ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2005 года
Дело N 46-Г05-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 19 октября 2005 г.
гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о
признании недействующими отдельных норм Законов Самарской области
N 99-ГД от 01.12.2003 "О внесении изменения и дополнения в Закон
Самарской области "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
на территории Самарской области" и от 13.10.1998 N 26-ГД "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории
Самарской области" по кассационному представлению и.о. прокурора
Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 июля
2005 г., которым постановлено: "Признать недействующей статью 2
Закона Самарской области N 99-ГД от 01.12.2003 "О внесении
изменения и дополнения в Закон Самарской области "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории
Самарской области" со дня принятия. В остальной части требований
прокурора Самарской области отказать. Обязать Самарскую Губернскую
Думу и губернатора Самарской области опубликовать в газете
"Волжская коммуна" сведения о принятом решении после вступления
его в законную силу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Масаловой Л.Ф., полагавшей представление прокурора подлежащим
удовлетворению, Судебная коллегия
установила:
в связи с принятием оспариваемого прокурором п. 2 ст. 1 Закона
области N 99-ГД от 01.12.2005 статья 4 Закона Самарской области от
13.10.1998 N 26-ГД "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
на территории Самарской области" изложена в новой редакции. Пункт
3 этой статьи закрепляет следующее положение: "Осуществление
контроля за оборотом алкогольной продукции направлено на
подтверждение легальности оборота алкогольной продукции,
предназначенной для розничной продажи на территории Самарской
области, и включает в себя следующие мероприятия: проверка
оформления отгрузочных и сопроводительных документов установленным
требованиям; проверка законности использования товарных знаков и
мест происхождения товаров; проверка наличия и подлинности
федеральных специальных марок; проверка наличия на алкогольной
продукции информации, требуемой в соответствии с законодательством
о защите прав потребителей, и ее достоверности".
Прокурор оспаривает приведенные выше положения в части
включения в состав контроля за оборотом алкогольной продукции
проверки законности использования товарных знаков и мест
происхождения товаров; проверки наличия и подлинности федеральных
специальных марок, ссылаясь на то, что такое требование
противоречит федеральному законодательству. В частности, указал на
то, что использование товарных знаков и мест происхождения товаров
регулируется Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О
товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров", а именно ст. ст. 2, 31, 43 этого Закона,
осуществление государственной политики и предусмотренных им
функций в сфере правовой охраны товарных знаков и наименований
мест происхождения товаров возложено на федеральный орган
исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
федеральное законодательство не предусматривает функции
государственного контроля, в том числе субъектов РФ, в отношении
использования товарных знаков и наименований мест происхождения
товаров; правовая охрана товарного знака в Российской Федерации
предоставляется на основании его государственной регистрации в
порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных
договоров Российской Федерации, а охрана наименования места
происхождения товара в РФ возникает на основании его регистрации в
порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных
договоров Российской Федерации; проверка наличия и подлинности
федеральных специальных марок относится к специальным защитным
мерам, проводимым Российской Федерацией, в частности ФЗ от
22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", ст. 204 части второй Налогового кодекса РФ.
Считал, что пункт 6 ст. 4 Закона области N 26-ГД от 13.10.1998
также не соответствует действующему законодательству, но в ходе
рассмотрения дела от требования в этой части отказался, отказ
принят судом и производство прекращено.
Указывал на незаконность ст. 2 областного Закона N 99-ГД от
01.12.03, согласно которой он вступает в силу со дня его
официального опубликования. Такое указание не основано на
положении п. 5 ст. 8 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ",
предусматривающей, что законы и иные нормативные правовые акты
субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина
вступают в силу не ранее чем через десять дней после их
официального опубликования.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении указывается о несогласии с
решением суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора,
ставится вопрос об отмене решения в этой же части и принятии
нового решения об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование представления указывается на то, что данный
судебный акт в обжалуемой части является незаконным и
необоснованным. Непринятие судом приведенных в первоначальном
заявлении прокурора доводов повлекло неправильное применение норм
материального права и оставлении в силе положений, противоречащих
федеральному законодательству. Ссылка суда на то, что проверка
наличия и подлинности федеральных специальных марок является
необходимым предварительным условием для проведения субъектом
Российской Федерации специальных защитных мер, в том числе для
маркировки алкогольной продукции региональными специальными
марками, несостоятельна. Так, абзацем 7 ч. 2 ст. 12 вышеназванного
Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ установлено, что
маркировка алкогольной продукции региональными специальными
марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной
продукции, а следовательно, единственным обязательным условием для
маркировки алкогольной продукции региональными специальными
марками является проверка качества алкогольной продукции.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия не находит оснований для его
удовлетворения.
При вынесении решения в обжалуемой части, суд первой инстанции
исходил из того, что требования прокурора о признании
недействующими пункта 2 ст. 1 Закона области N 99-ГД от 01.12.03 и
пункта 3 ст. 4 Закона области N 26-ГД от 13.10.1998 в части
включения в состав контроля за оборотом алкогольной продукции
проверки законности использования товарных знаков и мест
происхождения товаров; проверки наличия и подлинности федеральных
специальных марок не подлежат удовлетворению. Ссылка прокурора на
Закон РФ "О товарных знаках..." не может быть признана
обоснованной, так как этот Закон предусматривает только
осуществление функций в сфере правовой охраны товарных знаков и
наименований мест происхождения товаров федеральным органом
исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который
лишь проводит экспертизу, регистрирует товарные знаки,
наименования мест происхождения товаров и выдает соответствующие
охранные документы на них. В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 6 ФЗ N
171-ФЗ от 22.11.1995 проведение государственного контроля за
качеством, объемом производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через
введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для
розничной продажи алкогольной продукции, отнесено к предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, а следовательно, проведение дополнительных мероприятий
в целях контроля за оборотом алкогольной продукции,
предусмотренных Законом Самарской области "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории Самарской
области" не противоречит федеральному законодательству. Согласно
абз. 4 п. 2 ст. 12 ФЗ N 171-ФЗ алкогольная продукция,
произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная
для розничной продажи, маркируется региональными специальными
марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого
осуществляется ее розничная продажа. Пункт 3 статьи 12 этого
Закона определяет, что федеральная специальная марка, акцизная
марка и региональная специальная марка являются документами
государственной отчетности, удостоверяющими законность
(легальность) производства и (или) оборота на территории
Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2
настоящей статьи, и осуществления контроля за уплатой налогов.
Региональная специальная марка, кроме того, является
подтверждением проведения субъектом Российской Федерации
специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и
безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной
продажи на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации, и осуществление контроля за оборотом алкогольной
продукции на указанной территории.
Приведенные выше положения законодательства указывают, что
проведение субъектами РФ защитных мер в отношении розничной
продажи алкогольной продукции должно носить комплексный характер и
предусматривать в том числе проведение проверки всех документов
государственной отчетности, удостоверяющих законность
(легальность), и (или) оборота алкогольной продукции на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе и
маркировки алкогольной продукции региональными специальными
марками.
Судебная коллегия находит вывод суда по делу правильным, так
как не усматривает оснований считать, что оспариваемые прокурором
положения выходят за пределы предусмотренного ст. 6 ФЗ N 171-ФЗ от
22.11.1995 круга полномочий субъекта РФ по установлению и
осуществлению комплекса мер по упорядочению поставок и розничной
продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни
граждан. Не усматривается также оснований согласиться с позицией,
что оспариваемым Законом устанавливаются правила, которые не
связаны с контролем за качеством алкогольной продукции, а касаются
вопросов, регулируемых Законом "О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
В решении суда приведены нормы права, на основании которых
сделан вывод по делу и оснований считать его неправильным не
имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Самарского областного суда оставить без изменения, а
кассационное представление и.о. прокурора Самарской области - без
удовлетворения.
|