ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2005 года
Дело N 32-Г05-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 28 сентября 2005 года
гражданское дело по заявлению администрации города Саратова о
признании противоречащим федеральному законодательству
постановления правительства Саратовской области от 5 октября 2004
года N 216-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и
юридическим лицам прав на находящиеся в государственной
собственности земельные участки" по кассационным жалобе
правительства Саратовской области и представлению участвовавшего в
деле прокурора на решение Саратовского областного суда от 14 июня
2005 года, которым постановлено: "Заявление администрации г.
Саратова удовлетворить. Признать недействующим постановление
правительства Саратовской области от 5 октября 2004 года N 216-П
"Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим
лицам прав на находящиеся в государственной собственности
земельные участки". В соответствии со ст. 35 Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации" обязать правительство
Саратовской области опубликовать сообщение о настоящем решении
суда в средстве массовой информации, в котором был опубликован
данный нормативный правовой акт".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., объяснения представителя правительства Саратовской
области Асташкина А.Н., представителей мэра и администрации г.
Саратова Михайловой Л.Л. и Дубровиной О.А., заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.,
полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
5 октября 2004 года правительством Саратовской области принято
постановление N 216-П "Об утверждении Правил предоставления
гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в
государственной собственности земельные участки", вступившее в
силу с 19 октября 2004 года.
Администрация г. Саратова обратилась в суд с заявлением о
признании данного постановления недействующим по мотиву его
противоречия требованиям федерального законодательства и иным
нормативным правовым актам, а также нарушения компетенции органов
местного самоуправления, прав и законных интересов граждан и
организаций на предоставление земельных участков на территории г.
Саратова. В частности, отмечается, что оспариваемым постановлением
за Комитетом по управлению имуществом области закреплено право
принятия решения о предоставлении юридическим лицам, а также
гражданам и юридическим лицам совместно земельного участка в
соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ (в собственность или
в аренду по желанию заявителя), что противоречит ст. 28 и п. 14
ст. 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О
приватизации государственного и муниципального имущества",
которыми установлено, что до разграничения государственной
собственности на землю решение о приватизации земельных участков,
не отнесенных в соответствии с законодательством Российской
Федерации к собственности Российской Федерации или собственности
субъектов Российской Федерации, принимают: органы, принявшие
решение о приватизации находящихся на этих земельных участках
объектов недвижимости; органы, уполномоченные Правительством
Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на которых
находятся иные объекты недвижимости. Оспариваемое постановление
противоречит и Постановлению Правительства РФ от 7 августа 2002
года N 576 "О порядке распоряжения земельными участками,
находящимися в государственной собственности, до разграничения
государственной собственности на землю", согласно которому решение
о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты
недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и
юридическими лицами, принимаются Министерством имущественных
отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в
случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в
федеральной собственности, и уполномоченным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае
приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в
собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае,
если земельные участки были предоставлены в соответствии с
решением органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, а также органом местного самоуправления - в иных
случаях. Пункты 7, 9 оспариваемого постановления противоречит
Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, ФЗ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в
части приобретения и осуществления физическими и юридическими
лицами гражданских прав и равенства последних. Оспариваемое
постановление является неисполнимым в части установления
сокращенных сроков для принятия решения о предоставлении
земельного участка либо об отказе в его предоставлении. При
возложении постановлением определенных обязанностей на органы
местного самоуправления со стороны субъекта РФ не предусмотрено
передачи финансовых средств в качестве расходов на его выполнение,
что не соответствует требованиям Федерального закона N 154-ФЗ от
22 августа 1995 года "Об общих принципах организации органов
местного самоуправления в Российской Федерации".
По делу постановлено приведенное выше решение, которое
мотивировано тем, что оспариваемым постановлением и утвержденными
им Правилами регулируется вопрос распоряжения субъектом Российской
Федерации землями, не разграниченными по собственности. Основанием
к их принятию послужили положения части 1 ст. 4 Закона Саратовской
области от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО "О земле", в то время как эта
норма принята Саратовской областной Думой с превышением своих
полномочий и выходом за пределы своей компетенции в части
закрепления за субъектом Российской Федерации в лице Саратовской
области права на распоряжение землями, не разграниченными по
собственности.
В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением суда,
ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое
рассмотрение. В обоснование жалобы отмечается то, что при
обоснованности суждения в части того, что оспариваемый акт основан
на положении ч. 1 ст. 4 Закона области "О земле", вывод по делу
является ошибочным, так как неправильным является признание судом
неправомерной вышеуказанной нормы Закона области. Согласно п. 4
Правил, утвержденных постановлением правительства области от 5
октября 2004 года N 216-П, они носят рекомендательный характер и
для органов местного самоуправления, а поэтому не могут нарушать
права органов местного самоуправления, в частности администрации
г. Саратова.
В кассационном представлении также ставится вопрос об отмене
решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, в
обоснование чего указывается на то, что федеральным
законодательством предусмотрена возможность установления иных
органов, уполномоченных на распоряжение земельными участками до
разграничения государственной собственности на землю, в решении не
указано, какие принципы местного самоуправления нарушены ст. 4
Закона области "О земле". Не указано доказательств нарушения
компетенции органов местного самоуправления. ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ"
устанавливается порядок управления муниципальной собственностью, к
которой разграничения государственной собственности на землю не
относятся.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ находит их подлежащими удовлетворению.
Как следует из текста решения по данному делу, определяющим
обстоятельством удовлетворения требования заявителя является то,
что оспариваемые постановление и утвержденные им Правила основаны
на положениях ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004
года N 23-ЗСО "О земле", в то время как эта норма, регулирующая
порядок распоряжения землями, не разграниченными по собственности,
принята за пределами компетенции областного законодателя.
Решение суда подлежит отмене, так как приведенные в его
обоснование доводы не могут быть признаны правильными. Анализ
действующего законодательства указывает на то, что законодательный
орган Саратовской области полномочен был принять вышеуказанный
Закон "О земле" и установить порядок распоряжения находящимися в
государственной собственности землями, а следовательно, является
правомерным оспариваемое по данному делу постановление. Решение
Саратовского областного суда по делу об оспаривании Закона области
"О земле" отменено в кассационной инстанции, и по делу принято
новое решение, которым признана законность ч. 1 ст. 4 этого
Закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Саратовского областного суда от 14 июня 2005 года
отменить и принять новое решение, которым администрации г.
Саратова отказать в удовлетворении заявления.
|