ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
КОНВЕНЦИЯ
ОБ ОХРАНЕ И ПООЩРЕНИИ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ
КУЛЬТУРНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ
(Париж, 20 октября 2005 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся с 3 по 21
октября 2005 г. в Париже на свою 33-ю сессию,
утверждая, что культурное разнообразие является неотъемлемой
отличительной чертой человечества,
сознавая, что культурное разнообразие является общим наследием
человечества и что необходимо дорожить им и сохранять его на благо
всех,
сознавая, что культурное разнообразие создает богатый и
многообразный мир, который расширяет диапазон выбора и
обеспечивает питательную среду для человеческих возможностей и
ценностей, являясь, таким образом, движущей силой устойчивого
развития для сообществ, народов и наций,
напоминая о том, что культурное разнообразие, расцветающее в
условиях демократии, терпимости, социальной справедливости и
взаимного уважения между народами и культурами, необходимо для
обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и
международном уровнях,
особо отмечая важность культурного разнообразия для полного
осуществления прав человека и основных свобод, провозглашенных во
Всеобщей декларации прав человека и в других общепризнанных
документах,
подчеркивая необходимость интеграции культуры в качестве одного
из стратегических элементов в национальную и международную
политику развития, а также в международное сотрудничество в целях
развития, в том числе с учетом Декларации тысячелетия Организации
Объединенных Наций (2000 г.), в которой особое внимание уделяется
искоренению нищеты,
принимая во внимание, что культура приобретает различные формы
во времени и в пространстве и что это разнообразие проявляется в
уникальных и многообразных формах самобытности и культурного
самовыражения народов и обществ, которые составляют человечество,
признавая важность традиционных знаний как источника
нематериального и материального богатства, и в частности систем
знаний коренных народов, и их позитивный вклад в устойчивое
развитие, а также необходимость обеспечения их надлежащей охраны и
поощрения,
признавая необходимость принятия мер для охраны разнообразия
форм культурного самовыражения, включая его содержание, особенно в
тех ситуациях, когда формам культурного самовыражения может
угрожать исчезновение или серьезный ущерб,
подчеркивая важность культуры для социальной сплоченности в
целом, и в частности ее возможности для повышения статуса и роли
женщин в обществе,
сознавая, что культурное разнообразие укрепляется в результате
свободного распространения идей и что оно обогащается благодаря
постоянным обменам и взаимодействию между культурами,
вновь подтверждая, что свобода мысли, выражения мнений и
информации, а также многообразие средств информации создают
условия для расцвета форм культурного самовыражения в обществах,
признавая, что разнообразие форм культурного самовыражения,
включая традиционные формы, является важным фактором, дающим людям
и народам возможность выражать свои идеи и ценности и обмениваться
ими с другими,
напоминая о том, что языковое разнообразие является
основополагающим элементом культурного разнообразия, и вновь
подтверждая ту важнейшую роль, которую образование играет в деле
охраны и поощрения форм культурного самовыражения,
учитывая важное значение жизнеспособности культур, в том числе
для лиц, принадлежащих к меньшинствам и коренным народам, которая
проявляется в их свободе создавать, распространять и передавать
свои традиционные формы культурного самовыражения и иметь к ним
доступ, с тем чтобы использовать их для своего собственного
развития,
подчеркивая жизненно важную роль культурного взаимодействия и
творчества, обогащающих и обновляющих формы культурного
самовыражения и повышающих роль тех, кто участвует в развитии
культуры в интересах прогресса общества в целом,
признавая важность прав интеллектуальной собственности в
обеспечении поддержки тем, кто участвует в культурном творчестве,
будучи убеждена, что культурная деятельность и культурные
товары и услуги носят как экономический, так и культурный
характер, поскольку они являются выражением форм самобытности,
ценностей и смысла, и поэтому к ним нельзя относиться как к чему-
то, имеющему только коммерческую ценность,
отмечая, что процессы глобализации, которым способствует
быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий,
создавая невиданные условия для более широкого взаимодействия
культур, одновременно бросают вызов культурному разнообразию,
особенно с точки зрения опасности углубления диспропорций между
богатыми и бедными странами,
сознавая, что на ЮНЕСКО возложены конкретные задачи
обеспечивать уважение разнообразия культур и рекомендовать
заключение таких международных соглашений, которые она считает
необходимыми для содействия свободному распространению идей
словесным и изобразительным путем,
ссылаясь на положения принятых ЮНЕСКО международных правовых
документов, касающихся культурного разнообразия и осуществления
культурных прав, и в частности на Всеобщую декларацию 2001 года о
культурном разнообразии,
принимает 20 октября 2005 года настоящую Конвенцию.
I. ЦЕЛИ И РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Цели
Целями настоящей Конвенции являются:
a) охрана и поощрение разнообразия форм культурного
самовыражения;
b) создание условий для расцвета и свободного взаимодействия
различных культур на взаимовыгодной основе;
c) поощрение диалога между культурами в целях обеспечения более
широких и сбалансированных культурных обменов во всем мире в
интересах взаимоуважения культур и культуры мира;
d) поощрение межкультурного взаимодействия в целях развития
взаимопроникновения культур в духе наведения мостов между
народами;
e) поощрение уважения к разнообразию форм культурного
самовыражения и повышение осознания ценности этого разнообразия на
местном, национальном и международном уровнях;
f) подтверждение важности взаимосвязи между культурой и
развитием для всех стран, в особенности развивающихся, и поддержка
действий, предпринимаемых на национальном и международном уровнях
с целью обеспечить признание подлинной ценности этой взаимосвязи;
g) признание особого характера культурной деятельности и
культурных товаров и услуг как носителей самобытности, ценностей и
смысла;
h) подтверждение суверенного права государств на поддержку,
принятие и осуществление политики и мер, которые они считают
надлежащими для охраны и поощрения разнообразия форм культурного
самовыражения на своей территории;
i) укрепление международного сотрудничества и солидарности в
духе партнерства, в частности для расширения возможностей
развивающихся стран в области охраны и поощрения многообразия форм
культурного самовыражения.
Статья 2
Руководящие принципы
1. Принцип уважения прав человека и основных свобод
Охрана и поощрение культурного разнообразия возможны только
тогда, когда гарантированы права человека и такие основные
свободы, как свобода выражения мнений, информации и коммуникации,
а также возможность для отдельных лиц выбирать формы культурного
самовыражения. Никто не может использовать положения настоящей
Конвенции для ущемления прав человека и основных свобод,
провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и
гарантируемых международным правом, или для их ограничения.
2. Принцип суверенитета
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и
принципами международного права государства обладают суверенным
правом принимать меры и проводить политику по охране и поощрению
разнообразия форм культурного самовыражения на своей территории.
3. Принцип равного достоинства и уважения всех культур
Охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения
предполагают признание равного достоинства и уважения всех
культур, включая культуры лиц, принадлежащих к меньшинствам и
коренным народам.
4. Принцип международной солидарности и сотрудничества
Международное сотрудничество и солидарность должны быть
направлены на предоставление всем странам, особенно развивающимся,
возможности создавать и укреплять свои средства культурного
самовыражения, включая свою индустрию культуры, как формирующуюся,
так и уже существующую, на местном, национальном и международном
уровнях.
5. Принцип взаимодополняемости экономических и культурных
аспектов развития
Поскольку культура является одной из главных движущих сил
развития, культурные аспекты развития имеют столь же важное
значение, что и его экономические аспекты, и люди и народы
обладают основным правом принимать в них участие и пользоваться их
плодами.
6. Принцип устойчивого развития
Культурное разнообразие является ценным достоянием для людей и
обществ. Охрана, поощрение и поддержание культурного разнообразия
- одно из важнейших требований обеспечения устойчивого развития в
интересах нынешнего и будущих поколений.
7. Принцип равного доступа
Важными факторами обеспечения культурного разнообразия и
поощрения взаимопонимания являются равный доступ к насыщенной
гамме разнообразных форм культурного самовыражения во всем мире и
доступ культур к средствам самовыражения и распространения.
8. Принцип открытости и сбалансированности
Когда государства принимают меры по поддержанию разнообразия
форм культурного самовыражения, они должны стремиться
содействовать надлежащим образом их открытости для других культур
мира и обеспечивать, чтобы такие меры соответствовали целям,
которые преследуются настоящей Конвенцией.
II. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
Статья 3
Сфера применения
Настоящая Конвенция применяется в отношении политики и мер,
принимаемых участниками в связи с охраной и поощрением
разнообразия форм культурного самовыражения.
III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 4
Определения
Для целей настоящей Конвенции устанавливается следующее:
1. Культурное разнообразие
"Культурное разнообразие" означает многообразие форм, с помощью
которых культуры групп и обществ находят свое выражение. Эти формы
самовыражения передаются внутри групп и обществ и между ними.
Культурное разнообразие проявляется не только через применение
различных средств, с помощью которых культурное наследие
человечества выражается, расширяется и передается благодаря
многообразию форм культурного самовыражения, но и через различные
виды художественного творчества, а также производства,
распространения, распределения и потребления продуктов культурного
самовыражения, независимо от используемых средств и технологий.
2. Культурное содержание
"Культурное содержание" означает символический смысл,
художественный аспект и те культурные ценности, истоками которых
является культурная самобытность или которые отображают такую
самобытность.
3. Формы культурного самовыражения
"Формами культурного самовыражения" являются такие формы
самовыражения, которые представляют собой результат творчества
отдельных лиц, групп или обществ и которые имеют культурное
содержание.
4. Культурная деятельность и культурные товары и услуги
"Культурная деятельность и культурные товары и услуги" означает
такую деятельность и такие товары и услуги, которые, когда они
рассматриваются с точки зрения конкретного свойства, употребления
или цели, воплощают или несут в себе формы культурного
самовыражения, независимо от своей возможной коммерческой
ценности. Культурная деятельность может быть самоцелью или может
способствовать производству культурных товаров и услуг.
5. Индустрия культуры
"Индустрия культуры" означает те отрасли, которые производят и
распространяют культурные товары и услуги, определенные в пункте 4
выше.
6. Культурные политика и меры
"Культурные политика и меры" означает такие политику и меры,
касающиеся культуры, будь то на местном, региональном,
национальном или международном уровнях, которые либо сосредоточены
на культуре как таковой, либо предназначены для оказания
непосредственного влияния на формы культурного самовыражения
отдельных лиц, сообществ или обществ, включая создание,
производство, распространение и распределение культурной
деятельности и культурных товаров и услуг, а также на доступ к
ним.
7. Охрана
"Охрана" означает принятие мер, направленных на сохранение,
защиту и увеличение разнообразия форм культурного самовыражения.
"Охранять" означает принимать такие меры.
8. Межкультурное взаимодействие
"Межкультурное взаимодействие" означает существование и
равноправное взаимодействие различных культур, а также возможность
создания общих форм культурного самовыражения на основе диалога и
взаимного уважения.
IV. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УЧАСТНИКОВ
Статья 5
Общая норма, касающаяся прав и обязательств
1. Участники в соответствии с Уставом Организации Объединенных
Наций, принципами международного права и общепризнанными
документами в области прав человека подтверждают свое суверенное
право разрабатывать и осуществлять свою культурную политику и
принимать меры по охране и поощрению разнообразия форм культурного
самовыражения, а также по укреплению международного сотрудничества
для достижения целей настоящей Конвенции.
2. Когда участник осуществляет политику и принимает меры по
охране и поощрению разнообразия форм культурного самовыражения на
своей территории, его политика и меры должны соответствовать
положениям настоящей Конвенции.
Статья 6
Права участников на национальном уровне
1. В рамках своей культурной политики и мер, определенных в
статье 4.6, и с учетом своих собственных конкретных условий и
потребностей каждый участник может принимать меры, направленные на
охрану и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения на
своей территории.
2. Такие меры могут включать следующее:
a) регламентирующие меры, направленные на охрану и поощрение
разнообразия форм культурного самовыражения;
b) меры, которые надлежащим образом обеспечивают возможности
для национальной культурной деятельности и культурных товаров и
услуг среди всей совокупности видов культурной деятельности и
культурных товаров и услуг, имеющихся на его территории, с точки
зрения их создания, производства, распространения, распределения и
использования, включая меры, касающиеся использования языка в
связи с такой деятельностью, товарами и услугами;
c) меры, направленные на предоставление независимой
национальной индустрии культуры и деятельности неорганизованного
сектора реального доступа к средствам производства,
распространения и распределения культурной деятельности и
культурных товаров и услуг;
d) меры, направленные на оказание государственной финансовой
помощи;
e) меры, направленные на оказание поддержки некоммерческим
организациям, а также государственным и частным учреждениям,
творческим работникам и другим специалистам в области культуры в
развитии и поощрении свободного обмена и распространения идей,
форм культурного самовыражения, культурной деятельности и
культурных товаров и услуг, а также на стимулирование творческого
и предпринимательского духа их деятельности;
f) меры, направленные на создание и поддержку, в зависимости от
необходимости, соответствующих государственных учреждений;
g) меры, направленные на поощрение и поддержку творческих
работников и других лиц, участвующих в создании форм культурного
самовыражения;
h) меры, направленные на поощрение разнообразия средств
информации, в том числе путем развития общественного радиовещания.
Статья 7
Меры поощрения форм культурного самовыражения
1. Участники стремятся к созданию на своей территории такой
среды, которая помогает отдельным лицам и социальным группам:
a) создавать, производить, распространять и распределять свои
собственные формы культурного самовыражения и иметь доступ к ним с
уделением должного внимания особым условиям и потребностям женщин,
а также различных социальных групп, включая лиц, принадлежащих к
меньшинствам и коренным народам;
b) иметь доступ к различным формам культурного самовыражения,
возникшим как на их территории, так и в других странах мира.
2. Участники стремятся также признавать важный вклад творческих
работников, других лиц, вовлеченных в творческий процесс,
культурных общин, а также организаций, поддерживающих их работу, и
их центральную роль в обогащении разнообразия форм культурного
самовыражения.
Статья 8
Меры по охране форм культурного самовыражения
1. Без ущерба для положений статей 5 и 6 участник может
определить те особые ситуации, когда формы культурного
самовыражения на его территории подвержены риску уничтожения, им
угрожает серьезная опасность или они так или иначе нуждаются в
срочной защите.
2. Участники могут принимать любые надлежащие меры по охране и
сохранению форм культурного самовыражения в ситуациях, указанных в
пункте 1, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.
3. Участники сообщают Межправительственному комитету, о котором
говорится в статье 23, о всех мерах, принятых с учетом требований
конкретной ситуации, а Комитет может вынести соответствующие
рекомендации.
Статья 9
Обмен информацией и транспарентность
Участники:
a) представляют раз в четыре года в своих докладах ЮНЕСКО
соответствующую информацию о мерах, принятых для охраны и
поощрения разнообразия форм культурного самовыражения на их
территории и на международном уровне;
b) назначают координатора, который отвечает за обмен
информацией, касающейся настоящей Конвенции;
c) делятся и обмениваются информацией, касающейся охраны и
поощрения разнообразия форм культурного самовыражения.
Статья 10
Образование и повышение информированности общественности
Участники:
a) содействуют лучшему и более глубокому пониманию важности
охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения, в
частности с помощью программ в области образования и повышения
информированности общественности;
b) сотрудничают с другими участниками и международными и
региональными организациями для достижения целей настоящей статьи;
c) прилагают усилия по стимулированию творчества и укреплению
производственного потенциала путем разработки образовательных
программ и программ профессиональной подготовки и обменов в
области индустрии культуры. Эти меры должны осуществляться таким
образом, чтобы они не оказывали негативного воздействия на
традиционные формы производства.
Статья 11
Участие гражданского общества
Участники признают основополагающую роль гражданского общества
в охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
Участники поощряют активное участие гражданского общества в
предпринимаемых ими усилиях в интересах достижения целей настоящей
Конвенции.
Статья 12
Поощрение международного сотрудничества
Участники стремятся укреплять свое двустороннее, региональное и
международное сотрудничество в целях создания условий,
способствующих поощрению разнообразия форм культурного
самовыражения, обращая особое внимание на ситуации, указанные в
статьях 8 и 17, в частности с тем, чтобы:
a) содействовать диалогу между участниками по вопросам
культурной политики;
b) укреплять стратегический и управленческий потенциал
государственного сектора в общественных культурных учреждениях
посредством культурных обменов и обмена передовым опытом между
специалистами и на международном уровне;
c) укреплять партнерские отношения как с гражданским обществом,
неправительственными организациями и частным сектором, так и между
ними в целях развития и поощрения разнообразия форм культурного
самовыражения;
d) содействовать применению новых технологий и стимулировать
партнерские связи в целях расширения обмена информацией и
улучшения культурного взаимопонимания, а также поощрения
разнообразия форм культурного самовыражения;
e) поощрять заключение соглашений о совместном производстве и
совместном распространении.
Статья 13
Интеграция культуры в процесс устойчивого развития
Участники стремятся включать вопросы культуры в свою политику в
области развития на всех уровнях в целях создания условий,
способствующих устойчивому развитию, и в этих рамках содействуют
учету аспектов, связанных с охраной и поощрением разнообразия форм
культурного самовыражения.
Статья 14
Сотрудничество в целях развития
Участники стремятся поддерживать сотрудничество в целях
устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты, особенно в
связи с конкретными потребностями развивающихся стран, для
содействия формированию динамичного сектора культуры посредством,
в частности, следующего:
a) укрепления индустрии культуры в развивающихся странах путем:
i) создания и укрепления потенциала производства и
распространения в области культуры в развивающихся странах;
ii) содействия расширению доступа к глобальному рынку и
международным сетям распространения для их культурной деятельности
и их культурных товаров и услуг;
iii) создания условий для формирования жизнеспособных местных и
региональных рынков;
iv) принятия, по возможности, надлежащих мер в развитых странах
в целях облегчения доступа на их территорию для культурной
деятельности и культурных товаров и услуг из развивающихся стран;
v) поддержки творческой деятельности и создания, насколько это
возможно, условий, обеспечивающих мобильность творческих
работников из развивающихся стран;
vi) поощрения соответствующего взаимодействия между развитыми и
развивающимися странами, в частности, в области музыкального и
кинематографического искусства;
b) создания потенциала путем обмена информацией, опытом и
специальными знаниями, а также подготовки людских ресурсов в
развивающихся странах, как в государственном, так и в частном
секторе, в областях, касающихся, в частности, стратегического и
управленческого потенциала, разработки и осуществления политики,
поощрения и распространения форм культурного самовыражения,
развития малых, средних и микропредприятий, применения технологий,
а также повышения квалификации и передачи профессиональных
навыков;
c) передачи технологии и специальных знаний и опыта путем
принятия надлежащих мер стимулирования, особенно в области
индустрии и предприятий культуры;
d) обеспечения финансовой поддержки путем:
i) создания Международного фонда культурного разнообразия, как
это предусматривается статьей 18;
ii) предоставления, по мере необходимости, официальной помощи в
целях развития, в том числе технической помощи, в целях
стимулирования и поддержки творческой деятельности;
iii) использования других форм финансовой помощи, таких, как
ссуды под низкий процент, субсидии и другие механизмы
финансирования.
Статья 15
Механизмы взаимодействия
Участники поощряют развитие партнерских отношений между
государственным и частным секторами и некоммерческими
организациями и в их рамках в целях сотрудничества с
развивающимися странами в деле укрепления их потенциала в области
охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения. С
учетом реальных потребностей развивающихся стран особое внимание в
рамках этих новаторских форм партнерских отношений уделяется
дальнейшему развитию инфраструктуры, людских ресурсов и разработке
политики, а также обмену культурной деятельностью и культурными
товарами и услугами.
Статья 16
Преференциальный режим для развивающихся стран
Развитые страны содействуют культурным обменам с развивающимися
странами путем предоставления на надлежащей институциональной и
юридической основе преференциального режима для их творческих
работников и других специалистов и работников в области культуры,
а также для их культурных товаров и услуг.
Статья 17
Международное сотрудничество в ситуациях возникновения
серьезной угрозы для форм культурного самовыражения
Участники сотрудничают в целях оказания помощи друг другу, и в
частности развивающимся странам, в ситуациях, упомянутых в статье
8.
Статья 18
Международный фонд культурного разнообразия
1. Настоящим учреждается Международный фонд культурного
разнообразия, именуемый далее "Фонд".
2. В соответствии с Положением о финансах ЮНЕСКО этот Фонд
является целевым фондом.
3. Средства Фонда состоят из:
a) добровольных взносов участников;
b) средств, ассигнованных с этой целью Генеральной конференцией
ЮНЕСКО;
c) взносов, пожертвований или завещанного имущества,
поступивших от других государств, организаций и программ системы
Организации Объединенных Наций, других региональных или
международных организаций, а также государственных или частных
органов или частных лиц;
d) любых процентных начислений на средства этого Фонда;
e) сумм сборов и поступлений от мероприятий, организованных в
пользу Фонда;
f) любых других средств, предусмотренных Положением о Фонде.
4. Решение об использовании средств Фонда принимает
Межправительственный комитет на основе руководящих принципов,
определенных Конференцией участников, о которой говорится в статье
22.
5. Межправительственный комитет может принимать взносы и помощь
в других формах на общие и конкретные цели, связанные с
определенными проектами, при условии, что такие проекты одобрены
им.
6. Внесение взносов в Фонд не может сопровождаться никакими
политическими, экономическими или иными условиями, не совместимыми
с целями настоящей Конвенции.
7. Участники стремятся регулярно вносить добровольные взносы на
цели осуществления настоящей Конвенции.
Статья 19
Обмен информацией, ее анализ и распространение
1. Участники соглашаются обмениваться информацией и
специальными знаниями и опытом, касающимися сбора данных и
статистики о разнообразии форм культурного самовыражения, а также
информацией о передовой практике его охраны и поощрения.
2. ЮНЕСКО, используя существующие механизмы в рамках
Секретариата, содействует сбору, анализу и распространению всей
соответствующей информации, статистических данных и сведений о
передовой практике.
3. ЮНЕСКО также создает и обновляет банк данных по различным
секторам и частным и некоммерческим правительственным
организациям, деятельность которых связана с формами культурного
самовыражения.
4. Для содействия сбору данных ЮНЕСКО уделяет особое внимание
вопросам создания потенциала и расширения специальных знаний и
опыта участников, которые обращаются с просьбой об оказании им
такой помощи.
5. Сбор информации, определенной в настоящей статье, дополняет
информацию, собираемую в соответствии с положениями статьи 9.
V. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ
Статья 20
Связь с другими правовыми актами:
взаимная поддержка, взаимодополняемость и равнозначность
1. Участники признают, что они должны добросовестно выполнять
свои обязательства по настоящей Конвенции и всем другим
международным договорам, участниками которых они являются.
Поэтому, исходя из равнозначности этой Конвенции по отношению к
другим международным договорам:
a) они поощряют отношения взаимной поддержки между этой
Конвенцией и другими международными договорами, участниками
которых они являются; и
b) при толковании и применении других международных договоров,
участниками которых они являются, или принятии ими других
международных обязательств, участники учитывают соответствующие
положения настоящей Конвенции.
2. Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как
изменяющее права и обязательства участников по другим
международным договорам, участниками которых они являются.
Статья 21
Международные консультации и координация
Участники обязуются способствовать утверждению принципов и
целей настоящей Конвенции на других международных форумах. Для
этих целей участники, при необходимости, консультируются друг с
другом, действуя в духе этих целей и принципов.
VI. ОРГАНЫ КОНВЕНЦИИ
Статья 22
Конференция участников
1. Настоящим учреждается Конференция участников. Конференция
участников является высшим пленарным органом настоящей Конвенции.
2. Конференция участников собирается на очередную сессию один
раз в два года, по мере возможности в рамках Генеральной
конференции ЮНЕСКО. Она может собраться на внеочередную сессию,
если она примет такое решение или если с такой просьбой в
Межправительственный комитет обратится не менее трети участников.
3. Конференция участников принимает свои правила процедуры.
4. Функции Конференции участников состоят, в частности, в
следующем:
a) избрании членов Межправительственного комитета;
b) получении и рассмотрении докладов участников настоящей
Конвенции, препровождаемых Межправительственным комитетом;
c) утверждении оперативных руководящих принципов,
разрабатываемых по ее просьбе Межправительственным комитетом;
d) принятии таких иных мер, которые могут быть сочтены
необходимыми для содействия достижению целей настоящей Конвенции.
Статья 23
Межправительственный комитет
1. В рамках ЮНЕСКО создается Межправительственный комитет по
охране и поощрению разнообразия форм культурного самовыражения,
именуемый далее "Межправительственный комитет". В его состав
входят представители 18 государств-участников Конвенции,
избираемых на четырехлетний срок Конференцией участников после
вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей
29.
2. Межправительственный комитет проводит заседания ежегодно.
3. Межправительственный комитет осуществляет свою деятельность
под управлением Конференции участников и в соответствии с ее
руководящими указаниями и подотчетен ей.
4. Как только число участников Конвенции достигнет 50, число
членов Межправительственного комитета увеличивается до 24.
5. Выборы членов Межправительственного комитета проводятся в
соответствии с принципами справедливого географического
распределения и ротации.
6. Без ущерба для иных обязанностей, предусматриваемых для него
настоящей Конвенцией, Межправительственный комитет осуществляет
следующие функции:
a) содействие достижению целей настоящей Конвенции, а также
поощрение и мониторинг ее осуществления;
b) разработка и представление на утверждение Конференции
участников, по ее просьбе, оперативных руководящих принципов
осуществления и применения положений Конвенции;
c) препровождение Конференции участников докладов участников
Конвенции вместе со своими комментариями и кратким изложением их
содержания;
d) выработка надлежащих рекомендаций в ситуациях, которые были
доведены до его сведения участниками согласно соответствующим
положениям Конвенции, в частности статьи 8;
e) установление процедур и других механизмов консультаций,
направленных на утверждение принципов и целей настоящей Конвенции
в рамках других международных форумов;
f) выполнение любых других задач, которые могут быть поручены
ему Конференцией участников.
7. В соответствии со своими правилами процедуры
Межправительственный комитет может в любое время предложить
государственным или частным организациям или физическим лицам
принять участие в его заседаниях в целях проведения с ними
консультаций по конкретным проблемам.
8. Межправительственный комитет разрабатывает свои правила
процедуры и представляет их на утверждение Конференции участников.
Статья 24
Секретариат ЮНЕСКО
1. Органам Конвенции оказывает помощь Секретариат ЮНЕСКО.
2. Секретариат готовит документацию Конференции участников и
Межправительственного комитета, а также проект повестки дня их
заседаний, оказывает содействие в выполнении их решений и
представляет доклады по их выполнению.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25
Урегулирование споров
1. В случае возникновения спора между участниками настоящей
Конвенции относительно толкования или применения Конвенции
участники стремятся к его урегулированию путем переговоров.
2. Если соответствующим участникам не удается прийти к согласию
путем переговоров, они могут совместно прибегнуть к добрым услугам
третьей стороны или обратиться к ней с просьбой о посредничестве.
3. Если добрые услуги или посредничество не оказывались или
если переговоры, добрые услуги или посредничество не привели к
урегулированию спора, участник может прибегнуть к урегулированию в
соответствии с процедурой, изложенной в Приложении к настоящей
Конвенции. Участники добросовестно рассматривают предложение,
которое вносится Согласительной комиссией для урегулирования
спора.
4. Любой участник может в момент ратификации, принятия,
утверждения или присоединения заявить о том, что он не признает
вышеуказанную согласительную процедуру. Любой участник, сделавший
такое заявление, может в любое время его отозвать, уведомив об
этом Генерального директора ЮНЕСКО.
Статья 26
Ратификация, принятие или утверждение Конвенции
государствами-членами или их присоединение к ней
1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или
утверждению государствами-членами ЮНЕСКО или требует их
присоединения к ней согласно их соответствующим конституционным
процедурам.
2. Документы о ратификации, принятии, утверждении или
присоединении сдаются на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО.
Статья 27
Присоединение
1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения всех
государств, которые не являются членами ЮНЕСКО, но являются
членами Организации Объединенных Наций или одного из ее
специализированных учреждений, и которых Генеральная конференция
^MEQJN приглашает присоединиться к ней 2. Настоящая Конвенция также открыта для присоединения
территорий, которые имеют полное внутреннее самоуправление и
признаны таковыми Организацией Объединенных Наций, но не получили
полной независимости в соответствии с Резолюцией 1514 (XV)
Генеральной Ассамблеи, и которые компетентны в вопросах,
охватываемых настоящей Конвенцией, включая компетенцию заключать
договоры по таким вопросам.
3. В отношении организаций региональной экономической
интеграции применяются следующие положения:
a) настоящая Конвенция открыта также для присоединения любой
организации региональной экономической интеграции, на которую, с
учетом оговорок, содержащихся в нижеследующих пунктах, в полной
мере налагаются те же обязательства, вытекающие из положений
Конвенции, что и на государства-участники;
b) в случае, когда одно или несколько государств-членов такой
организации также являются участниками настоящей Конвенции, эта
организация и это или эти государства-члены договариваются о
разграничении ответственности за выполнение своих обязательств по
настоящей Конвенции. Такое разграничение вступает в силу по
завершении процедуры уведомления, описанной в подпункте "c".
Организация и государства-члены не могут осуществлять права,
вытекающие из настоящей Конвенции, одновременно. Кроме того, для
целей осуществления своего права голоса в отношении вопросов,
относящихся к их компетенции, организации экономической интеграции
располагают числом голосов, равным числу их государств-членов,
являющихся участниками настоящей Конвенции. Эти организации не
могут воспользоваться своим правом голоса, если это право
осуществляют их государства-члены, и наоборот;
c) организация региональной экономической интеграции и ее
государство или государства-члены, которые договорились о
разграничении ответственности, как это предусмотрено подпунктом
"b", информируют участников о таком предлагаемом разграничении
следующим образом:
i) в своем документе о присоединении эта организация четко
указывает на разграничение ответственности в вопросах,
регулируемых Конвенцией;
ii) в случае последующего изменения соответствующего
разграничения ответственности организация региональной
экономической интеграции информирует депозитария о любом
предложении, касающемся такого изменения ответственности; в свою
очередь депозитарий информирует об этом изменении участников;
d) предполагается, что государства-члены организации
региональной экономической интеграции, которые становятся
участниками Конвенции, по-прежнему обладают компетенцией в
отношении всех вопросов, не являющихся предметом передачи
полномочий организации, о которой четко заявлено или сообщено
депозитарию;
e) под "организацией региональной экономической интеграции"
понимается организация, которая состоит из суверенных государств,
являющихся членами Организации Объединенных Наций или одного из ее
специализированных учреждений, которой эти государства передали
свои полномочия в отношении вопросов, регулируемых настоящей
Конвенцией, и которая надлежащим образом уполномочена, в
соответствии с ее внутренними процедурами, стать участником
Конвенции.
4. Документ о присоединении сдается на хранение Генеральному
директору ЮНЕСКО.
Статья 28
Координатор
Став участником настоящей Конвенции, каждый участник назначает
координатора, о котором говорится в статье 9.
Статья 29
Вступление в силу
1. Настоящая Конвенция вступает в силу по истечении трех
месяцев со дня сдачи на хранение тридцатого документа о
ратификации, принятии, утверждении или присоединении, но только
для тех государств или организаций региональной экономической
интеграции, которые сдали на хранение свои соответствующие
документы о ратификации, принятии, утверждении или присоединении в
этот день или ранее. Она вступает в силу для любого другого
участника через три месяца после сдачи на хранение его документа о
ратификации, принятии, утверждении или присоединении.
2. Для целей настоящей статьи никакой документ, сданный на
хранение организацией региональной экономической интеграции, не
должен прибавляться к числу документов, уже сданных на хранение
государствами-членами этой организации.
Статья 30
Федеральные или неунитарные конституционные системы
Поскольку международные соглашения налагают на участников
одинаковые обязательства независимо от их конституционных систем,
в отношении участников, которые имеют федеральную или неунитарную
конституционную систему, действуют следующие положения:
a) в отношении положений настоящей Конвенции, выполнение
которых подпадает под правовую юрисдикцию федерального или
центрального законодательного органа, федеральное или центральное
правительство несет те же обязательства, что и участники, которые
не являются федеративными государствами;
b) в отношении положений настоящей Конвенции, выполнение
которых подпадает под юрисдикцию каждого из субъектов, входящих в
состав государства, таких, как штаты, графства, провинции или
кантоны, которые в соответствии с конституционной системой
федерации не обязаны принимать законодательные меры, федеральное
правительство информирует, если это необходимо, компетентные
органы таких субъектов, как штаты, графства, провинции или
кантоны, об упомянутых положениях со своей рекомендацией
относительно их принятия.
Статья 31
Денонсация
1. Любой участник настоящей Конвенции может ее денонсировать.
2. О денонсации сообщается в письменной форме в документе,
который сдается на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО.
3. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев после
получения документа о денонсации. Она никоим образом не
затрагивает финансовых обязательств, которые участник,
денонсирующий Конвенцию, должен выполнять вплоть до даты
вступления в силу выхода из Конвенции.
Статья 32
Функции депозитария
Генеральный директор ЮНЕСКО как депозитарий настоящей Конвенции
информирует государства-члены Организации, государства, не
являющиеся членами Организации, и организации региональной
экономической интеграции, упомянутые в статье 27, а также
Организацию Объединенных Наций о сдаче на хранение всех документов
о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, упомянутых
в статьях 26 и 27, а также документов о денонсации,
предусмотренных в статье 31.
Статья 33
Поправки
1. Любой участник настоящей Конвенции может, посредством
письменного сообщения, адресованного Генеральному директору,
предлагать поправки к настоящей Конвенции. Генеральный директор
рассылает такое сообщение всем участникам. Если в течение шести
месяцев с даты рассылки сообщения не менее половины участников
положительно отреагируют на запрос, Генеральный директор
представляет такое предложение на следующей сессии Конференции
участников для обсуждения и возможного принятия.
2. Поправки принимаются большинством в две трети голосов
присутствующих и участвующих в голосовании участников Конвенции.
3. Поправки к настоящей Конвенции после их принятия
представляются участникам для ратификации, принятия, утверждения
или присоединения.
4. В отношении участников, которые ратифицировали, приняли или
утвердили поправки к настоящей Конвенции или присоединились к ним,
такие поправки вступают в силу через три месяца после сдачи на
хранение документов, упомянутых в пункте 3 настоящей статьи, двумя
третями участников. В дальнейшем для каждого участника, который
ратифицирует, принимает, утверждает поправку или присоединяется к
ней, указанная поправка вступает в силу через три месяца после
сдачи на хранение этим участником документа о ратификации,
принятии, утверждении или присоединении.
5. Процедура, описанная в пунктах 3 и 4, не применяется в
отношении поправок к статье 23, касающихся числа членов
Межправительственного комитета. Эти поправки вступают в силу в
момент их принятия.
6. Государство или организация региональной экономической
интеграции, упомянутое(ая) в статье 27, которое(ая) становится
участником настоящей Конвенции после вступления в силу поправок в
соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, если не будет выражено
иного намерения, считается:
a) участником настоящей Конвенции с внесенными в нее таким
образом поправками; и
b) участником настоящей Конвенции без внесенных в нее поправок
в отношении любого участника, не связанного действием таких
поправок.
Статья 34
Аутентичные тексты
Настоящая Конвенция составлена на английском, арабском,
испанском, китайском, русском и французском языках, причем все
шесть текстов являются равно аутентичными.
Статья 35
Регистрация
В соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных
Наций настоящая Конвенция регистрируется Секретариатом Организации
Объединенных Наций по просьбе Генерального директора ЮНЕСКО.
Совершено в Париже __________ 2005 г. в двух аутентичных
экземплярах за подписью Председателя Генеральной конференции,
собравшейся на 33-ю сессию, и Генерального директора Организации
Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры,
надлежащим образом заверенные копии которых направляются всем
государствам, территориям и организациям региональной
экономической интеграции, указанным в статьях 26 и 27, а также
Организации Объединенных Наций.
Приведенный выше текст является подлинным текстом Конвенции,
надлежащим образом принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее
33-й сессии, которая состоялась в Париже и была объявлена закрытой
двадцать первого октября 2005 г.
В удостоверение чего настоящую Конвенцию подписали.
(Подписи)
Приложение
СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
Статья 1
Согласительная комиссия
Согласительная комиссия создается по просьбе одного из
участников, являющегося стороной в споре. Если эти участники не
договорятся об ином, то в состав Комиссии входят пять членов, из
которых по два назначаются каждым соответствующим участником, а
председатель избирается по общей договоренности назначенными таким
образом членами.
Статья 2
Члены Комиссии
В спорах между более чем двумя участниками стороны, имеющие
общие интересы, назначают своих членов Комиссии по общей
договоренности. В тех случаях, когда два или несколько участников
имеют отдельные интересы или когда у них возникают разногласия
относительно того, имеют ли они общие интересы, они назначают
своих членов самостоятельно.
Статья 3
Назначения
Если в течение двух месяцев с даты обращения с просьбой о
создании Согласительной комиссии эти участники назначат не всех ее
членов, то Генеральный директор ЮНЕСКО, по просьбе участника,
предложившего создать такую Комиссию, производит необходимые
назначения в течение последующего двухмесячного периода.
Статья 4
Председатель Комиссии
Если в течение двух месяцев с момента назначения последнего из
членов Согласительной комиссии она не изберет своего председателя,
то Генеральный директор ЮНЕСКО, по просьбе одной из сторон,
назначает председателя в течение последующего двухмесячного
периода.
Статья 5
Решения
Согласительная комиссия принимает свои решения большинством
голосов своих членов. Если стороны спора не договорятся об ином,
она сама определяет порядок своей работы. Она вносит предложение
об урегулировании спора, которое стороны добросовестно
рассматривают.
Статья 6
Разногласия
Решение по разногласиям относительно компетенции Согласительной
комиссии выносит сама Комиссия.
|