ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N ГИ-6-22/816@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
ОТ 26.09.2005 N 03-11-02/44
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и
использования в работе письмо Министерства финансов Российской
Федерации от 26.09.2005 N 03-11-02/44 по применению отдельных
положений глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации
в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении
изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
И.Ф.ГОЛИКОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44
Министерство финансов Российской Федерации на письмо и в связи
с поступающими запросами налогоплательщиков по применению
специальных режимов налогообложения разъясняет следующее.
1. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-
ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а
также о признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации" глава 26.2 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), регламентирующая
порядок применения налогоплательщиками упрощенной системы
налогообложения, дополнена статьей 346.25.1 об особенностях ее
применения индивидуальными предпринимателями на основе патента.
Пунктом 1 ст. 346.25.1 Кодекса предусмотрено, что на
индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему
налогообложения на основе патента, распространяются нормы,
установленные статьями 346.11 - 346.25 Кодекса с учетом
особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 Кодекса.
Поэтому указанные индивидуальные предприниматели в соответствии
со ст. 346.21 Кодекса вправе уменьшать стоимость патента на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации. При этом стоимость патента
не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Уменьшение стоимости патента на сумму страховых взносов
производится при оплате в соответствии с п. 10 ст. 346.25.1
Кодекса оставшейся стоимости патента по окончании периода, на
который был получен патент.
2. В случае принятия нормативных правовых актов
представительными органами муниципальных районов и городских
округов, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе по
которым соответствующими субъектами Российской Федерации введена
упрощенная система налогообложения для индивидуальных
предпринимателей на основе патента в соответствии со статьей
346.25.1 Кодекса, по этим видам деятельности индивидуальные
предприниматели обязаны уплачивать единый налог на вмененный
доход.
Если индивидуальный предприниматель осуществляет
предпринимательскую деятельность в разъездном порядке в разных
муниципальных образованиях и по этому виду деятельности субъектом
Российской Федерации разрешено применять упрощенную систему
налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных
образований для этого вида деятельности принят нормативный
правовой акт (закон) о введении единого налога на вмененный доход,
то этот индивидуальный предприниматель обязан уплачивать единый
налог на вмененный доход в бюджеты тех муниципальных образований,
в которых такой налог введен, а в муниципальных образованиях, в
которых единый налог на вмененный доход не введен, индивидуальный
предприниматель вправе применять упрощенную систему
налогообложения на основе патента.
При исчислении единого налога на вмененный доход для уплаты в
бюджет муниципального образования индивидуальный предприниматель
вправе скорректировать базовую доходность на коэффициент базовой
доходности К2, учитывающий, в частности, режим работы, фактический
период времени осуществления деятельности на территории этого
муниципального образования.
3. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от
21.07.2005 N 101-ФЗ ст. 1 указанного Закона вступает в силу с 1
января 2006 года.
В случае принятия решения о введении в действие на территории
субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения
на основе патента с 1 января 2006 года этот субъект Российской
Федерации должен своим законом определить конкретный перечень
видов предпринимательской деятельности (в пределах,
предусмотренных п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса), а также размеры
потенциально возможного к получению годового дохода по видам
деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными
предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе
патента, и, соответственно, официально опубликовать этот закон.
В этом случае заявления о переходе с 1 января 2006 г. на
упрощенную систему налогообложения на основе патента
индивидуальные предприниматели могут подавать в налоговые органы,
которые должны их принимать, уже в 2005 году после официального
опубликования указанного закона. Однако официальное опубликование
закона и подача заявления должны быть не позднее чем за один месяц
до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной
системы налогообложения на основе патента, то есть до 1 декабря
2005 года. При этом выдача патентов индивидуальным
предпринимателям может осуществляться налоговыми органами только
после 1 января 2006 года.
4. Пунктом 4 ст. 346.25.1 Кодекса предусматривается выдача
патента на один из следующих периодов, начинающихся с первого
числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год.
Указанные сроки действия патента могут устанавливаться с начала
квартала (с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября) на 3, 6,
9 и 12 месяцев. Эти сроки могут переходить на следующий
календарный год. Например, патент, выдаваемый на год с 1 июля 2006
года, будет действовать до 30 июня 2007 года. Если на 2007 год
законом субъекта Российской Федерации размер потенциально
возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового
дохода по виду предпринимательской деятельности, на который выдан
патент, изменился по сравнению с 2006 годом, то окончательная
стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается
отдельно за 2006 и 2007 годы исходя из размера потенциально
возможного к получению дохода, установленного законами субъекта
Российской Федерации на 2006 и 2007 годы.
5. В настоящее время для перехода на упрощенную систему
налогообложения применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст.
346.12 Кодекса, в соответствии с которым организация имеет право
перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам
девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о
переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от
реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса, не
превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Поправка, внесенная Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ
в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, которая вступает в силу с 1 января 2006
г., устанавливает показатель в виде доходов, определяемых в
соответствии со ст. 248 Кодекса, то есть будут учитываться доходы
от реализации и внереализационные доходы. Таким образом, в 2006
году при подаче заявления о переходе на упрощенную систему
налогообложения с 1 января 2007 года будут учитываться доходы от
реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 года.
При подаче заявления в 2005 году о переходе на упрощенную
систему налогообложения с 1 января 2006 года продолжает
действовать ограничение, согласно которому доход от реализации,
определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать
11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
6. Согласно подп. "а" п. 4 статьи 1 Федерального закона от
21.07.2005 N 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 Кодекса,
согласно которым объект налогообложения не может изменяться
налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной
системы налогообложения.
В связи с этим, по нашему мнению, налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003
года и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы за
вычетом расходов, могут изменить объект налогообложения с 1 января
2006 года, о чем они должны уведомить налоговый орган до 1 января
2006 г.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ
налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему
налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие объектом
налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 года изменить
объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не
позднее 20 декабря 2005 года.
7. Если организации и индивидуальные предприниматели
осуществляют с 1 января 2006 года деятельность на территориях
нескольких муниципальных образований, в некоторых из которых
приняты нормативные правовые акты представительными органами
муниципальных районов и городских округов, законы городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности, эти организации и индивидуальные
предприниматели вправе применять упрощенную систему
налогообложения по доходам, получаемым в муниципальных
образованиях, в которых не введен единый налог на вмененный доход
по осуществляемым ими видам деятельности, и должны уплачивать
единый налог на вмененный доход в муниципальных образованиях по
видам деятельности, которые переведены на уплату единого налога на
вмененный доход.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели
должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным
специальным налоговым режимам.
Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы
налогообложения, уплачивается в бюджет по месту постановки
налогоплательщика на налоговый учет.
8. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 346.28 Кодекса
налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской
деятельности, установленные пунктом 2 ст. 346.26 Кодекса, обязаны
встать на учет в налоговых органах по месту осуществления
указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала
осуществления этой деятельности и производить уплату единого
налога на вмененный доход, введенного в этих муниципальных
районах, городских округах, городах федерального значения Москве и
Санкт-Петербурге.
Под местом осуществления деятельности в целях пункта 2 статьи
346.28 Кодекса следует понимать место нахождения физических
показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская
деятельность), а если эти физические показатели используются по
видам предпринимательской деятельности, носящим передвижной
характер, - место получения дохода от этой предпринимательской
деятельности.
Поэтому необходимо внести изменения в Порядок постановки на
учет организаций и индивидуальных предпринимателей -
налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, утвержденный Приказом МНС России от 19.12.2002
N БГ-3-09/722. После уточнения совместно с ФНС России указанного
Порядка новая его редакция будет утверждена Минфином России.
9. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.32 Кодекса с 1 января
2006 г. сумма единого налога, исчисленная за налоговый период,
уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах
исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации при выплате
налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех
сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается
единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде
фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными
предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных
работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма
единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Сумму единого налога на вмененный доход следует исчислять по
каждому муниципальному образованию с учетом положений п. 2 статьи
346.32 Кодекса.
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в
форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход и
порядок ее заполнения, позволяющие производить уплату единого
налога в бюджет конкретных муниципальных образований.
10. На уплату единого налога может переводиться
предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному
размещению и проживанию с использованием объектов, используемых
для временного размещения и проживания (квартира, комната,
строение, часть дома и т.п.), общая площадь спальных помещений
которых не превышает 500 квадратных метров.
Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами не
дано понятия "спальное помещение". Поэтому, по нашему мнению, под
спальным помещением следует понимать помещение, используемое для
временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных
помещений - общую площадь указанных помещений, которая
определяется на основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир,
домов, гостиниц, пансионатов и других средств временного
размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов,
схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на средства
временного размещения и проживания и других документов, содержащих
информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на
вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом при расчете площади спальных помещений в объектах
гостиничного типа (гостиницах, кемпингах, пансионатах и т.п.) из
общей площади данных объектов исключается площадь помещений,
находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры,
санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового
обслуживания, столовые и др.).
Если в указанных объектах (гостиницах, пансионатах, кемпингах и
т.п.) осуществляются иные виды предпринимательской деятельности,
подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход,
то по ним единый налог на вмененный доход исчисляется отдельно.
11. При налогообложении единым налогом предпринимательской
деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное
владение и (или) пользование стационарных торговых мест,
расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих
залов обслуживания посетителей (подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса),
нужно руководствоваться следующим.
Согласно ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала (зала
обслуживания посетителей) признается часть магазина, павильона
(открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для
выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и
обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и
кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а
также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала
относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь
подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений
для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых
не производится обслуживание покупателей, не относится к площади
торгового зала.
Поэтому на уплату единого налога на вмененный доход могут
переводиться организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг
по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах
организации торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей
торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые
комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся
также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и
учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные
торговые места.
Деятельность по передаче во временное владение и (или)
пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных
объектах должна переводиться на уплату единого налога на вмененный
доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или)
пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или)
выставочных центрах на время проведения в них выставок, ярмарок и
других мероприятий.
Также должны уплачивать единый налог на вмененный доход рынки и
торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и
(или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не
отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами
к магазинам и павильонам.
В случае передачи администрацией рынка в аренду всего или части
здания рынка нескольким хозяйствующим субъектам с правом передачи
стационарных торговых мест в субаренду единый налог на вмененный
доход должны уплачивать и рынок, и лица, арендующие торговые места
с целью их передачи в субаренду.
Если торговые места на рынке в отдельные дни не будут
использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами
не будет производиться, в соответствии с новой редакцией ст.
346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход
может быть скорректирована на коэффициент К2, учитывающий
фактический период времени осуществления деятельности.
12. Федеральным законом от 29.06.2005 N 68-ФЗ, вступающим в
силу с 1 января 2006 года, п. 1 ст. 346.2 Кодекса дополнен нормой,
в соответствии с которой в целях главы 26.1 Кодекса к
сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также градо- и
поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации,
отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим п. 7 ст.
333.3 Кодекса.
В соответствии с абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса градо-
и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями
признаются организации, численность работающих в которых с учетом
совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее
половины численности населения соответствующего населенного
пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти
лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности
рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического
лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у
которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или)
выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в
стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими
продукции.
Таким образом, если градо- и поселкообразующая российская
рыбохозяйственная организация отвечает критериям, предусмотренным
абзацем третьим п. 7 ст. 333.3 Кодекса, она вправе перейти с 1
января 2006 года на уплату единого сельскохозяйственного налога
после подачи заявления в налоговый орган в порядке,
предусмотренном главой 26.1 Кодекса.
Прошу довести изложенное до сведения территориальных налоговых
органов.
Заместитель Министра
финансов РФ
С.Д.ШАТАЛОВ
|