ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
7 октября 2005 г. N 01И-552/05
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
6 октября 2005 г. N СН-5930/7
ПИСЬМО
О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В РАМКАХ
СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 12 декабря 2004 г. N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными
средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на
государственную помощь в виде набора социальных услуг" Федеральной
службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
совместно с Федеральной службой по тарифам по вопросам
ценообразования на лекарственные средства, реализуемые по решению
врача (фельдшера) отдельным категориям граждан в рамках системы
дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО), было
осуществлено:
- Приказом Росздравнадзора от 27.05.2005 N 1137-Пр/05
зарегистрированы цены на торговые наименования "Перечня
лекарственных средств, реализуемых по рецепту врача (фельдшера)
отдельным категориям граждан, имеющим право на получение
государственной социальной помощи";
- Приказом от 22.12.2004 N 660-Пр/04 "Об установлении торговых
надбавок" утверждены предельные размеры торговых надбавок к
зарегистрированным ценам на лекарственные средства, реализуемые
федеральным льготникам в рамках программы дополнительного
лекарственного обеспечения.
В течение прошедшего периода 2005 г. по результатам мониторинга
цен целенаправленно проводилась работа по снижению цен на
лекарственные средства, реализуемые в рамках системы ДЛО.
Рассматривались все случаи появления в коммерческой продаже
лекарственных средств льготного списка, по ценам более низким, чем
отпускаемых в рамках программы ДЛО. Заключены соглашения с
отечественными и зарубежными производителями по вопросу
сдерживания цен. В соглашениях указано, что цены на лекарственные
средства, реализуемые по программе ДЛО, будут не выше цен на те же
лекарства, отпускаемые для коммерческой реализации.
В целях определения экономической обоснованности установленных
размеров торговых надбавок Росздравнадзор и ФСТ России запросили у
руководителей фармацевтических организаций и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации данные о
расходах, связанных с реализацией лекарственных средств в рамках
программы ДЛО.
Анализ представленных материалов по итогам 1 квартала 2005 года
показал, что установленные торговые надбавки к ценам на
лекарственные средства, отпускаемые федеральным льготникам,
позволяют ряду фармацевтических организаций работать безубыточно,
у других фармацевтических организаций работа в системе ДЛО
оказалась убыточной.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития совместно с Федеральной службой по тарифам
было подготовлено совместное письмо, в котором были изложены
проблемные вопросы ценообразования в системе ДЛО, одновременно
было предложено субъектам Российской Федерации, фармацевтическим
организациям высказать свое мнение и представить предложения по
изменению системы ценообразования в системе ДЛО. Предложения
субъектов Российской Федерации направлены, в основном, на
увеличение торговой надбавки региональным субъектам системы ДЛО
(аптекам и региональным складам), что может привести к увеличению
стоимости лекарственных средств, реализуемых в рамках программы по
ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России, в составе межведомственной
комиссии, проводили проверку формирования отпускных цен на ряде
фармацевтических предприятий. Целью проверки являлось установление
достоверности представленных материалов для регистрации цен в
Росздравнадзор и ФСТ России. При проверке были выявлены факты
несоответствия представленных для регистрации цен показателей
фактическим показателям хозяйственной деятельности
фармацевтических предприятий.
В ходе реализации системы по ДЛО в рамках Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ выявился ряд особенностей и проблем:
- в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых
надбавок (комиссионного вознаграждения) не покрывают расходы
аптечных учреждений по организации процесса по ДЛО;
- в ряде субъектов Российской Федерации размеры торговых
надбавок не покрывают расходы на реализацию наркотических
лекарственных средств;
- отсутствует механизм по распределению торговых надбавок между
фармацевтическими организациями, региональными оптовыми складами и
аптечными учреждениями на различных этапах реализации программы
ДЛО;
- требует совершенствования порядок формирования цен на
лекарственные средства, реализуемые в рамках программы по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что в 2006 году на
улучшение деятельности фармацевтических и аптечных организаций,
участвующих в программе по ДЛО, окажут влияние следующие факторы:
1. Завершение отлаживания системы дистрибуции и логистики, чему
в большей степени будет способствовать проведение конкурса среди
фармацевтических организаций на право осуществлять гарантированное
лекарственное обеспечение в рамках реализации Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
2. Завершение процесса автоматизации участников системы ДЛО.
3. Стабилизация системы расчетов за отпущенные лекарственные
средства.
4. Накопление статистических данных о потреблении лекарственных
средств у фармацевтических и аптечных организаций и переход на
всех уровнях к более качественному составлению заявок по
определению потребности при отдельных видах заболеваний
(гемофилия, диабет и пр.), налаживание адресной помощи пациентам,
а также отработка во всех субъектах Российской Федерации системы
управления товарными запасами.
Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной
службой по тарифам Российской Федерации считают целесообразным:
1. Ввести раздельный учет расходов.
Во всех фармацевтических и аптечных организациях, участвующих в
программе ДЛО, для определения объективной величины затрат,
связанных с реализацией программы по ДЛО, целесообразно вести
раздельный учет затрат. При этом следует относить к расходам на
реализацию лекарственных средств в системе ДЛО только те затраты,
которые непосредственно связаны с этой деятельностью.
2. Ввести повышающий коэффициент к торговой надбавке на
наркотические лекарственные средства.
На основании данных, полученных от ряда субъектов Российской
Федерации, было установлено, что размеры торговых надбавок не
покрывают расходы на реализацию наркотических лекарственных
средств.
Росздравнадзор и ФСТ России в соответствии с предложениями
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
пересмотрят величину торговой надбавки на данную группу
медикаментов, реализуемых по программе ДЛО. Изменение величины
торговых надбавок будет осуществлено по аптечным учреждениям,
занятым в отпуске населению наркотических лекарственных средств, в
зависимости от доли отпуска указанной группы медикаментов в общем
обороте льготных лекарственных средств.
3. Усовершенствовать порядок распределения торговой надбавки
между участниками системы ДЛО.
По мнению Росздравнадзора и ФСТ России, решение о распределении
торговой надбавки между участниками программы по ДЛО должно
приниматься коллегиально с участием всех заинтересованных сторон и
должно быть зафиксировано в договорных отношениях.
При возникновении разногласий между участниками программы по
ДЛО о распределении торговой надбавки целесообразно учитывать
мнение администраций субъектов Российской Федерации и принимать
решение по урегулированию разногласий с учетом оценки финансовой
нагрузки каждого участника программы по ДЛО (финансирование
приобретения лекарственных средств, транспортные и складские
расходы, коммерческие риски и т.д.).
4. Рекомендации по формированию цен производителей на
лекарственные средства по ДЛО.
Росздравнадзор и ФСТ России считают, что формирование цен
производителей на лекарственные средства по ДЛО производитель
должен осуществлять путем прямого счета по статьям калькуляций,
исходя из экономически обоснованных затрат.
В зависимости от соотношения в структуре цен стоимости
собственных работ, сырья, материалов и покупных изделий,
необходимости в инвестициях в основные и оборотные средства,
потребности в финансировании для погашения кредитов, займов и
процентов по ним при формировании цен производителей на
лекарственные средства по ДЛО может применяться норматив
рентабельности, не превышающий 25%.
Исходя из вышеуказанных принципов Росздравнадзор и ФСТ России
переработают формы, представляемые производителями для регистрации
цен на лекарственные средства по ДЛО.
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального
развития
Р.У.ХАБРИЕВ
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.Г.НОВИКОВ
|