МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2005 г. N 03-03-04/1/286
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам
постановки на учет и обязанности уплачивать налог на прибыль
организаций иностранной организацией сообщает следующее.
Организация - резидент Швейцарии закупает у российских
поставщиков лом и отходы черных металлов и далее реализует их в
третьи страны. При этом право собственности на металлолом
переходит от российского продавца к организации с даты
коносамента, подтверждающего передачу товара перевозчику в
российских морских портах. Фирма представительств на территории
Российской Федерации не имеет.
1. Постановка на учет иностранных организаций в налоговых
органах Российской Федерации осуществляется в соответствии с
Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных
организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-
06/124 (зарегистрирован Минюстом России 02.06.2000,
регистрационный номер 2258), пунктом 2.1.1 которого предусмотрено,
в частности, что если иностранная организация осуществляет или
намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации
через отделение (филиал, представительство, другое обособленное
подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней
в году (непрерывно или по совокупности), то у такой иностранной
организации возникает обязанность встать на учет в налоговом
органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с
даты ее начала.
В случае если деятельность иной организации или физического
лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и
соглашениями об избежании двойного налогообложения образует
постоянное представительство иностранной организации (зависимые
агенты), то такие иностранные организации в соответствии с пунктом
2 вышеуказанного Положения учитываются налоговым органом на
основании уведомления по установленной форме.
Если организация не имеет в Российской Федерации какого-либо
обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность
в Российской Федерации через зависимого агента, оснований для
постановки на учет (учета) в налоговом органе Российской Федерации
у организации не имеется.
2. В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,
осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства и получающие доходы от источников в
Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль
организаций.
Согласно положениям статей 246, 306 и 307 Кодекса прибыль
иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на
территории Российской Федерации может облагаться налогом на
прибыль организаций в Российской Федерации только в том случае,
если ее деятельность подпадает под определение "Постоянное
представительство".
Наличие или отсутствие постоянного представительства
иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя
из положений законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с
постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской
Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании
двойного налогообложения, - в соответствии с положениями
соответствующего международного договора, положения которого
приоритетны по отношению к положениям внутреннего законодательства
Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 статьи 5 Соглашения между Российской
Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
15.11.95 (далее - Соглашение) предусмотрено, что содержание
постоянного места деятельности исключительно для цели закупки
товаров или изделий или для сбора информации для предприятия не
рассматривается как постоянное представительство.
Аналогичные положения содержатся в законодательстве Российской
Федерации о налогах и сборах. Так, пунктом 8 статьи 306 Кодекса
установлено, что факт осуществления иностранной организацией
операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской
Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов,
при отсутствии признаков постоянного представительства,
предусмотренных пунктом 2 данной статьи, не может рассматриваться
как приводящий к образованию постоянного представительства этой
иностранной организации в Российской Федерации.
Таким образом, даже в случае осуществления организацией
деятельности по закупке металлолома через обособленное
подразделение в Российской Федерации такая ее деятельность в
соответствии с положениями Соглашения не рассматривалась бы как
постоянное представительство.
Исходя из изложенного, у предприятия не возникает обязанности
уплачивать налог на прибыль организаций в Российской Федерации с
сумм дохода, полученного от покупателей металлолома в третьих
странах.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|