МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 октября 2005 г. N АД-268-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской
Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по
повышению эффективности борьбы с терроризмом" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2004, N 38, ст. 3779)
утвердить прилагаемый План действий Федерального агентства
морского и речного транспорта в кризисных ситуациях.
Руководитель
А.А.ДАВЫДЕНКО
Утвержден
распоряжением
Федерального агентства
морского и речного транспорта
от 3 октября 2005 г. N АД-268-р
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО
И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Настоящий план, разработанный в соответствии с пунктом 2 Указа
Президента Российской Федерации от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных
мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" и планом
действий Правительства Российской Федерации в кризисных ситуациях,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от
09.08.2005 N 1215-р, устанавливает порядок деятельности
Федерального агентства морского и речного транспорта (далее -
Росморречфлот) в кризисных ситуациях.
I. Общие положения
1. В настоящем плане применяются следующие основные понятия:
"кризисная ситуация" - обстоятельства чрезвычайного, в том
числе террористического, характера, определенные в статье 3
Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении";
"государственная система" - государственная система
предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных
ситуаций, включающая в себя органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов в области предупреждения, пресечения и ликвидации
последствий кризисных ситуаций (субъекты антикризисной
деятельности);
"силы и средства государственной системы" - специально
подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций,
предназначенные и выделяемые для предупреждения, пресечения и
ликвидации последствий кризисных ситуаций;
"режим функционирования органов управления, сил и средств
государственной системы" - комплекс мероприятий, осуществляемых
органами управления и силами государственной системы при угрозе
возникновения, возникновении, пресечении и ликвидации последствий
кризисных ситуаций. Правительством Российской Федерации, в
установленном планом действий Правительства Российской Федерации в
кризисных ситуациях порядке, могут вводиться:
режим террористической опасности (вводится при наличии
информации, свидетельствующей о возможной подготовке или угрозе
совершения террористической акции; при этом имеются
обстоятельства, не позволяющие проверить такую информацию, а также
обеспечить безопасность граждан и объектов, подвергшихся
террористической угрозе, обычными силами и средствами без
применения дополнительных мер и временных ограничений);
режим контртеррористической операции (вводится при получении
сообщения о совершении террористической акции);
режим повышенной готовности (вводится при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций);
режим чрезвычайной ситуации (вводится при возникновении и
ликвидации чрезвычайных ситуаций);
"критически важные объекты Российской Федерации" - объекты,
нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к
потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому
негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта
Российской Федерации либо административно-территориальной единицы
или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности
населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок;
"объекты морского и речного транспорта" - морские и речные
суда, суда смешанного "река-море" плавания, вокзалы, морские
торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые
средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем
связи, навигации и управления движением судов;
"силы и средства" - сосредоточенные на определенной территории
для выполнения конкретной задачи в кризисной ситуации органы
управления, силы и средства государственной системы,
сформированные в группы по предназначению, а также дополнительные
ресурсы, выделенные Правительством Российской Федерации;
"силы оперативного реагирования" - силы и средства специального
назначения, выделяемые органами исполнительной власти для
предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисных
ситуаций на территории Российской Федерации;
"специальная операция" - комплекс оперативно-розыскных,
разведывательных, контрразведывательных, предупредительных
мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых
привлекаемыми силами по единому плану при централизованном
управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,
пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации
террористического характера, а также иного криминогенного
характера, не связанной с терроризмом.
2. Кризисные ситуации в зависимости от территории их
возникновения подразделяются на:
локальные (в пределах объекта производственного или социального
назначения);
муниципальные (в пределах муниципального образования);
межмуниципальные (в пределах двух и более муниципальных
образований, расположенных в одном субъекте Российской Федерации);
региональные (в пределах субъекта Российской Федерации);
межрегиональные (в пределах двух и более субъектов Российской
Федерации);
федеральные (в пределах Российской Федерации);
трансграничные (произошедшие за рубежом и затрагивающие
территорию Российской Федерации).
3. Действия Росморречфлота в кризисных ситуациях определяются и
осуществляются с учетом следующих основополагающих принципов:
приоритет безопасности жизни и здоровья человека и безопасности
общества в целом;
заблаговременное проведение мероприятий, направленных на
предупреждение кризисных ситуаций, а также минимизация последствий
в случае их возникновения;
планирование и осуществление мероприятий по защите объектов
морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в
кризисных ситуациях с учетом экономических, природных и иных
особенностей объектов и степени опасности возникновения кризисных
ситуаций;
обеспечение достаточности сил и средств для осуществления
мероприятий по защите объектов морского и речного транспорта, их
персонала и пассажиров в кризисных ситуациях и возможности их
наиболее рационального использования;
гласность при осуществлении деятельности, связанной с
предупреждением и ликвидацией последствий кризисных ситуаций,
обеспечение государственных органов, органов местного
самоуправления и населения полной, достоверной и своевременной
информацией об угрозах и о возможных опасностях для объектов
морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров;
учет экономических возможностей при реализации мероприятий,
направленных на предупреждение кризисных ситуаций;
международное сотрудничество в области предупреждения и
ликвидации кризисных ситуаций.
4. Основными задачами Росморречфлота в области защиты объектов
морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров в
кризисных ситуациях являются:
обеспечение гарантированной безопасности и условий нормальной
деятельности объектов морского и речного транспорта, их персонала
и пассажиров при угрозе любых кризисных ситуаций, минимизация их
последствий;
организация и осуществление комплексной защиты объектов
морского и речного транспорта, их персонала и пассажиров при
возникновении кризисных ситуаций и ликвидации их последствий;
сотрудничество с государствами, подвергшимися воздействию
кризисных ситуаций, и оказание им помощи в рамках международного
сотрудничества.
5. В соответствии со своей компетенцией Росморречфлот через
Минтранс России во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти, к компетенции которых относится выполнение
задач по разрешению кризисной ситуации, привлекается к выполнению
следующих задач:
- в кризисных ситуациях террористического характера:
предупреждение и пресечение захвата критически важных объектов
морского и речного транспорта;
- в кризисных ситуациях криминогенного характера, не связанных
с терроризмом:
предупреждение и пресечение захвата и угона морских и речных
судов;
- в кризисных ситуациях природного и техногенного характера:
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного
характера;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.
6. При подготовке к выполнению задач Росморречфлот через
Минтранс России участвует в разработке планов действий, совместных
приказов и других руководящих документов, регламентирующих порядок
привлечения и участия сил и средств взаимодействующих федеральных
органов исполнительной власти при выполнении задач в кризисных
ситуациях, а также при подготовке и проведении совместных учений и
тренировок.
7. В ходе выполнения задач Росморречфлот через Минтранс России
своевременно информирует взаимодействующие федеральные органы
исполнительной власти о проявлениях террористического характера и
иных кризисных ситуациях на объектах морского и речного
транспорта, а также о сложившейся обстановке. Оказывает содействие
в перевозке сил и средств в районы проведения специальных
операций.
8. По окончании выполнения задач Росморречфлот через Минтранс
России участвует в подготовке отчетных материалов о результатах
проведения специальных операций для направления их в
заинтересованные органы и во внесении коррективов в планы
совместных действий.
9. Одновременно с принятием решения о введении режима
функционирования органов управления, сил и средств государственной
системы решением Председателя Правительства Российской Федерации
по представлению руководителя Федеральной службы безопасности
Российской Федерации (далее - ФСБ России), Министерства внутренних
дел Российской Федерации (далее - МВД России) или Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС
России) может быть создан орган оперативного управления в
кризисных ситуациях (далее - орган оперативного управления) и
определен его состав. В зависимости от содержания решаемых задач в
состав органа оперативного управления могут войти заместители
руководителей взаимодействующих федеральных органов исполнительной
власти.
Основная задача органа оперативного управления заключается в
организации взаимодействия, координации и управлении привлекаемыми
в кризисных ситуациях силами и средствами.
К основным функциям органа оперативного управления относятся:
сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
принятие решений о применении сил и средств федеральных органов
исполнительной власти;
постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в
ходе выполнения задач;
приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в
кризисных ситуациях;
организация всестороннего обеспечения;
организация связи и автоматизированного управления;
организация скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со средствами массовой информации;
информирование Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации о ходе выполнения задач.
Орган оперативного управления осуществляет управление силами и
средствами из основного пункта управления (центра оперативного
управления). При необходимости может создаваться запасной или
выездной (мобильный) пункт управления.
Организационно-техническое обеспечение деятельности органа
оперативного управления осуществляет федеральный орган
исполнительной власти, представитель которого является
руководителем органа оперативного управления.
10. В случае если решение о создании органа оперативного
управления не принято, управление привлекаемыми силами и
средствами в кризисных ситуациях осуществляет руководитель того
федерального органа исполнительной власти, к компетенций которого
относится выполнение задач по разрешению кризисной ситуации.
11. Для оперативного управления действиями Росморречфлота в
кризисных ситуациях решением руководителя создается оперативный
штаб.
К основным функциям оперативного штаба относятся:
сбор и анализ информации об оперативной обстановке;
подготовка и принятие решений о применении сил и средств
Росморречфлота;
постановка задач, организация и поддержание взаимодействия в
ходе выполнения задач;
приведение сил и средств в состояние готовности к действиям в
кризисных ситуациях;
организация всестороннего обеспечения;
организация связи и автоматизированного управления;
организация скрытого управления силами и средствами;
взаимодействие со средствами массовой информации;
информирование Минтранса России о ходе выполнения задач.
II. Порядок действий Росморречфлота при предупреждении,
пресечении и ликвидации последствий кризисных ситуаций
террористического характера, а также иного
криминогенного характера, не связанных
с терроризмом
12. При наличии достаточной информации о подготовке к
проведению террористической акции может быть введен по
представлению руководителя федерального органа исполнительной
власти, в компетенции которого находится выполнение задач по
разрешению конкретной кризисной ситуации, по решению Правительства
Российской Федерации режим террористической опасности в одном или
нескольких субъектах Российской Федерации либо на территории всей
страны.
13. При введении режима террористической опасности
Росморречфлот продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
производятся оповещение и сбор руководителей и сотрудников,
привлекаемых к выполнению задач в условиях режима террористической
опасности;
вводится круглосуточное дежурство руководящего состава;
уточняются соответствующие планы действий подведомственных
организаций в кризисных ситуациях;
проверяется готовность систем управления и связи;
привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности
N 2;
усиливается охрана важных объектов и объектов жизнеобеспечения,
а также пропускной режим на них;
при наличии информации о возможной террористической акции с
применением аварийно химически опасных веществ и ядерных
компонентов, принимаются адекватные меры защиты;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной
обстановки докладывается в Минтранс России.
14. При получении сообщения о совершении террористической акции
может быть введен по представлению руководителя федерального
органа исполнительной власти, в компетенции которого находится
выполнение задач по разрешению конкретной кризисной ситуации, по
решению Правительства Российской Федерации режим
контртеррористической операции в одном или нескольких субъектах
Российской Федерации либо на территории всей страны.
15. При введении режима контртеррористической операции, а также
при возникновении криминогенной кризисной ситуации, не связанной с
терроризмом, Росморречфлот проводит мероприятия, направленные на
организацию сбора, анализа, обобщения данных об оперативной
обстановке в районе кризисной ситуации, оценку оперативной
обстановки, подготовку предложений для принятия решения о
применении сил и средств на первоначальном этапе действий в районе
кризисной ситуации, а также продолжает выполнять повседневные
задачи, при этом:
производятся оповещение и общий сбор руководителей и
сотрудников, привлекаемых к выполнению задач в условиях режима
контртеррористической операции, по решению Руководителя
Росморречфлота необходимые сотрудники отзываются из отпусков и
командировок;
устанавливается круглосуточное дежурство руководящего состава;
вводятся планы действий подведомственных организаций в
кризисных ситуациях, развертываются соответствующие системы
управления, связи и всестороннего обеспечения;
привлекаемые силы и средства приводятся в состояние готовности
N 1 и приступают к выполнению поставленных задач;
охрана важных объектов морского и речного транспорта и объектов
жизнеобеспечения осуществляется в усиленном режиме;
в кризисной ситуации, связанной с применением аварийно
химически опасных веществ и ядерных компонентов принимаются
адекватные меры защиты;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной
обстановки докладывается в Минтранс России.
16. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации кризисных
ситуаций террористического характера, а также иного криминогенного
характера, не связанных с терроризмом, порядок приведения их в
состояние готовности к действиям определяются соответствующими
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной
власти.
III. Порядок действий Росморречфлота при ликвидации
кризисных ситуаций природного и техногенного характера
17. При получении информации об угрозе возникновения кризисной
ситуации природного или техногенного характера (далее -
чрезвычайная ситуация) в установленном порядке вводится режим
повышенной готовности.
18. При введении режима повышенной готовности Росморречфлот
продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
усиливается контроль за состоянием окружающей среды на объектах
морского и речного транспорта;
вводится при необходимости круглосуточное дежурство
руководящего состава;
осуществляются непрерывный сбор, обработка и передача в
Минтранс России данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;
с использованием возможностей администраций морских портов,
ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП
"Росморпорт" принимаются оперативные меры по предупреждению
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров
ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению
устойчивости и безопасности функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях;
проводятся при необходимости эвакуационные мероприятия;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной
обстановки докладывается в Минтранс России для последующего
информирования МЧС России.
19. При введении режима чрезвычайной ситуации Росморречфлот
продолжает выполнять повседневные задачи, при этом:
осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей
среды на объектах морского и речного транспорта, прогнозирование
развития возникшей чрезвычайной ситуации и их последствий;
проводится оповещение соответствующих органов исполнительной
власти и персонала о возникшей чрезвычайной ситуации;
с использованием возможностей администраций морских портов,
ГБУВПиС, региональных подразделений Госморспасслужбы, ФГУП
"Росморпорт" проводятся мероприятия по защите объектов морского и
речного транспорта, их персонала и пассажиров от чрезвычайной
ситуации;
организуются работы по ликвидации чрезвычайной ситуации и
всестороннему обеспечению действий сил и средств единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения,
а также привлечению при необходимости в установленном порядке
общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной
ситуации;
осуществляются непрерывный сбор и анализ информации об
обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе проведения работ
по ее ликвидации, а также обмен такой информацией;
организуется и поддерживается непрерывное взаимодействие с
взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и организациями по вопросам
ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
проводятся мероприятия по жизнеобеспечению в чрезвычайной
ситуации;
о проведенных мероприятиях и об изменении оперативной
обстановки докладывается в Минтранс России для последующего
информирования МЧС России.
20. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также порядок приведения их в состояние готовности к
действиям определяются соответствующими нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной власти.
IV. Организация управления, связи и взаимодействия
21. Организация управления, связи и взаимодействия в ходе
выполнения задач по предупреждению и ликвидации последствий
кризисных ситуаций в зависимости от их характера возлагается на
орган оперативного управления (в случае его создания), МВД России,
ФСБ России или МЧС России, которые осуществляют указанные функции
через создаваемые или функционирующие в постоянном режиме органы
управления, пункты управления с использованием необходимых средств
связи и автоматизации Росморречфлота.
V. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению
и ликвидации последствий кризисных ситуаций
22. Всестороннее обеспечение мероприятий по предупреждению и
ликвидации последствий кризисных ситуаций в установленном порядке
осуществляется Правительством Российской Федерации, Минтрансом
России, Росморречфлотом, другими взаимодействующими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
23. Для ликвидации кризисных ситуаций формируются резервы
финансовых и материальных ресурсов.
Создание, использование и восполнение указанных резервов
финансовых и материальных ресурсов осуществляются в порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
|