ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N ММ-6-03/811@
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
(РАБОТ, УСЛУГ) ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРУЕМЫМ ЦЕНАМ
Федеральная налоговая служба по согласованию с Минфином России
(письмо от 12.09.2005 N 03-04-15/63) в отношении налогообложения
налогом на добавленную стоимость средств, получаемых из бюджета
налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ,
услуг) по государственным регулируемым ценам, разъясняет
следующее.
Полномочия по государственному регулированию цен на товары
(работы, услуги) в соответствии с федеральным законодательством
возложены на соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров
(работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами
различного уровня в связи с применением налогоплательщиком
государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных
потребителей в соответствии с федеральным законодательством,
налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров
(работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их
реализации.
При этом понятие "дотация" в Кодексе не определено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия
и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и
безвозвратной основе.
Вышеуказанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации
также определены понятия субвенций и субсидий.
Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или
юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на
осуществление определенных целевых расходов, а под субсидиями -
соответственно, бюджетные средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому
или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых
расходов.
Следовательно, получателями дотаций не могут являться
юридические или физические лица. Данные лица могут получать из
бюджетов различных уровней лишь субвенции на осуществление
определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации
получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная
организация, имеющие право на получение бюджетных средств в
соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую
базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2
статьи 154 Кодекса только в том случае, если реализация ими
товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным
регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает
фактически полученные убытки, связанные с применением указанных
цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также
налогоплательщики должны являться получателями указанных средств
(бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые
налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных
убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен
на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях
исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение
не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ,
услуг).
С 1 января 2005 года расходы бюджетов по возмещению
налогоплательщикам убытков, возникающих в результате продажи
населению или организациям товаров (работ, услуг) по
государственным регулируемым ценам, в соответствии с Приказом
Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о
порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
относятся на соответствующие подстатьи статьи 240 "Безвозмездные и
безвозвратные перечисления организациям" экономической
классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной
Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной
классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального
закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ).
До 1 января 2005 года вышеназванные расходы бюджетов согласно
Приказу Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации" относились на подстатью 130130 "Субсидии на покрытие
убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ,
услуг)" статьи 130100 "Субсидии и субвенции" экономической
классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между
отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ,
услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субвенций,
субсидий) включаются в налоговую базу по налогу на добавленную
стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса.
Доведите изложенное до нижестоящих налоговых органов и
налогоплательщиков.
М.П.МОКРЕЦОВ
|