Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.09.2005 N 32-Г05-15 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПРАВ НА НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ" ОТ 05.10.2004 N 216-П ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВАНО НА ПОЛОЖЕНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 28 сентября 2005 года
   
                                                      Дело N 32-Г05-15
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Макарова Г.В.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от  28  сентября  2005  года
   гражданское  дело  по  заявлению администрации  города  Саратова  о
   признании      противоречащим     федеральному     законодательству
   постановления правительства Саратовской области от 5  октября  2004
   года  N  216-П  "Об утверждении Правил предоставления  гражданам  и
   юридическим   лицам   прав   на   находящиеся   в   государственной
   собственности    земельные   участки"   по   кассационным    жалобе
   правительства Саратовской области и представлению участвовавшего  в
   деле  прокурора на решение Саратовского областного суда от 14  июня
   2005  года,  которым  постановлено:  "Заявление  администрации   г.
   Саратова   удовлетворить.   Признать  недействующим   постановление
   правительства Саратовской области от 5 октября 2004  года  N  216-П
   "Об  утверждении  Правил  предоставления  гражданам  и  юридическим
   лицам   прав   на   находящиеся  в  государственной   собственности
   земельные  участки".  В соответствии со ст.  35  Закона  Российской
   Федерации  "О  средствах массовой информации" обязать правительство
   Саратовской  области  опубликовать сообщение  о  настоящем  решении
   суда  в  средстве  массовой информации, в котором  был  опубликован
   данный нормативный правовой акт".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Макарова  Г.В., объяснения представителя правительства  Саратовской
   области  Асташкина  А.Н., представителей мэра  и  администрации  г.
   Саратова  Михайловой  Л.Л. и Дубровиной О.А., заключение  прокурора
   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации  Гончаровой   Н.Ю.,
   полагавшей  решение  суда подлежащим отмене, Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       5  октября 2004 года правительством Саратовской области принято
   постановление   N  216-П  "Об  утверждении  Правил   предоставления
   гражданам    и   юридическим   лицам   прав   на   находящиеся    в
   государственной  собственности  земельные  участки",  вступившее  в
   силу с 19 октября 2004 года.
       Администрация  г.  Саратова обратилась в  суд  с  заявлением  о
   признании   данного  постановления  недействующим  по  мотиву   его
   противоречия  требованиям  федерального  законодательства  и   иным
   нормативным  правовым актам, а также нарушения компетенции  органов
   местного  самоуправления,  прав  и  законных  интересов  граждан  и
   организаций  на предоставление земельных участков на территории  г.
   Саратова.  В частности, отмечается, что оспариваемым постановлением
   за  Комитетом  по  управлению имуществом области  закреплено  право
   принятия  решения  о  предоставлении  юридическим  лицам,  а  также
   гражданам  и  юридическим  лицам  совместно  земельного  участка  в
   соответствии  со ст. 36 Земельного кодекса РФ (в собственность  или
   в  аренду по желанию заявителя), что противоречит ст. 28  и  п.  14
   ст.  43  Федерального закона от 21 декабря 2001 года  N  178-ФЗ  "О
   приватизации   государственного   и   муниципального    имущества",
   которыми   установлено,   что   до  разграничения   государственной
   собственности  на землю решение о приватизации земельных  участков,
   не   отнесенных  в  соответствии  с  законодательством   Российской
   Федерации  к  собственности Российской Федерации или  собственности
   субъектов   Российской  Федерации,  принимают:  органы,   принявшие
   решение  о  приватизации  находящихся на  этих  земельных  участках
   объектов   недвижимости;   органы,  уполномоченные   Правительством
   Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на  которых
   находятся  иные  объекты  недвижимости. Оспариваемое  постановление
   противоречит  и  Постановлению Правительства РФ от 7  августа  2002
   года   N   576   "О  порядке  распоряжения  земельными   участками,
   находящимися  в  государственной  собственности,  до  разграничения
   государственной собственности на землю", согласно которому  решение
   о  приватизации земельных участков, на которых расположены  объекты
   недвижимого  имущества, приобретенные в собственность гражданами  и
   юридическими   лицами,   принимаются  Министерством   имущественных
   отношений Российской Федерации (его территориальными органами) -  в
   случае  приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся  в
   федеральной     собственности,     и     уполномоченным     органом
   государственной  власти субъекта Российской Федерации  -  в  случае
   приобретения   объектов   недвижимого  имущества,   находящихся   в
   собственности  субъектов Российской Федерации, а  также  в  случае,
   если   земельные  участки  были  предоставлены  в  соответствии   с
   решением   органа   государственной  власти   субъекта   Российской
   Федерации,  а  также  органом  местного  самоуправления  -  в  иных
   случаях.  Пункты  7,  9  оспариваемого  постановления  противоречит
   Конституции  РФ,  Гражданскому кодексу  РФ,  ФЗ  "О  конкуренции  и
   ограничении  монополистической деятельности на товарных  рынках"  в
   части  приобретения  и  осуществления  физическими  и  юридическими
   лицами   гражданских  прав  и  равенства  последних.   Оспариваемое
   постановление   является   неисполнимым   в   части    установления
   сокращенных   сроков   для   принятия  решения   о   предоставлении
   земельного  участка  либо  об  отказе  в  его  предоставлении.  При
   возложении  постановлением  определенных  обязанностей  на   органы
   местного  самоуправления со стороны субъекта  РФ  не  предусмотрено
   передачи  финансовых средств в качестве расходов на его выполнение,
   что  не  соответствует требованиям Федерального закона N 154-ФЗ  от
   22  августа  1995  года  "Об  общих принципах  организации  органов
   местного самоуправления в Российской Федерации".
       По   делу   постановлено  приведенное  выше  решение,   которое
   мотивировано  тем, что оспариваемым постановлением и  утвержденными
   им  Правилами регулируется вопрос распоряжения субъектом Российской
   Федерации  землями, не разграниченными по собственности. Основанием
   к  их принятию послужили положения части 1 ст. 4 Закона Саратовской
   области от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО "О земле", в то время как  эта
   норма  принята  Саратовской  областной Думой  с  превышением  своих
   полномочий  и  выходом  за  пределы  своей  компетенции   в   части
   закрепления  за  субъектом Российской Федерации в лице  Саратовской
   области  права  на  распоряжение  землями,  не  разграниченными  по
   собственности.
       В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением суда,
   ставится   вопрос  о  его  отмене  и  направлении  дела  на   новое
   рассмотрение.  В  обоснование  жалобы  отмечается   то,   что   при
   обоснованности суждения в части того, что оспариваемый акт  основан
   на  положении  ч. 1 ст. 4 Закона области "О земле", вывод  по  делу
   является  ошибочным, так как неправильным является признание  судом
   неправомерной  вышеуказанной нормы Закона области.  Согласно  п.  4
   Правил,  утвержденных  постановлением правительства  области  от  5
   октября  2004 года N 216-П, они носят рекомендательный  характер  и
   для  органов  местного самоуправления, а поэтому не могут  нарушать
   права  органов  местного самоуправления, в частности  администрации
   г. Саратова.
       В  кассационном представлении также ставится вопрос  об  отмене
   решения   суда   и  направлении  дела  на  новое  рассмотрение,   в
   обоснование    чего    указывается   на   то,    что    федеральным
   законодательством   предусмотрена  возможность  установления   иных
   органов,  уполномоченных  на распоряжение земельными  участками  до
   разграничения государственной собственности на землю, в решении  не
   указано,  какие  принципы местного самоуправления  нарушены  ст.  4
   Закона  области  "О  земле".  Не  указано  доказательств  нарушения
   компетенции   органов  местного  самоуправления.   ФЗ   "Об   общих
   принципах    организации    местного    самоуправления    в     РФ"
   устанавливается порядок управления муниципальной собственностью,  к
   которой  разграничения государственной собственности  на  землю  не
   относятся.
       Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы  и
   представления,  Судебная коллегия по гражданским  делам  Верховного
   Суда РФ находит их подлежащими удовлетворению.
       Как  следует  из  текста решения по данному делу,  определяющим
   обстоятельством  удовлетворения требования заявителя  является  то,
   что  оспариваемые постановление и утвержденные им Правила  основаны
   на  положениях ч. 1 ст. 4 Закона Саратовской области от 21 мая 2004
   года  N  23-ЗСО  "О земле", в то время как эта норма,  регулирующая
   порядок  распоряжения землями, не разграниченными по собственности,
   принята за пределами компетенции областного законодателя.
       Решение  суда  подлежит  отмене,  так  как  приведенные  в  его
   обоснование  доводы  не  могут  быть признаны  правильными.  Анализ
   действующего  законодательства указывает на то, что законодательный
   орган  Саратовской  области  полномочен был  принять  вышеуказанный
   Закон  "О  земле" и установить порядок распоряжения находящимися  в
   государственной  собственности землями, а  следовательно,  является
   правомерным  оспариваемое  по данному делу  постановление.  Решение
   Саратовского областного суда по делу об оспаривании Закона  области
   "О  земле"  отменено в кассационной инстанции, и  по  делу  принято
   новое  решение,  которым  признана законность  ч.  1  ст.  4  этого
   Закона.
       На  основании  изложенного,  руководствуясь  ст.  361  ГПК  РФ,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Саратовского  областного суда от  14  июня  2005  года
   отменить   и  принять  новое  решение,  которым  администрации   г.
   Саратова отказать в удовлетворении заявления.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz