МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N 03-02-07/1-256
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 21 Кодекса
налогоплательщики вправе получать от налоговых органов по месту
своего учета бесплатную информацию (в том числе в письменной
форме), в частности, о правах и обязанностях налогоплательщиков, а
также от Министерства финансов Российской Федерации письменные
разъяснения по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
Учитывая, что в соответствии с Кодексом налогоплательщиками и
плательщиками сборов признаются организации и физические лица,
обязанные уплачивать соответственно налоги и (или) сборы,
вышеназванные разъяснения предоставляются таким организациям в
связи с выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах через законного или
уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом
(пункт 1 статьи 26 Кодекса). При этом уполномоченный представитель
налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании
доверенности, предусмотренной статьей 29 Кодекса.
Исходя из запроса не ясны обстоятельства и период излишнего
взыскания (уплаты) штрафов.
Налогоплательщик вправе добровольно уплатить сумму штрафа за
совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 104 Кодекса).
В силу пункта 7 статьи 114 Кодекса налоговые санкции
взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
В связи с этим рекомендуем налогоплательщику самостоятельно
обратиться в налоговый орган для получения ответа по существу
вопроса.
Вместе с тем сообщаем, что налоговые органы обязаны
осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке,
предусмотренном Кодексом (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
Статьями 78 и 79 Кодекса не установлен порядок возврата или
зачета сумм излишне уплаченных штрафов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Кодекса, если
ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой
организацией штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет
погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам,
сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном
главой 12 Кодекса, не позднее одного месяца со дня подачи
заявления налогоплательщика-организации.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных штрафов
распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам
пропорционально общим суммам задолженности по штрафам перед
соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
В пункте 10 статьи 50 Кодекса предусмотрено, что сумма налога,
излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит
зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником
(правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного
юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое
правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со
дня завершения реорганизации в порядке, установленном главой 12
Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В проекте Федерального закона "О внесении изменений в часть
первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового
администрирования", внесенном Правительством Российской Федерации
02.06.2005 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, предусмотрено внести изменения в статьи 78 и 79
Кодекса, распространив их нормы на зачет (возврат) сумм штрафов.
Заместитель директора
департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|