ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2005 года
Дело N 52-Г05-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании
недействующим п. 3 распоряжения Правительства Республики Алтай от
21.07.2004 N 286-р "О стоимости 1 квадратного метра общей площади
жилья для определения средств, выделяемых из бюджета" по
кассационной жалобе правительства Республики Алтай на решение
Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителя Правительства Республики
Алтай Унутова Э.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда обоснованным,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлением о
признании недействующим п. 3 распоряжения Правительства Республики
Алтай от 21.07.2004 "О стоимости 1 квадратного метра общей площади
жилья для определения средств, выделяемых из бюджета", указывая,
что распоряжение издано для определения размера суммы, необходимой
на приобретение жилья гражданами взамен утраченного в результате
землетрясения, происшедшего на территории Республики Алтай в
сентябре - октябре 2003 года. В п. 3 распоряжения указано, что для
определения размера средств бюджета, указываемого в свидетельстве,
выдаваемом гражданам при получении компенсации, следует применять
коэффициент 1,18 для перевода общей полезной площади, утраченной
гражданами по данным органов технической инвентаризации, в общую
площадь жилья.
Прокурор полагает, что данное правило определения размера
утраченного жилья в результате землетрясения противоречит
федеральному законодательству: пункту 3.37 Инструкции о проведении
учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Министерства РФ
по земельной политике, строительству и ЖКХ от 04.08.1998, в
соответствии с которым общая площадь жилья определяется как сумма
площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей веранд,
террас и холодных кладовых, умноженных на понижающие коэффициенты.
Применение порядка подсчета утраченной площади, указанного в
распоряжении Правительства Республики Алтай, ведет к уменьшению
реально утраченного жилья и не гарантирует полное возмещение
ущерба, что предусмотрено ст. 18 ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил основания, по которым
просит суд признать п. 3 распоряжения Правительства Республики
Алтай недействующим. Прокурор указал, что п. 3 распоряжения принят
Правительством с превышением полномочий, т.к. размер субсидий и
обязанность по полному возмещению ущерба предусмотрены
Постановлением Правительства РФ "О предоставлении гражданам РФ,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии
на строительство или приобретение жилья", в котором указано, что
выплаты субсидий производятся за счет средств федерального
бюджета, поэтому порядок расходования средств должен определиться
федеральным законодательством, кроме того Правительством
Республики Алтай введен новый термин "Общая полезная площадь" в
сфере, относящейся к исключительной компетенции РФ.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2005 года
постановлено: признать недействующим п. 3 распоряжения
Правительства Республики Алтай от 21.07.2004 N 286-р "О стоимости
1 квадратного метра общей площади жилья для определения средств,
выделяемых из бюджета" с момента его принятия.
Правительство Республики Алтай подало кассационную жалобу, в
которой просит решение отменить с направлением дела на новое
рассмотрение, поскольку суд неправильно применил материальный
закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права,
дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что к
полномочиям Правительства Республики Алтай не относятся вопросы по
определению порядка и размеров расходования бюджетных средств, в
том числе и по определению размера средств бюджета, указываемого в
свидетельстве, выдаваемом гражданам для приобретения жилья, а
также не имеется полномочий по определению объектов жилищных прав
граждан.
Вышеназванный вывод суда не основан на действующем
законодательстве.
В соответствии с п. п. "а", "е" ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации относится
принятие в соответствии с федеральными законами правовых актов в
области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера, осуществление
финансирования мероприятий в указанной сфере.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.08.2004 N 122-ФЗ
финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера
является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Нормами п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные
обязательства субъекта РФ возникают в результате осуществления
органами государственной власти субъекта полномочий по предметам
совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ. Согласно
п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства
устанавливаются органами государственной власти субъекта за счет
собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил предоставления средств бюджета на
приобретение жилья гражданам, лишившимся жилья в результате
землетрясения, произошедшего в сентябре - октябре 2003 года,
утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от
15.07.2004 N 122, размер бюджетных средств определяется исходя из
стоимости одного квадратного метра, утвержденной распоряжением
Правительства республики Алтай, и общей площади утраченного жилья,
что не оспаривается прокурором.
Анализ федерального и местного законодательства свидетельствует
о том, что Правительство Республики наделено полномочиями по
определению порядка и размеров расходования бюджетных средств, в
том числе и по определению размера средств бюджета, указываемого в
свидетельстве, выдаваемом гражданам для приобретения жилья. При
этом Правительство Республики не определяет объекты жилищных прав
граждан.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое
распоряжение принято с превышением полномочий, является
несостоятельным.
Кроме того, суд посчитал, что положения оспариваемого пункта
распоряжения неконкретны, допускают различное толкование
юридически значимых понятий: введен новый термин "общая полезная
площадь" и понятие общей площади жилья, которое отличается от
понятий, содержащихся в федеральном законе.
Нормами ст. ст. 15 и 16 ЖК РФ определены объекты жилищных прав
и виды жилых помещений: жилой дом, часть дома, квартира, часть
квартиры, комната.
Однако оспариваемая норма не регулирует вышеназванные вопросы.
Пунктом 3 распоряжения Правительства установлен коэффициент - 1,18
для перевода сведений о жилых помещениях, утраченных в результате
землетрясения, по данным органов технической инвентаризации в
общую площадь для определения денежных средств, необходимых для
приобретения жилья.
В связи с этим нельзя считать, что оспариваемая норма
неконкретна и допускает иное толкование понятий об объектах
жилищных прав, установленных федеральным законодательством.
Суд в нарушение ст. 253 ч. 2 ГПК РФ не указал, какому
федеральному закону либо другому нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу, противоречит порядок перевода в
общую площадь жилого помещения с применением коэффициента 1,18.
Таким образом, решение суда не содержит исчерпывающих выводов,
вытекающих из фактов, которые следует установить и дать им оценку,
а потому оно подлежит отмене с направлением дела на новое
рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное,
правильно определить юридически значимые обстоятельства, имеющие
значение для дела, проверить доводы администрации Республики Алтай
о том, что законодательными актами не установлен общий порядок
перевода сведений о жилой площади в общую площадь жилого
помещения, а потому возможно собственное правовое регулирование.
Органы технической инвентаризации в справках о площади утраченного
в результате землетрясения жилья указывали общую полезную площадь
жилого дома, в связи с чем оспариваемой нормой предусмотрены
случаи, когда невозможно по справке органов технической
инвентаризации установить общую площадь утраченного жилого
помещения. В случае указания сведений об общей площади жилого
помещения размер средств, указываемых в свидетельстве,
рассчитывается в соответствии со ст. 9 Правил (без применения
коэффициента).
В связи с этим администрация Республики Алтай должна
представить соответствующие данные.
В зависимости от добытых данных, дав им правовую оценку,
вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2005 года
отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
|