ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2005 г. N 609
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
В соответствии с Федеральным законом "О техническом
регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О
требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в
обращение на территории Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ".
Указанный специальный технический регламент вступает в силу по
истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего
Постановления.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить
приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со
специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим
Постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2005 г. N 609
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ,
ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и
окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой
вредных (загрязняющих) веществ.
2. В соответствии с Федеральными законами "О техническом
регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране
атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и
Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для
колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей,
которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных
транспортных средствах, и об условиях взаимного признания
официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний,
подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими
в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает
требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной
техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают
следующее:
"автомобильная техника" - колесные транспортные средства,
предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования,
установленного на них;
"автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории
Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской
Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской
Федерации автомобильная техника;
"выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми
являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания
и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные
(загрязняющие) вещества (оксид углерода (CO), углеводороды (C H ),
m n
оксиды азота (NO ) и дисперсные частицы);
x
"газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном
нефтяном или природном газе;
"дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от
сжатия;
"искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием,
работающий на бензине или газовом топливе;
"Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии
Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в
соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента
Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента;
"технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении
автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают
максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на
единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега;
"экологический класс" - классификационный код, характеризующий
автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
4. Объектами технического регулирования являются автомобильная
техника, выпускаемая в обращение на территории Российской
Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в
части выбросов, а также топливо для таких двигателей.
5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:
а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45
1400) категории M с двигателями внутреннего сгорания,
1
используемые для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест
для сидения, кроме места водителя;
б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с
двигателями внутреннего сгорания категорий:
M максимальной массой не более 5 т, используемые для
2
перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме
места водителя;
M максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки
3
пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места
водителя;
в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705,
8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45
2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная
техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и
ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий:
N максимальной массой не более 3,5 т, используемые для
1
перевозки грузов и установленного на них оборудования;
N максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т,
2
используемые для перевозки грузов и установленного на них
оборудования;
N максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки
3
грузов и установленного на них оборудования.
6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы
согласно приложению N 2.
7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на
территории Российской Федерации документы, идентифицирующие
автомобильную технику.
8. Техническими требованиями к автомобильной технике и
установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются
следующие:
а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-04 (уровни выбросов B, C, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с
дополнением 1 (только для дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (CO -
55 г/кВт.ч, C H - 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч) при испытаниях,
m n x
предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл
ESC);
б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-05 с исправлениями 1 - 3, дополнениями 1 - 5 (уровень
выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень
выбросов A), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
(CO - 20 г/кВт.ч, C H - 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный цикл
ЕТС);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями
1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-05 с исправлениями 1 - 3, дополнениями 1 - 5 (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень
выбросов B1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только
для дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
3
(CO - 4 г/кВт.ч, C H - 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03
(испытательный цикл ЕТС);
г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N , N с
1 2 3 1 2 3
дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов,
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов B2, C),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение
технических требований к автомобильной технике и установленным на
ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента,
предъявляются основные технические требования согласно приложению
N 3.
10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной
техники, выпускаемой в обращение на территории Российской
Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в
пункте 8 настоящего регламента.
11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней
двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет
сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного
средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или
сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и
установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента
определен Правилами ЕЭК ООН.
13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается
датой вступления в силу требований к следующему экологическому
классу, но не превышает 4 лет.
Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу
настоящего регламента, действительны до окончания срока их
действия.
В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или
двигателя изменений, влияющих на выполнение технических
требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту
автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты
соответствия.
14. Введение в действие технических нормативов выбросов в
отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на
территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу
настоящего регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Приложение N 1
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАВИЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ
(ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03 <*>) "Единообразные предписания,
касающиеся:
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК
ООН.
I. официального утверждения двигателей с воспламенением от
сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. официального утверждения автотранспортных средств в
отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия,
официально утвержденных по типу конструкции;
III. официального утверждения автотранспортных средств с
двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых
загрязняющих веществ;
IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от
сжатия".
2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04 <*>)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения
двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на
природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием,
работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств,
оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями,
работающими на природном газе, и двигателями с принудительным
зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении
выделяемых ими загрязняющих веществ".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК
ООН.
3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05 <*>)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения
транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в
зависимости от топлива, необходимого для двигателей".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК
ООН.
4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01 <*>) "Единообразные предписания,
касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от
сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и
внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими
двигателями".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК
ООН.
Приложение N 2
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ВЫБРОСОВ
ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ
---------T---------------------T----------------------------------
Экологи-¦Категории и подгруппы¦ Нормативные документы,
ческий ¦автомобильной техники¦ устанавливающие требования к
класс ¦ ¦ экологическим характеристикам
автомо- ¦ ¦ автомобильной техники/технические
бильной ¦ ¦ нормативы выбросов
техники ¦ ¦
---------+---------------------+----------------------------------
0 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН
1 2 N 83-02, уровень выбросов A
массой не более 3,5
т, N с бензиновыми
1
двигателями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-01
1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
дизелями
M максимальной CO - 85 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 5 г/кВт.ч, NO - 17 г/кВт.ч
M , M , N , N с x
2 3 2 3 (9-режимный испытательный цикл)
бензиновыми
двигателями
1 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-02, уровни
1 2 выбросов B, C соответственно
массой не более
3,5 т, N с
1
бензиновыми
двигателями и
дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
1 выбросов A
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 72 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 4 г/кВт.ч, NO - 14 г/кВт.ч
M , M , N , N с x
2 3 2 3 (9-режимный испытательный цикл)
бензиновыми
двигателями
2 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-04, уровни
1 2 выбросов B, C, D соответственно
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
1 выбросов B
массой свыше 3,5 т
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 55 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ESC)
двигателями
3 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
1 2 выбросов A
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов A
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
Н максимальной Правила ЕЭК ООН N 96-01
1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N
2 3 1 2 3
повышенной
проходимости с
дизелями
M максимальной CO - 20 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ESC)
двигателями
4 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
1 2 выбросов B
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов B1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 4 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ЕТС)
двигателями
5 M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов B2, C
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
---------------------T-----------T--------------------------------------
Характеристики ¦ Единица ¦ Нормы в отношении
топлива ¦ измерения ¦ автомобильной техники
¦ +------------T------------T------------
¦ ¦экологичес- ¦экологичес- ¦экологичес-
¦ ¦кого класса ¦кого класса ¦кого класса
¦ ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
---------------------+-----------+------------+------------+------------
Бензин
Концентрация свинца, мг/дм3 10 5 0
не более
Концентрация серы, мг/кг 500 150 50
не более
Объемная доля процентов
углеводородов, не
более:
ароматических не 42 35
установлена
олефиновых не 18 18
установлена
Объемная доля процентов 5 1 1
бензола, не более
Массовая доля процентов не 2,7 2,7
кислорода, не более установлена
Давление насыщенных кПа
паров с учетом
климатических
условий:
в летний период 45 - 80 45 - 80 45 - 80
в зимний период 50 - 100 50 - 100 50 - 100
Отложения на не соответствие европейским
впускных клапанах и установлены бензинам для автомобильной
в камере сгорания техники экологических
классов 3 и 4 <*>
Дизельное топливо
Цетановое число, не 49 51 51
менее
Плотность при 15 кг/м3 820 - 860 820 - 845 820 - 845
град. С
Массовая доля процентов не 11 11
полициклических установлена
ароматических
углеводородов, не
более
Концентрация серы, мг/кг 500 350 50
не более
Фракционный состав - град. С 360 360 360
95 процентов объема
перегоняется при
температуре не более
Смазывающая мкм 460 460 460
способность, не
более
------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Определяется на стадии подготовки производства.
|