МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 сентября 2005 г. N АН-207-р(фс)
О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ
Несмотря на проводимую в авиапредприятиях и авиакомпаниях
гражданской авиации профилактическую работу, выполнение полетов на
вертолетах сопровождается высоким уровнем аварийности. В 2004 году
с вертолетами произошло 15 авиационных происшествий, 6 из которых
- катастрофы.
Неблагоприятная ситуация с безопасностью полетов сохраняется и
в текущем году. Так на сегодняшний день при выполнении полетов на
вертолетах произошло 3 авиационных происшествия, 2 из которых -
катастрофы.
Наибольшее количество авиационных происшествий и серьезных
инцидентов связано с ошибками в технике пилотирования, нарушениями
правил полетов и несоблюдением технологической дисциплины частью
летного состава, что является следствием недостатков в организации
летной работы в ряде авиационных предприятий и недостаточного
контроля со стороны территориальных управлений государственного
авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта.
В отдельных авиакомпаниях отмечается слабая профессиональная
подготовка, низкий уровень организаторской работы и
исполнительской дисциплины части командно-руководящего, командно-
летного и инструкторского состава.
Продолжает оставаться неудовлетворительным качество подготовки
вертолетных посадочных площадок к приему и выпуску вертолетов,
организация и выполнение полетов на некоторых видах авиационных
работ.
Повторяемость авиационных происшествий по одним и тем же
причинам свидетельствует о неэффективности мероприятий, проводимых
в ряде авиационных предприятий по совершенствованию организации
летной работы и профилактике авиационных происшествий.
Для повышения уровня безопасности полетов на вертолетах
предлагаю:
1. Руководителям территориальных управлений государственного
авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта:
1.1. Обеспечить строгий контроль над разработкой и реализацией
планов профилактических мероприятий в подконтрольных авиационных
предприятиях по обеспечению безаварийной летной работы,
предупреждению авиационных происшествий и повышению надежности
авиационной техники.
1.2. Постоянно контролировать выполнение требований Руководств
по производству полетов эксплуатантов, разработанных с учетом
местных условий, обратив особое внимание при этом на организацию и
выполнение определенных видов авиационных работ, срочных
санитарных заданий, перевозку высших должностных лиц субъектов
Федерации, представителей Президента Российской Федерации в
федеральных округах, представителей краевых (областных) органов
власти.
1.3. До 1 марта 2006 г. представить в Управление надзора за
летной деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта материалы по сводному анализу состояния организации
летной работы и обеспечению безопасности полетов на вертолетах в
подконтрольных авиационных предприятиях, эффективности проводимых
профилактических мероприятий.
2. Начальнику Управления надзора за летной деятельностью
Лобачеву Е.Н., начальнику Управления инспекции по безопасности
полетов Рудакову В.А. до 1 января 2006 г. организовать выборочную
проверку авиационных предприятий, эксплуатирующих вертолеты, на
соответствие сертификационным требованиям и реализации мероприятий
по предотвращению авиационных происшествий с последующим
проведением разборов в территориальных управлениях
государственного авиационного надзора Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта.
3. Начальнику Управления надзора за летной деятельностью
Лобачеву Е.Н., начальнику Управления надзора за поддержанием
летной годности гражданских воздушных судов Елистратову А.В.
совместно с ФГУП "ГосНИИ Аэронавигация":
3.1. Подготовить для представления в Минтранс России проект
внесения изменений и дополнений в действующие авиационные правила,
которые устанавливают:
- требования к интегрированной системе навигации, наблюдения и
связи, включающие в себя систему отображения электронных карт
местности и аэронавигационной информации по местным воздушным
линиям с функцией раннего предупреждения столкновения с
искусственными препятствиями, линиями высоковольтных передач и с
земной поверхностью;
- требования к системам объективного контроля полетной
информации, обеспечивающим оперативную оценку деятельности экипажа
и состояния воздушных судов.
4. Руководителям авиационных предприятий:
4.1. Основными направлениями в своей работе считать:
- совершенствование организаторской работы командно-
руководящего, командно-летного и инструкторского состава,
повышение уровня исполнительской дисциплины;
- совершенствование профессиональной подготовки экипажей с
использованием комплексных тренажеров нового поколения,
позволяющих отрабатывать навыки выполнения полетных заданий
различного уровня сложности и адекватных вариантов действий
экипажа в нештатных (усложненных), особых и аварийных ситуациях в
воздухе;
- проведение тренировок экипажей в реальных (ожидаемых)
условиях эксплуатации авиационной техники при выполнении полетов
на некоторых видах авиационных работ;
- оснащение учебных классов техническими средствами обучения,
позволяющими менять уровень сложности обучающих программ в
зависимости от способностей обучаемого и его профессиональной
подготовки;
- создание системы оперативного внесения изменений в
Руководства по производству полетов с учетом опыта полетов и
выполнения авиационных работ на территории регионов Российской
Федерации, ближнего и дальнего зарубежья в конкретных условиях их
выполнения.
4.2. Исключить практику периодической тренировки и
переподготовки летного состава на вертолеты МИ-8Т и МИ-8МТВ без
прохождения тренажерной подготовки на тренажере соответствующего
типа.
4.3. В срок до 1 января 2008 г. принять меры по оборудованию
вертолетов бортовыми радиотехническими интегрированными
навигационными системами отечественного производства с функциями
отображения электронных карт местности и раннего предупреждения
столкновения с искусственными препятствиями, линиями
высоковольтных передач и с земной поверхностью.
4.4. До 1 сентября 2006 г. доработать Руководства по
производству полетов в части организации и выполнения полетов по
каждому конкретному маршруту и району авиационных работ с учетом
специфики и особенностей, характерных для конкретного региона, а
также с учетом требований предупреждения авиационных происшествий
категории CFIT/ALAR.
5. Руководителям авиационных учебных центров:
5.1. Разработать программы летной подготовки на тренажерах по
оперативному прогнозированию текущей ситуации в полете при
допускаемых отклонениях от стандартных эксплуатационных процедур
для выработки навыков по принятию ситуационных решений.
Разработать сценарии ситуаций предотвращения авиационных
происшествий при столкновении исправных воздушных судов с землей и
препятствиями в управляемом полете.
5.2. В течение 2006 года организовать и провести подготовку
командно-летного, инструкторского состава, методистов и старших
специалистов авиационных предприятий по предотвращению авиационных
происшествий категории CFIT/ALAR по утвержденным в установленном
порядке программам.
5.3. В планах совершенствования учебно-методической базы на
2006 год предусмотреть оснащение авиационных учебных центров
техническими средствами обучения, имеющими блоки
автоматизированной оценки результатов обучения для контроля
динамики формирования навыков и качества обучения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
начальника Управления надзора за летной деятельностью Лобачева
Е.Н.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
|