ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2005 года
Дело N 86-Г05-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Емышевой В.А.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению А.
о признании недействующим с момента принятия пункта 1 ст. 9 в
части слова "внеочередных" Закона Владимирской области
"Избирательный кодекс Владимирской области" от 13 февраля 2003
года N 10-ОЗ, по кассационной жалобе А., Лакинского городского
Совета народных депутатов Владимирской области на решение
Владимирского областного суда от 05.07.2005, которым в
удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Емышевой В.А., объяснения А., представителя Лакинского городского
Совета народных депутатов Владимирской области Малаховского С.П.,
поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей
администрации Владимирской области Земскова В.А., Законодательного
Собрания Владимирской области Попова М.Е., возражавших против
удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника
Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М.,
полагавшей отменить решение суда, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с
момента принятия пункта 1 ст. 9 Избирательного кодекса в части,
устанавливающей укороченный срок полномочий для главы
муниципального образования избранного на "внеочередных" выборах по
тем основаниям, что эта норма противоречит Федеральному закону "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N
67-ФЗ, в котором отсутствует понятие "внеочередные выборы", а лишь
предусмотрена возможность назначения повторных и дополнительных
выборов (ст. 72). При этом возможность проведения дополнительных
выборов предусмотрена лишь в случае досрочного прекращения
полномочий депутата, но не выборного должностного лица.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 8, подп. 6 п. 1 ст. 8
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N
154-ФЗ и вступившая в силу ст. 34 (п. 3) Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 муниципальные
образования устанавливают своими уставами срок полномочий органов
местного самоуправления.
Заявитель указывает на то, что оспариваемой нормой нарушены его
права, т.к. в декабре 2003 года он избран главой Лакинского
муниципального образования сроком на 4 года в связи с досрочным
прекращением полномочий главы города. Однако на основании
оспариваемой нормы закона на 16 октября 2005 г. вновь назначены
выборы главы муниципального образования.
05.07.2005 Владимирским областным судом постановлено
приведенное выше решение.
А. и Лакинский городской Совет народных депутатов Владимирской
области подали кассационные жалобы, в которых просят решение
отменить и принять новое, которым удовлетворить заявление.
Полагают, что суд неправильно применил и истолковал материальный
закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному
закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении
соответствующего заявления.
Пунктом 1 ст. 9 Закона Владимирской области N 10-ОЗ от
13.02.2003 г. (в редакции Закона N 104-ОЗ от 14.07.2005 г.)
установлено, что губернатор области, депутаты Законодательного
Собрания области избираются сроком на 4 года, а глава (глава
администрации) муниципального образования, депутаты
представительных органов местного самоуправления - на срок,
определенный в уставе соответствующего муниципального образования,
за исключением избранных на внеочередных, дополнительных,
повторных выборах или на выборах, проведенных с учетом норм пункта
4 статьи 34 настоящего Кодекса. Срок полномочий губернатора
области, депутатов Законодательного Собрания области, главы (главы
администрации) муниципального образования, депутата
представительного органа местного самоуправления, избранных на
внеочередных, дополнительных, повторных выборах или на выборах,
проведенных с учетом норм пункта 4 статьи 34 настоящего Кодекса,
продолжается до очередных выборов.
В п. 11 статьи 3 Избирательного кодекса дано понятие
внеочередных выборов, как выборов в законодательный
(представительный) орган государственной власти области и
представительные органы местного самоуправления, выборного
должностного лица, в случае досрочного прекращения их полномочий.
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от
6 октября 1999 года N 184-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон
N 184-ФЗ) субъекты Российской Федерации вправе осуществлять
собственное правовое регулирование по предметам совместного
ведения до принятия федеральных законов. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с данными федеральными законами в течение трех
месяцев (до 4 июля 2003 года аналогичная норма содержалась в п. 2
ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ).
Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ)
определяет основные гарантии реализации гражданами Российской
Федерации конституционного права на участие в выборах и
референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий
Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей
территории Российской Федерации. Федеральными конституционными
законами, иными федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим
Федеральным законом (п. 3 ст. 1).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ установлено,
что законодательство Российской Федерации о выборах составляют
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов
Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах,
принимаемые в Российской Федерации.
Установление порядка проведения выборов в органы местного
самоуправления на территории субъекта Российской Федерации
отнесено Федеральным законом N 184-ФЗ (пп. "в" п. 2 ст. 5), п. 2
ст. 23 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" к полномочиям законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проанализировав указанные нормы Федерального закона, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку
вопрос о досрочном прекращении полномочий главы (главы
администрации) муниципального образования и порядке назначения и
проведения выборов, сроков полномочий в случае досрочного
прекращения полномочий ранее избранного должностного лица
федеральным законом не урегулирован, в силу природы совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов Владимирская область
как субъект Российской Федерации в отсутствии федерального закона
была вправе принять собственные правовые акты по этому вопросу.
Нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемая
норма противоречит Федеральному закону N 67-ФЗ, т.к. в нем
отсутствует понятие "внеочередные" выборы, поскольку отсутствие
такого понятия само по себе не свидетельствует о противоречии
правовой нормы федеральному закону.
В то же время понятие внеочередных выборов дано в Федеральном
законе N 184-ФЗ. Внеочередные выборы согласно этому Закону (п. п.
4, 5 ст. 9, п. 11 ст. 19) проводятся в случае досрочного
прекращения полномочий законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации или высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) (в редакции, действовавшей на момент
принятия оспариваемого Закона).
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что оспариваемая
норма устанавливает срок полномочий, в то время как это отнесено
федеральным законом к полномочиям органа местного самоуправления,
основанием к отмене решения суда не является, поскольку указанной
нормой не устанавливается срок полномочий органов местного
самоуправления, а указано, что эти органы избираются на срок,
определенный в соответствующем уставе муниципального образования.
Вместе с тем оспариваемая норма регламентирует порядок выборов
лиц, избранных на внеочередных выборах.
Таким образом, пункт 1 статьи 9 Избирательного кодекса,
содержащий оспариваемое положение, не противоречит правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в
постановлениях от 24 января 1997 года N 1-П по делу о проверке
конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996
года "О системе органов государственной власти в Удмуртской
Республике" и от 30 ноября 2000 года N 15-П по делу о проверке
конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона)
Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и
дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области", поскольку
предоставляет муниципальным образованиям возможность
самостоятельно определять в уставах сроки полномочий органов
местного самоуправления и не регулирует вопросы досрочного
прекращения полномочий данных органов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона Владимирской
области от 29 мая 1997 года N 24-ОЗ "О местном самоуправлении во
Владимирской области" глава муниципального образования может
избираться как гражданами, так и соответствующим Советом из его
состава. И, следовательно, в этом случае глава муниципального
образования избирается на меньший срок, так как этот срок
ограничен сроком полномочий Совета, избравшего его из своего
состава.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда о
том, что оспариваемая заявителем правовая норма принята
Законодательным Собранием Владимирской области в пределах своей
компетенции по предмету совместного ведения и не противоречит
федеральному законодательству.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения в
суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в
решении суда, признаны несостоятельными.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение
обжалованного судебного акта по основаниям статьи 364 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Владимирского областного суда от 05.07.2005 оставить
без изменения, а кассационные жалобы А., Лакинского городского
Совета народных депутатов Владимирской области - без
удовлетворения.
|