Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 5308/05 ОТ 11.10.2005 ЛИЦО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕСЛИ СО ДНЯ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО СО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО БЫЛО СОВЕРШЕНО ЭТО ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ИСТЕКЛИ ТРИ ГОДА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 11 октября 2005 г. N 5308/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Иванниковой Н.П., Першутова
   А.Г., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел   заявление  Межрегиональной  инспекции  Федеральной
   налоговой  службы  по  крупнейшим  налогоплательщикам  N  2  города
   Москвы   (правопреемника  Межрегиональной  инспекции   Министерства
   Российской   Федерации   по  налогам   и   сборам   по   крупнейшим
   налогоплательщикам  N  2)  о пересмотре в порядке  надзора  решения
   Арбитражного  суда  города  Москвы от 29.07.2004  по  делу  N  А40-
   22198/04-116-299,      постановления     Девятого      арбитражного
   апелляционного  суда  от  29.11.2004 и  постановления  Федерального
   арбитражного  суда  Московского округа от  02.02.2005  по  тому  же
   делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от  заявителя - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой
   службы  по крупнейшим налогоплательщикам N 2 города Москвы -  Елина
   Н.В., Кирилина М.В., Кузьмина Ю.В.;
       от общества с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром"  -
   Акчурина Г.М., Старостина О.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Межрегиональная инспекция Министерства Российской Федерации  по
   налогам  и  сборам по крупнейшим налогоплательщикам N  2  (далее  -
   инспекция)  в  период с 23.12.2003 по 26.12.2003  провела  выездную
   налоговую   проверку   общества  с  ограниченной   ответственностью
   "Уренгойгазпром" (далее - общество) и его филиала -  Управления  по
   транспортировке   нефтепродуктов  и  ингибиторов   -   по   вопросу
   правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в  бюджет
   налога  на реализацию горюче-смазочных материалов (далее  -  налог)
   за период с 01.11.2000 по 31.12.2000.
       На  основании акта выездной налоговой проверки от 13.02.2004  N
   5/48-03,  с  учетом возражений общества от 02.03.2004  N  АД/16-22,
   инспекцией   вынесено   решение  от  30.03.2004   N   13/53-02,   в
   соответствии   с   которым   общество   привлечено   к    налоговой
   ответственности   по   пункту  1  статьи  122  Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  за неполную уплату  налога  на  операции  по
   реализации пропан-бутановой фракции в виде штрафа в размере  200695
   рублей.  Кроме  того,  обществу предложено уплатить  1003473  рубля
   доначисленного   налога,  828431  рубль  пеней  за  несвоевременную
   уплату   доначисленного   налога  и  205268594   рубля   пеней   за
   несвоевременную уплату налога.
       Не  согласившись с вынесенным решением, общество  обратилось  в
   Арбитражный  суд  города Москвы с заявлением  о  признании  решения
   инспекции от 30.03.2004 N 13/53-02 недействительным.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  29.07.2004   заявленное
   требование удовлетворено.
       Суд  пришел  к  выводу,  что инспекция  неправомерно  произвела
   выездную   налоговую   проверку  общества  за   пределами   периода
   проверки,  установленного решением о ее проведении от 17.12.2003  N
   12/48-03  с  учетом изменений, внесенных решением от  22.12.2003  N
   13/48-03, а именно: при установлении факта просрочки уплаты  налога
   и  начислении 205268594 рублей пеней инспекция учитывала  период  с
   1998 по 2000 год, а не период с 01.11.2000 по 31.12.2000.
       Суд  признал необоснованным доначисление 1003473 рублей налога,
   начисление   828431   рубля   пеней   за   несвоевременную   уплату
   доначисленного  налога и 200695 рублей штрафа  за  неполную  уплату
   налога,  поскольку сжиженный газ, реализованный обществом в  период
   проверки,  не  может  быть  признан  моторным  топливом  -  он   не
   соответствует   требованиям  ГОСТа  27578-87  "Газы  углеводородные
   сжиженные для автомобильного транспорта".
       Постановлением  Девятого арбитражного  апелляционного  суда  от
   29.11.2004  решение  суда  первой  инстанции  изменено:   в   части
   признания   недействительным  решения  инспекции   о   доначислении
   1003473   рублей   налога,  начислении  828431   рубля   пеней   за
   несвоевременную  уплату  доначисленного  налога  и  200695   рублей
   штрафа   за  неполную  уплату  налога  отменено,  в  удовлетворении
   заявленного  требования  в указанной части  отказано.  В  остальной
   части решение суда оставлено без изменения.
       Федеральный  арбитражный суд Московского округа  постановлением
   от  02.02.2005 постановление суда апелляционной инстанции  отменил,
   решение  суда  первой  инстанции оставил в  силе  с  изменениями  в
   мотивировочной части.
       Суд   кассационной  инстанции  исходил  из  того,   что   судом
   апелляционной  инстанции  не  были  учтены  положения   статьи   87
   Налогового   кодекса   Российской  Федерации.  Выездная   налоговая
   проверка   общества   проводилась  в  2004   году,   следовательно,
   проверкой  могли  быть  охвачены только 2001,  2002  и  2003  годы.
   Операции  по  реализации  пропан-бутановой  фракции  проводились  в
   ноябре  и  декабре  2000  года, поэтому они  не  могли  проверяться
   инспекцией  в 2004 году. В связи с этим, независимо от правильности
   выводов  инспекции  по вопросу налогообложения указанных  операций,
   суд  не  вправе был отказать в удовлетворении заявленных требований
   в этой части.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в порядке надзора  решения  суда  первой
   инстанции,   постановлений  судов  апелляционной   и   кассационной
   инстанций  инспекция просит их отменить со ссылкой на  неправильное
   применение судами законодательства о налогах и сборах.
       В  отзыве  на  заявление общество просит оспариваемые  судебные
   акты   оставить  без  изменения  как  соответствующие  действующему
   законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлениях присутствующих в заседании представителей
   участвующих  в деле лиц, Президиум считает, что постановление  суда
   кассационной  инстанции  подлежит  отмене  в  части  по   следующим
   основаниям.
       Согласно  статье  87  Налогового кодекса  Российской  Федерации
   налоговые   органы   проводят  камеральные  и  выездные   налоговые
   проверки   налогоплательщиков,  плательщиков  сборов  и   налоговых
   агентов.  Налоговой  проверкой  могут  быть  охвачены  только   три
   календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика  сбора
   и   налогового   агента,   непосредственно  предшествовавшие   году
   проведения проверки.
       Как   установлено  судами  первой  и  апелляционной  инстанций,
   выездная налоговая проверка была проведена на основании решения  от
   17.12.2003  N  12/48-03  о  ее  проведении,  а  также  решения   от
   22.12.2003  N  13/48-03  о  внесении дополнений  в  это  решение  и
   проходила в период с 23.12.2003 по 26.12.2003.
       По  смыслу частей первой и седьмой статьи 89 Налогового кодекса
   Российской  Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91  Кодекса
   датой   начала   выездной   налоговой   проверки   является    дата
   предъявления   налогоплательщику   (его   представителю)    решения
   руководителя  (его  заместителя)  налогового  органа  о  проведении
   выездной  налоговой  проверки.  Проверка  завершается  составлением
   справки  о  проведенной  проверке, в  которой  фиксируются  предмет
   проверки и сроки ее проведения.
       Справка   о   проведенной  выездной  налоговой  проверке   была
   составлена   26.12.2003.   В  данной  справке   указано:   выездная
   налоговая   проверка  общества  проведена  по  вопросам  соблюдения
   законодательства  о  налогах  и  сборах  по  вопросам  правильности
   исчисления  уплаты  в бюджет налога на реализацию  горюче-смазочных
   материалов  за  период с 01.11.2000 по 31.12.2000; проверка  начата
   23.12.2003, окончена 26.12.2003.
       Срок   проведения  выездной  налоговой  проверки,   как   прямо
   указывает   законодатель,  включает  в  себя   время   фактического
   нахождения      проверяющих     на     территории      проверяемого
   налогоплательщика, при этом в него не засчитываются  периоды  между
   вручением  налогоплательщику требования о представлении  документов
   в   соответствии  со  статьей  93  Налогового  кодекса   Российской
   Федерации   и   представлением  им  запрашиваемых  при   проведении
   проверки  документов.  Это  означает, что  в  установленный  частью
   второй  статьи 89 Кодекса двухмесячный (в исключительных случаях  -
   трехмесячный)   срок  включаются  (чтобы  не  допустить   излишнего
   обременения    налогоплательщика   в   связи    с    необходимостью
   предоставления  проверяющим условий для работы и  т.п.)  только  те
   периоды,  которые  напрямую  связаны с нахождением  проверяющих  на
   территории    налогоплательщика,   а   именно:   время   проведения
   инвентаризации,  осмотра  (обследования)  территорий  и  помещений,
   используемых   налогоплательщиком  для   извлечения   дохода   либо
   связанных   с   содержанием   объектов   налогообложения,    выемки
   документов  и  предметов, а также изучения проверяющими  документов
   налогоплательщика непосредственно на его территории.  Что  касается
   встречных  проверок, а также экспертиз, то время их  проведения  не
   должно   засчитываться   в  срок  проведения   выездной   налоговой
   проверки,  если только проверяющие в этот же период  не  продолжают
   находиться  на  территории налогоплательщика.  Не  засчитывается  в
   него  и  время,  необходимое  для оформления  результатов  проверки
   (статья  100  Кодекса).  Следовательно,  срок  проведения  выездной
   налоговой  проверки  является суммой периодов,  в  течение  которых
   проверяющие      находятся      на     территории      проверяемого
   налогоплательщика.
       Таким  образом,  проведенная  в 2003  году  выездная  налоговая
   проверка могла охватывать период с 2000 по 2002 год.
       Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
       В  соответствии  со  статьей 113 Налогового кодекса  Российской
   Федерации  лицо  не  может  быть привлечено  к  ответственности  за
   совершение  налогового правонарушения, если со дня  его  совершения
   либо  со  следующего  дня  после окончания  налогового  периода,  в
   течение  которого  было совершено это правонарушение,  истекли  три
   года.
       Поскольку акт выездной налоговой проверки составлен 13.02.2004,
   инспекция   была   не  вправе  привлекать  общество   к   налоговой
   ответственности   по  статье  122  Налогового  кодекса   Российской
   Федерации за правонарушение, имевшее место в 2000 году.
       При  указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304
   Арбитражного    процессуального   кодекса   Российской    Федерации
   постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене в  части,
   нарушающей  единообразие  в  толковании и  применении  арбитражными
   судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
   от  02.02.2005  по  делу N А40-22198/04-116-299  Арбитражного  суда
   города  Москвы  в части отмены постановления Девятого  арбитражного
   апелляционного  суда от 29.11.2004 в отношении  отказа  обществу  с
   ограниченной  ответственностью  "Уренгойгазпром"  в  удовлетворении
   заявленных   требований   о   признании  недействительным   решения
   Межрегиональной  инспекции  Министерства  Российской  Федерации  по
   налогам  и  сборам  по  крупнейшим  налогоплательщикам   N   2   от
   30.03.2004  N  13/53-02  о доначислении 1003473  рублей  налога  на
   реализацию  горюче-смазочных материалов и начислении  828431  рубля
   пеней за несвоевременную уплату доначисленного налога отменить.
       Постановление  Девятого  арбитражного  апелляционного  суда  от
   29.11.2004 в указанной части оставить без изменения.
       В  остальной части постановление Федерального арбитражного суда
   Московского округа оставить без изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz