ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
14 октября 2005 г.
N 0100/8554-05-32
О ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К НОВОМУ 2005-2006 УЧЕБНОМУ ГОДУ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека рассмотрела материалы, представленные
территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации в соответствии с протокольным решением
селекторного совещания 25.08.2005, письмом Федеральной службы N
0100/7410-05-27 от 12.09.2005 "О выполнении мероприятий" и
сообщает.
Результаты приемки общеобразовательных учреждений к новому 2005-
2006 учебному году показали, что высоким остается удельный вес
учреждений, требующих капитального ремонта, не канализованных, не
имеющих централизованного водоснабжения и отопления. В первую
очередь это касается начальных и неполных средних школ сельской
местности, каждая вторая из которых не имеет централизованного
отопления, водоснабжения и канализации.
Так, в Алтайском крае не имеют централизованного водоснабжения
13% учреждений, не канализовано - 18,5%, в Республике Саха
(Якутия) - не имеют централизованного водоснабжения 68% школ, не
канализовано - 62%, в Республике Дагестан - 50% не имеют
централизованного водоснабжения, в Республике Калмыкия - 73%. В
Астраханской области 29,7% общеобразовательных учреждений не имеют
централизованного водоснабжения, из них 17,3% работают на
привозной воде, в Белгородской области 16,2% учреждений не имеют
централизованного водоснабжения в сельской местности, в Брянской
области 16,8% не имеют централизованного водоснабжения, в
Вологодской области - 18%, в Кировской области - 13,3%, в
Корякском АО - 32%, в Костромской области - 21%.
Не все общеобразовательные учреждения готовы к отопительному
сезону. Так, в Корякском АО - 25% (7 из 28) не готовы к
отопительному сезону. В Республике Саха (Якутия), не смотря на
начало отопительного сезона 16% школ не отапливается, в том числе
45% (53 школы) в г. Якутске. В Республике Дагестан в сельских
районах вопросы обеспечения школ топливом решены только на 60%.
Для большинства регионов России неудовлетворительное
материально-техническое состояние, в том числе, обеспечение
образовательных учреждений мебелью остается серьезной проблемой,
так в Смоленской области - 54% мебели не соответствует росто-
возрастным особенностям учащихся, Камчатской области - 50%, в
Брянской области - 50%, в Вологодской области - 46%, Корякском АО
- 48%, в Республике Бурятия - 40%, в Костромской области - 31%, в
Республике Адыгея - 26%, Кемеровской области 25% и др.
В Амурской области в 9% сельских школ отсутствуют спортивные
залы, в Архангельской области в 13,3% образовательных учреждениях,
в Курской области - 41%, в Белгородской - в 23,4%, во Владимирской
области - 15,2%, в Вологодской области - в 26,8%, в Республике
Дагестан - 60%, в Республике Калмыкия - 40%.
Несмотря на требования территориальных управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации без
согласования продолжают работать 121 общеобразовательное
учреждение. В Свердловской области - 45 учреждений, в Курганской -
17, в Костромской - 12, в Оренбургской - 8 и др.
В Республике Саха (Якутия) не принятыми остаются 63 учреждения
(в Липецкой области - 40, в Свердловской - 47, в Челябинской - 22,
в Тульской - 21, в Курганской - 19, в Амурской - 15, в Калужской -
14) в связи с не законченными ремонтными работами, аварийным
состоянием зданий, неподготовленностью к отопительному сезону и
др.
В ходе проведения мероприятий по подготовке школ к новому
учебному году специалистами территориальных управлений
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации рассматривался
вопрос о согласовании расписаний учебных занятий. Были выявлены
нарушения режима учебно-воспитательного процесса, связанные с
превышением максимально допустимой часовой недельной нагрузки в
ряде регионов. Так в Еврейской АО отклонено около 40% расписаний,
в Магаданской области - 43%, в Республике Коми - 20%, в Смоленской
области - 25%.
Практически повсеместно отмечаются недостатки в организации
питания школьников. При оценке рационов питания выявляется
нарушение соотношения основных питательных веществ, не выполняются
нормы по мясу, рыбе, молочным продуктам, овощам и фруктам,
восполнение калорийности происходит за счет макаронных, крупяных и
кондитерских изделий. Отмечаются также недостаточные объемы
порций, единые выходы блюд для детей разного возраста, ограничение
ассортимента предлагаемых детям блюд, меню составляется по набору
продуктов, имеющихся в учреждении, без учета физиологических
потребностей ребенка в пищевых веществах и энергии. Продолжается
вытеснение горячего питания буфетной продукцией.
В Брянской области недостаточное и несвоевременное
финансирование на протяжении ряда лет привело к тому, что
рациональное школьное питание, как таковое, отсутствует в 25%
образовательных учреждений. Стоимость горячих завтраков не
позволяет организовать сбалансированное питание. Практически во
всех школах отмечается отступление от примерных меню. Имеет место
дефицит мяса, молока, рыбы, яиц, творога, фруктов и овощей. Около
35% школьных пищеблоков не отвечает гигиеническим нормам по
площадям и набору помещений.
В Волгоградской области горячим питанием не обеспечено 43,4%
школьников, в Калужской области 36%, в Карачаево-Черкесской
Республике - 29%, в Костромской области - 37,7%, в Сахалинской
области - 34,4%, в Кабардино-Балкарской Республике. Вопрос
организации горячего питания для учащихся школ до сих пор не
решен.
В Республике Дагестан положение с организацией питания
школьников критическое. Число учащихся младших классов,
пользующихся услугами столовых, сократилось с 35% до 13% за
последние 10 лет. Охват горячим питанием школьников по республике
в 2004-2005 учебном году составил всего 5%. Обращает на себя
внимание, что данные, представленные Территориальным управлением
по Республике Дагестан по разделу организация питания дословно
повторяют материалы, которые представлялись в 2002-2003 годах.
В ходе осуществления надзора за выполнением мероприятий по
подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году
было наложено 936 штрафных санкций, вынесено 189 постановлений о
приостановлении деятельности, передано дел в суды и следственные
органы - 89, передано на рассмотрение дел мировым судьям - 13,
отстранено от работы 318 человек. Однако, в Ивановской,
Нижегородской, Орловской, Самарской областях, Чукотском АО за
отчетный период штрафных санкций не применялось, несмотря на то,
что при приемке общеобразовательных учреждений к новому учебному
году были выявлены нарушения санитарных норм и правил. Не
представили данные о применении штрафных санкций Амурская и
Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО, Республика Адыгея.
Материалы территориальных управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации свидетельствуют о крайне низком
уровне работы по надзору за общеобразовательными учреждениями со
стороны специалистов службы. Особую тревогу вызывают организация
питания, водоснабжение и канализование. Не выполняется основная
задача службы по достижению санитарно-эпидемиологического
благополучия детского населения.
Кроме того, не поступила информация в указанные сроки из
Красноярского края, Хабаровского края, Республики Алтай,
Ингушетия, Тыва, Удмуртской, Чеченской, Чувашской, Усть-Ордынского
Бурятского АО.
В связи с вышеизложенным предлагается:
1. Принять меры по усилению государственного санитарно-
эпидемиологического надзора за состоянием общеобразовательных
учреждений.
2. По результатам надзорных мероприятий потребовать от
общеобразовательных учреждений разработать планы мероприятий,
направленные на устранение выявленных нарушений.
3. Подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные на
улучшение санитарно-эпидемиологического состояния образовательных
учреждений и предусмотреть в них:
- улучшение материально-технической базы общеобразовательных
учреждений;
- восстановление льготного и бесплатного горячего питания для
учащихся всех классов (включая, старшие);
- обеспечение пищеблоков образовательных учреждений современным
холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать
рационы питания детей и в первую очередь, пищевыми продуктами,
обогащенными витаминами и микронутриентами.
4. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации обратить внимание на необходимость
соблюдения сроков предоставления и объема запрашиваемой
информации.
5. О проделанной работе доложить в Федеральную службу в срок до
01.02.2006.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
|