Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2005 г. N 7205
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 октября 2005 г. N 645
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Министерстве
здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162), и пунктом
9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233),
приказываю:
Утвердить Типовое положение о территориальных органах
Федерального медико-биологического агентства согласно приложению.
Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 24 октября 2005 г. N 645
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
I. Общие положения
1. Территориальными органами Федерального медико-биологического
агентства (ФМБА России) являются региональные управления ФМБА
России и межрегиональные управления ФМБА России (далее -
Управление), осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций
отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
(в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по
пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ)
и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые
организации и обслуживаемые территории).
2. Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
актами Федерального медико-биологического агентства, главного
государственного санитарного врача Российской Федерации,
Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, а также
настоящим Положением.
3. Управление является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного
образца, а также лицевой счет в органе федерального казначейства.
4. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с другими территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, полномочными представителями Президента
Российской Федерации в федеральных округах, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Основные задачи Управления
5. Основными задачами Управления являются:
5.1. осуществление функций по контролю и надзору в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия работников
обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
5.2. проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния
особо опасных факторов физической, химической и биологической
природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и
населения обслуживаемых территорий;
5.3. профилактика профессиональных, инфекционных и массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий;
5.4. проведение медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и
биологических аварий и инцидентов, распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
III. Полномочия Управления
6. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной
сфере деятельности:
6.1. осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический
надзор:
6.1.1. при планировании и проведении технических, санитарно-
гигиенических, противоэпидемических и организационных мероприятий,
направленных на соблюдение требований по безопасному ведению работ
в области использования атомной энергии, химической и
биологической безопасности в обслуживаемых организациях и на
обслуживаемых территориях;
6.1.2. при разработке и проведении мероприятий по локализации и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных,
химических и биологических аварий и инцидентов в обслуживаемых
организациях и на обслуживаемых территориях;
6.1.3. за радиационной безопасностью, в том числе дозами
облучения работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий от техногенных, природных, медицинских
источников ионизирующих излучений, химической безопасностью
потенциально опасных объектов по использованию, производству,
переработке, уничтожению, хранению опасных химических веществ, а
также биологической безопасностью;
6.1.4. при выборе земельных участков, проектировании,
строительстве, реконструкции, техническом перевооружении,
расширении, консервации и ликвидации обслуживаемых организаций и
установлении их санитарно-защитных зон;
6.1.5. за производством, транспортировкой, хранением,
применением (использованием) и утилизацией продукции
производственно-технического назначения в случаях, когда требуется
непосредственное участие человека, и товаров для личных и бытовых
нужд граждан;
6.1.6. за производством, транспортировкой, закупкой, хранением,
реализацией и применением (использованием) потенциально опасных
для человека химических, биологических веществ и отдельных видов
продукции после их государственной регистрации;
6.1.7. за производством, применением (использованием) и
реализацией населению новых видов продукции (впервые
разрабатываемых или внедряемых), а также за новыми
технологическими процессами производства продукции;
6.1.8. за реализацией населению продукции, ввозимой на
территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, а также ее применением
(использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском
строительстве, на транспорте;
6.1.9. за производством, транспортировкой, хранением,
применением (использованием), реализацией и утилизацией продукции
производственно-технического назначения, товаров для личных и
бытовых нужд, пищевых продуктов, пищевых добавок,
продовольственного сырья, потенциально опасных для человека
химических, биологических факторов и отдельных видов продукции;
6.1.10. за организацией питания населения в специально
оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в
том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и
реализацией населению, для предотвращения возникновения и
распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений);
6.1.11. за организацией питания в дошкольных и других
образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях,
оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты
населения;
6.1.12. за водными объектами, используемыми для питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом,
отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами,
расположенными в черте городских и сельских поселений;
6.1.13. за осуществлением эксплуатации централизованных,
нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем
питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения
на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами, осуществляющими их эксплуатацию;
6.1.14. за состоянием атмосферного воздуха по критериям
безопасности и (или) безвредности для человека в городских и
сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а
также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и
других помещениях (местах постоянного или временного пребывания
человека);
6.1.15. за состоянием почвы по критериям безопасности и (или)
безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных
угодий;
6.1.16. за условиями и способами сбора, использования,
обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов
производства и потребления;
6.1.17. за содержанием жилых помещений;
6.1.18. за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-
профилактических учреждений;
6.1.19. за эксплуатацией производственных, общественных
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
6.1.20. за деятельностью или работой отдельных цехов, участков,
сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов
работ и оказанием услуг;
6.1.21. за условиями труда, рабочими местами и трудовыми
процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих
мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты
работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием
работников в целях предупреждения травм, профессиональных
заболеваний, инфекционных и неинфекционных заболеваний;
6.1.22. за условиями работы с биологическими и
микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе
условиями работы в области генной инженерии, а также возбудителями
инфекционных заболеваний;
6.1.23. за условиями работы с машинами, механизмами,
установками, устройствами, аппаратами, которые являются
источниками физических факторов воздействия на человека (шума,
вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового,
ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), а также
производством, применением (использованием), транспортировкой,
хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и
отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на
человека;
6.1.24. за использованием программ, методик и режимов
воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств
обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной
издательской продукции;
6.1.25. за дошкольными и другими образовательными учреждениями
независимо от организационно-правовых форм;
6.1.26. за проведением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, направленных на профилактику
инфекционных и паразитарных заболеваний;
6.1.27. при проектировании, создании (сборке), испытании и
предполетной подготовке транспортных и пилотируемых космических
аппаратов на комплексе "Байконур";
6.2. на основании результатов санитарно-эпидемиологических
экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и
токсикологических, гигиенических и иных видов оценок выдает
санитарно-эпидемиологические заключения по:
6.2.1. генеральным планам городов, районной планировке и
застройке населенных пунктов на обслуживаемых территориях,
размещению объектов промышленности, проектам норм проектирования,
выбору земельных участков под строительство, технико-экономическим
обоснованиям, проектам строительства, реконструкции и модернизации
объектов и их пусковых комплексов, зданий, сооружений,
транспортных средств и вводу их в эксплуатацию;
6.2.2. проектам поясов и зон санитарной охраны водных объектов,
используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и
в лечебных целях, прибрежных районов морей, округов санитарной
(горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных
местностей, санитарно-защитных зон;
6.2.3. производству, применению (использованию) и реализации
населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых и
внедряемых);
6.2.4. условиям специального водопользования, проектам
нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в
водоемы;
6.2.5. условиям производства, применения, хранения,
транспортировки и захоронения радиоактивных веществ и других
источников ионизирующих излучений, а также применения источников
электромагнитных излучений;
6.2.6. условиям производства, хранения, транспортировки и
применения медицинских иммунобиологических препаратов;
6.2.7. условиям производства, хранения, транспортировки,
поставки, продажи, применения, утилизации или уничтожения
продукции производственно-технического назначения и товаров для
бытовых (личных) нужд граждан;
6.2.8. проектам конструкций транспортно-упаковочных
контейнеров, предназначенных для транспортировки радиоактивных
веществ, материалов, изделий, отработавшего ядерного топлива;
6.2.9. условиям хранения, транспортировки и использования
компонентов ракетного топлива;
6.2.10. программам, методикам и режимам воспитания, общего и
профессионального обучения граждан;
6.2.11. использованию технических, аудиовизуальных и иных
средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и
иной издательской продукции;
6.2.12. отдельным видам деятельности, подлежащим
лицензированию;
6.3. организует и проводит социально-гигиенический мониторинг;
6.4. формирует перечень мероприятий, проводимых федеральными
учреждениями, подведомственными ФМБА России, осуществляющими свою
деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-
эпидемиологического надзора в обслуживаемых организациях и на
обслуживаемых территориях (далее - федеральные государственные
учреждения), и осуществляет контроль за их исполнением, в том
числе за:
6.4.1. деятельностью по выявлению и установлению причин и
условий возникновения и распространения профессиональных,
инфекционных, паразитарных заболеваний, а также массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с
воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека,
путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических
экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний,
токсикологических и иных видов оценок для установления причинно-
следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания
человека;
6.4.2. проведением медико-санитарных мероприятий, направленных
на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций, в том числе связанных с применением с террористической
целью биологических, химических и иных факторов;
6.4.3. проведением мероприятий, направленных на выявление и
устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на
здоровье человека;
6.4.4. аттестацией работников, деятельность которых связана с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых
продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей,
коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
6.4.5. проведением лабораторных исследований и испытаний;
6.4.6. проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз,
расследований, обследований, токсикологических, гигиенических и
иных видов оценок;
6.4.7. проведением государственного учета инфекционных,
паразитарных, профессиональных заболеваний, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием
неблагоприятных факторов среды обитания человека;
6.5. подготавливает по запросу ФМБА России материалы для
подготовки ежегодных государственных докладов о санитарно-
эпидемиологической обстановке в обслуживаемых организациях и на
обслуживаемых территориях;
6.6. осуществляет ведение государственных статистических форм
учета и отчетности;
6.7. информирует руководство и работников организаций,
федеральных государственных учреждений, а также органы местного
самоуправления, население по вопросам санитарно-эпидемиологической
обстановки через средства массовой информации и иными способами: о
возникновении профессиональных, инфекционных, массовых
неинфекционных заболеваний (отравлений); состоянии среды обитания;
проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятиях;
6.8. регистрирует лиц, пострадавших от воздействия особо
опасных факторов физической, химической и биологической природы, в
том числе подвергшихся радиационному облучению в результате
Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
6.9. готовит в установленном порядке предложения о введении
(отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых
организациях и на обслуживаемых территориях;
6.10. осуществляет деятельность по:
6.10.1. комплектованию, хранению, учету и использованию
архивных документов Управления;
6.10.2. приему граждан, своевременному и полному рассмотрению
обращений, запросов органов государственной власти, органов
местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан в сроки, установленные
законодательством Российской Федерации;
6.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную тайну;
6.12. обеспечивает в установленном порядке мобилизационную
подготовку работников Управления;
6.13. организует и осуществляет в установленном порядке
мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской
обороне;
6.14. организует профессиональную подготовку, переподготовку,
повышение квалификации, стажировку и аттестацию работников
Управления;
6.15. по согласованию с ФМБА России проводит в установленном
порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг для нужд Управления, а также на проведение научно-
исследовательских работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности;
6.16. участвует в системе оперативного обмена информацией по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
6.17. организует и проводит мероприятия по санитарной охране в
обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях от
заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих
опасность для населения, а также от ввоза и реализации в
обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях товаров,
химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных
грузов, представляющих опасность для человека;
6.18. проводит анализ практики применения законодательства
Российской Федерации в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения в обслуживаемых
организациях и на обслуживаемых территориях и направляет
обобщенную информацию в ФМБА России.
7. В целях реализации полномочий в установленной сфере
деятельности Управление имеет право:
7.1. осуществлять взаимодействие с территориальными органами и
учреждениями федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченными осуществлять государственный санитарно-
эпидемиологической надзор в Российской Федерации;
7.2. осуществлять деятельность по предупреждению, обнаружению,
пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, а также применять меры административного,
ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию
последствий нарушений гражданами, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в
установленной сфере деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
7.3. привлекать для проработки вопросов в установленной сфере
деятельности научные и иные организации, ученых, экспертов и
специалистов для проведения экспертиз, расследований,
обследований, исследований, испытаний, токсикологических,
гигиенических и иных видов оценок;
7.4. координировать деятельность и осуществлять контроль за
федеральными государственными учреждениями в порядке и в пределах
полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
7.5. вносить предложения руководству обслуживаемых организаций,
органам местного самоуправления, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, территориальным органам
федеральных органов исполнительной власти и полномочным
представителям Президента Российской Федерации в федеральных
округах:
7.5.1. о реализации мер по обеспечению и улучшению санитарно-
эпидемиологической обстановки, выполнению требований
законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия работников
обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
7.5.2. о введении (отмене) ограничительных мероприятий
(карантина);
7.5.3. о приведении в соответствие с требованиями санитарного
законодательства Российской Федерации принятых ими нормативных
правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий;
7.6. запрашивать и получать на безвозмездной основе материалы и
сведения по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
7.7. получать информацию о каждом впервые выявленном случае
профессионального, инфекционного и паразитарного заболевания,
пищевого отравления, а также организовывать, контролировать и
принимать участие в проведении противоэпидемических
(профилактических) мероприятий, направленных на выявление причин,
путей и факторов передачи, локализацию и ликвидацию очага
заболевания в установленном законодательством Российской Федерации
порядке;
7.8. организовывать и проводить конференции, совещания,
семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий, участвовать в их работе;
7.9. образовывать коллегиальные и совещательные органы для
обсуждения вопросов деятельности в сфере обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;
7.10. участвовать в работе комиссий по аттестации персонала
радиационно, химически и биологически опасных объектов.
IV. Организация деятельности Управления
8. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Министром здравоохранения и
социального развития Российской Федерации по представлению
руководителя ФМБА России.
9. Руководитель Управления несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Управление задач и полномочий.
10. Руководитель Управления является главным государственным
санитарным врачом по соответствующим обслуживаемым организациям и
обслуживаемым территориям.
11. Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности руководителем ФМБА России.
12. Количество заместителей руководителя Управления
устанавливается руководителем ФМБА России.
13. Заместитель руководителя Управления, выполняющий функции по
организации и осуществлению государственного санитарно-
эпидемиологического надзора, является заместителем главного
государственного санитарного врача по соответствующим
обслуживаемым организациям и обслуживаемым территориям.
14. Руководитель Управления:
14.1. издает внутренние акты по вопросам, относящимся к
полномочиям Управления;
14.2. распределяет обязанности между своими заместителями;
14.3. без доверенности действует от имени Управления,
представляет интересы, распоряжается в установленном порядке
средствами и имуществом Управления;
14.4. представляет руководителю ФМБА России на утверждение
ежегодный план деятельности Управления, отчет о его выполнении;
14.5. определяет задания федеральным государственным
учреждениям, обеспечивающим деятельность Управления, по
представлению услуг и утверждает отчет об их выполнении;
14.6. согласовывает сметы доходов и расходов федеральных
государственных учреждений, обеспечивающих деятельность
Управления;
14.7. представляет руководителю ФМБА России предложения:
по финансированию Управления, а также соответствующего
федерального государственного учреждения;
о предельной численности и фонде оплаты труда работников
Управления;
по кандидатурам на должности заместителей руководителя
Управления;
по кандидатуре на должность руководителя федерального
государственного учреждения;
по структуре и штатному расписанию Управления в пределах
показателей, установленных ФМБА России, а также смете расходов на
содержание Управления в пределах утвержденных на соответствующий
период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
14.8. назначает в установленном порядке на должность и
освобождает от должности работников Управления;
14.9. утверждает структуру и штатное расписание Управления в
пределах утвержденной сметы;
14.10. открывает счета в территориальном органе федерального
казначейства, распоряжается в установленном порядке денежными
средствами и имуществом, закрепленными за Управлением на праве
оперативного управления;
14.11. заключает договоры и соглашения от имени Управления;
14.12. представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников Управления и федеральных государственных учреждений к
присвоению почетных званий и награждению государственными
наградами Российской Федерации;
14.13. решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в Управлении;
14.14. организует ведение делопроизводства в Управлении.
15. Финансирование расходов на содержание Управления
осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета
ФМБА России.
16. Решение Управления и его структурных подразделений вправе
приостановить и отменить ФМБА России. Порядок приостановления
действий и отмены решений Управления и его структурных
подразделений устанавливается руководителем ФМБА России.
17. Исполнение поручений ФМБА России Управлением осуществляется
в порядке, установленном служебным регламентом ФМБА России.
Информация об исполнении поручения направляется в ФМБА России
руководителем Управления. Контроль за исполнением поручений
осуществляется ФМБА России.
18. Реорганизация или упразднение Управлений производится в
порядке, аналогичном порядку образования новых Управлений.
|