ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2005 г. N 7322/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Валявиной
Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева
В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Новоселовой Л.А., Першутова
А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Харчиковой Н.П., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации Звягинцева А.Г. о пересмотре в порядке
надзора решения суда первой инстанции от 30.07.2004, постановления
суда апелляционной инстанции от 25.10.2004 Арбитражного суда
Алтайского края по делу N А03-11262/03-19 и постановления
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от
15.03.2005 по тому же делу.
В заседании приняла участие представитель заявителя -
Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Сафрыгина О.Ю.
Заслушав и обсудив доклад судьи Харчиковой Н.П., а также
объяснения представителя заявителя, Президиум установил следующее.
Прокурор Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского
края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Краевой
коммерческий "Сибирский социальный банк" (далее - Сибсоцбанк) и
администрации Солтонского района Алтайского края (далее - районная
администрация) о признании недействительным договора бюджетного
счета в рублях от 28.06.2001, заключенного между ответчиками, и
применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде
обязания Сибсоцбанка закрыть счет N 40202810300000981701 районной
администрации.
Исковые требования мотивированы тем, что договор бюджетного
счета в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации
является недействительным, поскольку заключен с нарушением
бюджетного законодательства (статей 155, 156 Бюджетного кодекса
Российской Федерации). Кроме того, осуществление расчетов по
бюджетным средствам через банковский счет, открытый в коммерческом
банке, нарушает требования закона о казначейском исполнении
бюджетов и принцип единства кассы (статьи 215, 216 Бюджетного
кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, судом
привлечены: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного
управления Банка России по Алтайскому краю, администрация
Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной
политике администрации Алтайского края, Главное управление
экономики и инвестиций администрации Алтайского края, Управление
Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - управление
федерального казначейства).
Решением суда первой инстанции от 30.07.2004 в удовлетворении
иска отказано.
Суд установил, что оспариваемый договор не является бюджетным
для районной администрации, поскольку не связан с формированием
доходов и осуществлением расходов бюджета муниципального
образования; районная администрация не является участником
бюджетных правоотношений, так как выделенные ей денежные средства
на капитальное строительство не учитываются в бюджете района;
действующим законодательством предусмотрено право законодательных
и исполнительных органов государственной власти и представительных
органов местного самоуправления на соответствующем уровне
бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2004
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 15.03.2005 названные судебные акты оставил без
изменения.
В представлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
Звягинцев А.Г. ссылается на нарушение данными судебными актами
единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
В отзывах на представление истец, ответчик и третьи лица просят
оставить оспариваемые судебные акты без изменения как
соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в представлении,
отзывах на него и выступлении присутствующего в заседании
представителя заявителя, Президиум считает, что решение суда
первой инстанции и постановления судов апелляционной и
кассационной инстанций подлежат отмене с принятием нового
судебного акта об удовлетворении заявленных прокурором Алтайского
края требований по следующим основаниям.
Вывод судов о неприменении к отношениям сторон норм бюджетного
законодательства является ошибочным.
Между Сибсоцбанком и районной администрацией заключен договор
банковского счета - договор бюджетного счета в рублях от
28.06.2001, на основании которого районной администрации открыт
счет N 40202810300000981701 для осуществления расчетно-кассовых
операций по финансированию капитальных вложений за счет средств,
выделенных из краевого бюджета.
В то же время районная администрация независимо от того,
отражает ли она в бюджете района средства на капитальное
строительство, поступающие из краевого бюджета, в соответствии со
статьями 1, 152, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации
участвует в бюджетном процессе по исполнению краевого бюджета,
поскольку осуществляет расходы на капитальное строительство в
качестве получателя бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено
казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти
возлагаются организация исполнения и само исполнение бюджетов,
управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные
органы являются кассирами всех распорядителей и получателей
бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств
от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В силу положений статьи 134 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) заключение
соглашения на казначейское исполнение бюджета Алтайского края
обязательно, так как этот субъект Российской Федерации является
дотационным регионом.
На основании данного требования закона администрация Алтайского
края заключила с управлением федерального казначейства соглашение
о кассовом обслуживании исполнения бюджета края от 05.04.2000.
Соглашением предусмотрено: открытие счета краевого бюджета
управлением федерального казначейства для учета им средств
краевого бюджета в Главном расчетно-кассовом центре Главного
управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому
краю; учет движения средств краевого бюджета осуществляется
управлением федерального казначейства на открытом у него лицевом
счете; для учета расходов получателям бюджетных средств в
управлении федерального казначейства открываются лицевые счета, на
которых отражаются финансирование получателей бюджетных средств и
их кассовые расходы.
Через лицевые счета получателей бюджетных средств, открытых в
управлении федерального казначейства, осуществляются:
финансирование расходов учреждений и организаций в соответствии с
действующим законодательством на основании представленных реестров
и распоряжений на финансирование; перечисление средств между
бюджетами различных уровней; расчеты с учредителями и
организациями в части компенсаций и социальных выплат по краевым
программам.
Таким образом, управление федерального казначейства в процессе
осуществления кассового обслуживания исполнения краевого бюджета
приняло на себя обязательство по обеспечению учета финансирования
расходов краевого бюджета без каких-либо ограничений, то есть в
полном объеме.
Заключение между районной администрацией и Сибсоцбанком
договора банковского счета - договора бюджетного счета в рублях от
28.06.2001 нарушает требования бюджетного законодательства и
условия соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета края
от 05.04.2000.
Так, управлением федерального казначейства лицевые счета
получателям средств бюджета Алтайского края на финансирование
капитального строительства в органах казначейства и учреждениях
Банка России не открыты; учет и контроль расходования этих средств
со стороны управления федерального казначейства отсутствуют,
поскольку эти функции возложил на себя Сибсоцбанк.
Однако Сибсоцбанк не входит в систему органов финансового
контроля Алтайского края. Поэтому как ранее заключенный между
администрацией Алтайского края и Сибсоцбанком договор по оказанию
услуг по консультированию и контролю за целевым использованием
средств от 03.01.2002, так и заключенное между теми же лицами
соглашение о сотрудничестве в области финансирования капитальных
вложений за счет средств краевого бюджета от 28.02.2003,
включающее в себя условие "сопровождать целевое использование
средств краевого бюджета, направляемых на финансирование
капитальных вложений", незаконны. Правовых оснований для замены
казначейского исполнения бюджета на финансовый контроль
Сибсоцбанком у сторон названных сделок не имелось.
Более того, исходя из положений пункта 1 статьи 156 Бюджетного
кодекса Российской Федерации при наличии на соответствующей
территории учреждений Банка России кредитные организации могут
привлекаться только для осуществления операций по предоставлению
средств бюджета на возвратной основе.
Довод судов о том, что действующим законодательством
предусмотрено право законодательных и исполнительных органов
государственной власти и представительных органов местного
самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в связи с чем
постановлениями администрации Алтайского края от 01.02.2000 N 77
"О схеме финансирования капитального строительства" и от
06.10.2000 N 789 "О порядке финансирования проектов за счет
средств капитальных вложений краевого бюджета", не признанными в
установленном порядке недействительными, обязанности по
осуществлению расчетно-кассового обслуживания капитального
строительства, финансируемого из краевого бюджета, возложены на
Сибсоцбанк правомерно, не может быть признан обоснованным.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции,
вступившей в силу с 01.01.2005) закреплено право органов
государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением
случаев, предусмотренных Кодексом.
Право самостоятельного осуществления бюджетного процесса
ограничивалось и ранее, поскольку согласно положениям статьи 2
Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления муниципальных образований не могут
противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между
Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми
актами органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления муниципальных
образований применяется Кодекс.
Так как в нарушение бюджетного законодательства районная
администрация открыла банковский (бюджетный) счет получателя
средств краевого бюджета в кредитной организации (Сибсоцбанке) и
заключила с ней гражданско-правовую сделку - договор бюджетного
счета в рублях от 28.06.2001, названная сделка на основании статьи
168 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть признана
недействительной как не соответствующая другому законодательству,
в данном случае - бюджетному.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской
Федерации недействительная сделка не влечет юридических
последствий, за исключением тех, которые связаны с ее
недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Заключение договора бюджетного счета в рублях от 28.06.2001
повлекло за собой открытие в Сибсоцбанке счета N
40202810300000981701 районной администрации. Следовательно, при
признании этого договора недействительным требование прокурора о
применении последствий недействительности сделки - закрытии
указанного счета в коммерческом банке - также подлежит
удовлетворению.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
оспариваемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 30.07.2004, постановление суда
апелляционной инстанции от 25.10.2004 Арбитражного суда Алтайского
края по делу N А03-11262/03-19 и постановление Федерального
арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2005 по тому
же делу отменить.
Договор бюджетного счета в рублях от 28.06.2001, заключенный
между администрацией Солтонского района Алтайского края и
обществом с ограниченной ответственностью "Краевой коммерческий
"Сибирский социальный банк", признать недействительным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Краевой
коммерческий "Сибирский социальный банк" закрыть счет N
40202810300000981701 администрации Солтонского района Алтайского
края.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|