АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 14 октября 2005 г. N А-01/5-594
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФНС РОССИИ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ
С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОД/ФТ
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено тем, что в
кредитные организации поступают запросы Федеральной налоговой
службы о предоставлении информации, не связанной с осуществлением
налогового либо валютного контроля.
Так, из мотивировочной части текста обращений ФНС России
следует, что запрашиваемая информация и первичные документы, на
основании которых банки производят отражение операций, в
частности, с иностранной валютой, необходимы для решения вопроса
об отнесении доходов от указанных операций к доходам, связанным с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона РФ "О налоговых
органах Российской Федерации" (далее - Закон) налоговые органы
представляют собой единую систему контроля за соблюдением
налогового законодательства Российской Федерации, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет платежей при пользовании недрами, установленных
законодательством Российской Федерации, а также контроля за
соблюдением валютного законодательства Российской Федерации,
осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются
Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными
законами, Законом и иными законодательными актами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и
Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по
вопросам налогов и сборов (статья 3 Закона).
Согласно статье 7 Закона налоговым органам предоставляется
право, в частности, производить в организациях проверки
документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые
объяснения, справки и иные сведения для осуществления возложенных
на них функций.
При этом осуществление налоговыми органами функций в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма действующими
нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.08.01 N
115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -
Закон N 115-ФЗ), Указом Президента РФ от 01.11.01 N 1263 "Об
уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма", Указом Президента РФ от 09.03.04 N 314 "О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти", а также
Постановлением Правительства РФ от 23.06.04 N 307 "Об утверждении
Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" (далее
- Положение) уполномоченным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти, является Федеральная служба по
финансовому мониторингу.
Согласно пункту 5 Положения Федеральная служба по финансовому
мониторингу осуществляет, в частности, контроль и надзор за
выполнением юридическими и физическими лицами требований
законодательства Российской Федерации о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц,
допустивших нарушение этого законодательства; осуществляет сбор,
обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии
с законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку в
соответствии с законодательством Российской Федерации о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма полученной
информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по
представленной информации.
Также Федеральная служба по финансовому мониторингу с целью
реализации предоставленных ей полномочий имеет право запрашивать в
установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений
по вопросам установленной сферы деятельности (пункт 6.2
Положения).
Таким образом, Федеральная налоговая служба не наделена правом
требовать от кредитных организаций информацию, связанную с
осуществлением контроля в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма. При этом действующее законодательство не связывает
предоставление указанной информации с целями осуществления
налогового либо валютного контроля. Следовательно, направление ФНС
России писем в кредитные организации о предоставлении данной
информации осуществляется в нарушение норм действующего
законодательства.
Кроме того, подобные письма ФНС России также нельзя отнести и к
запросам, связанным с осуществлением валютного контроля,
поскольку, учитывая требования пунктов 2 и 5 статьи 22
Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также пункта
5.1.5 "Положения о Федеральной налоговой службе", утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506, ФНС России
осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций
резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными
организациями.
При этом контроль за осуществлением валютных операций
кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет
Банк России (пункт 4 статьи 22 Закона N 173-ФЗ). Однако из
обращений ФНС России следует, что запрашиваемые первичные
документы касаются отражения банком валютных операций в
бухгалтерском и налоговом учете. Также ФНС России интересует
информация о расчетах банка в иностранной валюте с указанием
счетов, на которые перечислялась иностранная валюта.
В том случае, если указанные сведения необходимы налоговому
органу для осуществления функций налогового либо валютного
контроля (в отношении организаций, не являющихся кредитными),
учитывая разъяснения МНС России от 27.05.04 N 24-2-02/410, в
запросе необходимо указывать законную мотивировку необходимости
предоставления соответствующей информации, наименование
проверяемой организации, а также проверяемый период. В противном
случае запросы налоговых органов исполнению банками не подлежат.
Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит
принять необходимые меры с целью недопущения направления в
кредитные организации запросов, не связанных с осуществлением
налоговыми органами функций, предусмотренных действующим
законодательством.
Президент Ассоциации
Г.А.ТОСУНЯН
|