Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 30 сентября 2005 г. N 1938
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании",
Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего
учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005,
N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших
учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о
государственной аккредитации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений
(приложение N 1).
1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при
экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений
различных видов (приложение N 2).
2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
1. Показатели государственной аккредитации, определяющие
аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин
требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и
содержанию.
Показатель 1.2. Качество подготовки
Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества
образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного
учреждения
Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной
работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
2. Показатели государственной аккредитации, используемые для
определения вида высшего учебного заведения (институт, академия,
университет)
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных
программ
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по
образовательным программам послевузовского и дополнительного
профессионального образования
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
Показатель 2.4. Методическая работа
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
КРИТЕРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
--------------------T--------------------------------------------¬
¦ Показатель ¦ Наименование критерия государственной ¦
¦ государственной ¦ аккредитации и его значение ¦
¦ аккредитации ¦ ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦2.1. Спектр ¦Число укрупненных групп специальностей ¦
¦реализуемых ¦(направлений подготовки) по реализуемым ¦
¦основных ¦основным образовательным программам: ¦
¦образовательных +-------------------T------------------------+
¦программ ¦для университетов ¦- не менее 7 ¦
+-------------------+-------------------+------------------------+
¦2.2. Возможность ¦Число отраслей науки по специальностям ¦
¦продолжения ¦научных работников (аспирантуры): ¦
¦образования +-------------------T------------------------+
¦по образовательным ¦для университета ¦- не менее 5 ¦
¦программам +-------------------+------------------------+
¦послевузовского и ¦Число аспирантов на 100 студентов ¦
¦дополнительного ¦контингента, приведенного к очной форме ¦
¦профессионального ¦обучения: ¦
¦образования +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 4 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 2 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Процент аспирантов, защитивших ¦
¦ ¦диссертации не позднее чем через год ¦
¦ ¦после окончания аспирантуры (от числа ¦
¦ ¦поступивших): ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 25 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 25 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Для университета - наличие ¦
¦ ¦докторантуры, диссертационных советов, ¦
¦ ¦реализация образовательных программ ¦
¦ ¦профессиональной переподготовки и (или) ¦
¦ ¦повышения квалификации руководящих ¦
¦ ¦работников и специалистов, научных и ¦
¦ ¦научно-педагогических работников ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦ ¦Для академии - наличие докторантуры, ¦
¦ ¦наличие диссертационных советов ¦
¦ ¦(информационный показатель), реализация ¦
¦ ¦образовательных программ профессиональной ¦
¦ ¦переподготовки и (или) повышения ¦
¦ ¦квалификации руководящих работников и ¦
¦ ¦специалистов для определенной области ¦
¦ ¦научно-педагогической деятельности ¦
¦ +--------------------------------------------+
¦ ¦Среднегодовой контингент обучающихся по ¦
¦ ¦образовательным программам ¦
¦ ¦профессиональной переподготовки и (или) ¦
¦ ¦повышения квалификации (чел.): ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 50 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 20 ¦
+-------------------+-------------------+------------------------+
¦2.3. Научная, ¦Число отраслей науки, в рамках которых ¦
¦научно-техническая ¦выполняются научные исследования: ¦
¦деятельность и ее +-------------------T------------------------+
¦результативность ¦для университета ¦- не менее 5 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Среднегодовой объем финансирования научных ¦
¦ ¦исследований за пять лет (тыс. руб.): ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦не менее 10 000 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦не менее 5 000 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦не менее 1 500 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Среднегодовой объем научных исследований на ¦
¦ ¦единицу научно-педагогического персонала за ¦
¦ ¦пять лет (тыс. руб.): ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 18 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 12 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦- не менее 5 ¦
+-------------------+-------------------+------------------------+
¦ ¦Среднегодовое количество монографий на 100 ¦
¦ ¦основных штатных педагогических работников ¦
¦ ¦с учеными степенями и (или) учеными ¦
¦ ¦званиями, изданных за пять лет: ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 2,0 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 1,5 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦- не менее 1,2 ¦
+-------------------+-------------------+------------------------+
¦2.4. Методическая ¦Процент учебных ¦- 100% ¦
¦работа ¦дисциплин основных ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦программ, ¦ ¦
¦ ¦обеспеченных ¦ ¦
¦ ¦учебно-методичес- ¦ ¦
¦ ¦кими комплексами ¦ ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Для университета - использование ¦
¦ ¦инновационных методов в образовательном ¦
¦ ¦процессе ¦
¦ +--------------------------------------------+
¦ ¦Для академии - использование инновационных ¦
¦ ¦методов в образовательном процессе ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦2.5. Квалификация ¦Процент профессорско-преподавательского ¦
¦педагогических ¦состава с учеными степенями и (или) учеными ¦
¦работников ¦званиями: ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 60 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 60 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦- не менее 55 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Процент докторов наук и (или) профессоров: ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 10 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 10 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦- не менее 8,5 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Процент профессорско-преподавательского ¦
¦ ¦состава, работающего в вузе на штатной ¦
¦ ¦основе: ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для вузов, ¦- не менее 30 ¦
¦ ¦существующих от ¦ ¦
¦ ¦трех до пяти лет ¦ ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для вузов, ¦- не менее 40 ¦
¦ ¦существующих от ¦ ¦
¦ ¦пяти до девяти лет ¦ ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для вузов, ¦- не менее 50 ¦
¦ ¦существующих более ¦ ¦
¦ ¦девяти лет ¦ ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦Среднегодовое число защит диссертаций на ¦
¦ ¦100 человек научно-педагогического ¦
¦ ¦персонала за 5 лет: ¦
¦ +-------------------T------------------------+
¦ ¦для университета ¦- не менее 3 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для академии ¦- не менее 3 ¦
¦ +-------------------+------------------------+
¦ ¦для института ¦- не менее 1 ¦
L-------------------+-------------------+-------------------------
Дополнительные требования к показателям
и критериям государственной аккредитации
для военных образовательных учреждений
высшего профессионального образования
(высших военно-учебных заведений)
Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин
квалификационным требованиям по направлениям подготовки
(специальностям) офицеров (специалистов).
Показатель 1.2. Качество подготовки
Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям
государственных образовательных стандартов и квалификационным
требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по
образовательным программам послевузовского и дополнительного
профессионального образования
Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или)
докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных
заведений.
Для военной академии - наличие образовательных программ
дополнительного профессионального образования для офицерского
состава, научных и научно-педагогических кадров.
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
Соответствие объема финансирования научных исследований на
единицу профессорско-преподавательского состава установленным
требованиям для высших военно-учебных заведений.
Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-
педагогических кадров
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных
дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие
профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах),
штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже
"подполковник", а также боевой опыт или государственные награды,
государственные или отраслевые почетные звания, государственные
премии.
В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или)
ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-
профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата
наук, имеющие государственные награды, государственные или
отраслевые почетные звания, государственные премии.
Дополнительные требования
к показателям и критериям государственной
аккредитации для высших учебных заведений
культуры и искусств
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее
результативность
В перечень основных научных и творческих школ по каждому
направлению научных исследований включаются:
защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для
творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной
сфере художественной и педагогической деятельности (к ним
относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты
международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных
и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие
партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку
спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве
концертирующих музыкантов и т.п.);
опубликованные статьи в специализированных журналах и научных
изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
К монографиям могут приравниваться публично представленные,
опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты
профессиональной творческой деятельности преподавателей по
созданию авторских художественных произведений: спектакль,
концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями
могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие
государственные почетные звания, лауреаты международных и
всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.
|