к которой будут применяться
положения статьи 78 Кодекса.
Таким образом, действия налоговых органов соответствуют
законодательству Российской Федерации.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|