ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 октября 2005 г. N 05-11/36026
О ПРИМЕНЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УСЛОВНОМ ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ
Главное управление федеральных таможенных доходов ФТС России,
рассмотрев обращения СЗТУ от 05.07.2005 N 07-01-16/12714, от
14.09.2005 N 07-01-16/17555 и от 15.09.2005 N 07-01-16/17727ф по
вопросам, возникающим при таможенном оформлении товаров, ввозимых
в счет вклада в уставный капитал, в том числе применения
обеспечения уплаты таможенных платежей, сообщает следующее.
Согласно статье 151 Таможенного кодекса Российской Федерации
товары, условно выпущенные со льготами по уплате таможенных пошлин
и налогов, могут использоваться только в целях, соответствующих
условиям предоставления льгот. Согласно статье 337 Таможенного
кодекса Российской Федерации условный выпуск может осуществляться
с обеспечением уплаты таможенных платежей, за исключением случаев,
когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и
процентов составляет менее 20 тысяч рублей и когда таможенный
орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед
ним, будут выполнены.
До таможенных органов были доведены положения Кодекса о
применении обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе
товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей при
отсутствии необходимых документов, подтверждающих правомерность
применения льгот (распоряжение ГТК России от 17.03.2004 N 118-р "О
размере обеспечения уплаты таможенных платежей"), и о полномочиях
начальников таможенных органов принимать решение о необходимости
внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (письмо ГТК России
от 26.04.2004 N 01-06/15406 "О предоставлении обеспечения уплаты
таможенных платежей").
Необходимость в обеспечении уплаты таможенных платежей может
быть обусловлена различными ситуациями, например, в случаях, когда
на дату таможенного оформления ввозимых в уставный капитал товаров
в таможенный орган представляются учредительные документы
организации, не содержащие необходимых сведений для обоснованного
применения льгот (отсутствуют сведения о составе вклада
(имущественный или денежный), о принадлежности его определенному
участнику (российскому или иностранному), о сроке формирования
(увеличения) уставного капитала и др.); когда участник ВЭД
выбирает для таможенного оформления ввозимых в уставный капитал
товаров таможню, которая не может осуществлять контроль за их
целевым использованием из-за перемещения данных товаров в другой
регион; когда на момент оформления товара у организации на балансе
недостаточно денежных средств либо иного имущества, на которое
может быть обращено взыскание для погашения задолженности по
уплате условно начисленных сумм таможенных пошлин, налогов и др.
Таким образом, таможенный орган в каждой конкретной ситуации
вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости обеспечения
уплаты таможенных платежей. Таможенным кодексом Российской
Федерации определены виды обеспечения, которые могут приниматься
таможенным органом с учетом каждой ситуации. Основной вопрос,
который должен быть урегулирован в таких случаях, - срок возврата
обеспечения таможенных платежей. При этом Таможенным кодексом
Российской Федерации срок применения обеспечения не ограничен.
Возврат обеспечения производится после представления участником
ВЭД необходимых документов и выполнения соответствующих
обязательств. По мнению ГУФТД, полным исполнением обязательств
перед таможенными органами в случаях ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации изношенных автомобилей в уставный
(складочный) капитал организаций могут быть: выпуск для свободного
обращения; помещение под режим уничтожения, отказа в пользу
государства, обращения товаров в федеральную собственность;
фактический вывоз с таможенной территории Российской Федерации.
С учетом изложенного предложение СЗТУ о полной отмене
распоряжения ГТК России от 17.03.2004 N 118-р ГУФТД не
поддерживает, так как не видит для этого оснований, а предложение
СЗТУ о целесообразности внесения в данное распоряжение
соответствующих изменений может быть рассмотрено при представлении
подготовленных СЗТУ конкретных вариантов таких изменений.
Что касается применения на практике таможенными органами
положений Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации" о предоставлении
льгот по уплате таможенных пошлин и налогов только в отношении
товаров, ввозимых в качестве вкладов в уставные капиталы
организаций, для реализации приоритетных инвестиционных проектов,
утвержденных Правительством Российской Федерации, то это является
прямым нарушением норм таможенного законодательства и
законодательства о налогах и сборах, которыми установлены
конкретные виды федеральных налогов (таможенных платежей) и
определены конкретные льготы по их уплате. Это Закон Российской
Федерации "О таможенном тарифе", Налоговый кодекс Российской
Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации.
Ограничения по применению льгот по уплате федеральных налогов
(таможенных платежей) могут быть установлены только путем внесения
изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе",
Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации. Никакими
иными законодательными актами (в том числе Федеральным законом N
160-ФЗ) применение льгот по уплате таможенных платежей ограничено
быть не может.
В этой связи заключение СЗТУ о том, что "отсутствие иных
утвержденных Правительством Российской Федерации приоритетных
инвестиционных проектов формально позволяет таможенным органам
Северо-Западного федерального округа в принципе отказывать
декларантам в предоставлении таможенных и налоговых льгот при
ввозе товаров в качестве вкладов в уставный капитал" является
совершенно необоснованным, так как полностью противоречит
действующему законодательству о налогах и сборах и, таким образом,
абсолютно неприменимым в практике таможенных органов.
Первый заместитель
начальника Главного управления
федеральных таможенных доходов
генерал-майор
таможенной службы
Ю.А.ХРАМОВ
|