ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2005 года
Дело N 55-Г05-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании 28 сентября 2005 г.
гражданское дело по кассационной жалобе Н. на решение Верховного
Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2005 г., которым ему отказано
в удовлетворении заявления об оспаривании отказа избирательной
комиссии Республики Хакасия в рассмотрении ходатайства и
регистрации инициативной группы по проведению местного референдума
в поселке городского типа Черемушки.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия
избирательной комиссии Республики Хакасия и просил признать
незаконным отказ в рассмотрении ходатайства и регистрации
инициативной группы по проведению местного референдума в поселке
городского типа Черемушки.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что
образованная в поселке Черемушки инициативная группа по проведению
местного референдума по вопросу создания в поселке
самостоятельного муниципального образования обратилась с
ходатайством о регистрации в избирательную комиссию Республики
Хакасия, поскольку избирательная комиссия поселка Черемушки не
вправе принимать такое решение ввиду неполного состава, а
представительный орган местного самоуправления отсутствует в связи
со сложением депутатами своих полномочий. Однако решение по
ходатайству принято не было, чем, по мнению заявителя, нарушено
требование ч. 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 31 мая 2002
года "О местном референдуме в Республике Хакасия".
Кроме того, заявитель полагает, что указание в ответе
избирательной комиссии РХ на то, что по вопросу регистрации
инициативная группа должна обращаться в территориальную
избирательную комиссию города Саяногорска необоснованно, так как
муниципальное образование город Саяногорск с включением в него
поселка Черемушки в установленном порядке не создано.
В судебном заседании заявитель пояснил, что обязанность
избирательной комиссии РХ зарегистрировать инициативную группу
вытекает из положения статьи 16 вышеуказанного Закона РХ,
предусматривающего, что указанная комиссия осуществляет подготовку
и проведение местного референдума.
Представитель избирательной комиссии РХ в судебном заседании
против удовлетворения заявления Н. возражал, пояснив, что в
соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" инициативная группа по проведению
референдума должна обращаться в избирательную комиссию
соответствующего уровня. Законом РХ "О местном референдуме в
Республике Хакасия" установлено, что инициативную группу
регистрирует соответствующая избирательная комиссия муниципального
образования. Новая редакция названного Закона РХ не наделяет
избирательную комиссию Республики какими-либо полномочиями по
регистрации такой инициативной группы, в связи с чем решение по
заявлению не принималось, а заявителю даны письменные разъяснения.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2005
г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Н. поставлен вопрос об отмене решения
суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу пункта 54 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002
года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями) местный референдум
проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами,
конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации,
уставом муниципального образования.
Согласно пункту 8 статьи 20 названного Федерального закона
компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и
проведении референдумов субъектов Российской Федерации, местных
референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом,
конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта
Российской Федерации, местного референдума установлен статьей 36
вышеуказанного Федерального закона, согласно пункту второму
которой инициативная группа по проведению референдума обращается в
избирательную комиссию соответствующего уровня, действующую со дня
обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума, с
ходатайством о регистрации группы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия
от 31 мая 2002 года N 24 "О местном референдуме в Республике
Хакасия" (с последующими изменениями) инициативная группа по
проведению местного референдума обращается с ходатайством о
регистрации группы в избирательную комиссию муниципального
образования, которая со дня обращения инициативной группы
действует в качестве комиссии местного референдума.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Н., будучи
членом образованной 16 декабря 2004 года инициативной группы по
проведению в поселке городского типа Черемушки местного
референдума по вопросу создания самостоятельного муниципального
образования, обратился в Избирательную комиссию Республики Хакасия
с заявлением о регистрации инициативной группы.
Между тем, как правильно указал суд, вышеприведенными нормами
Федерального закона и Закона Республики Хакасия регистрация
инициативной группы по проведению местного референдума к
компетенции избирательной комиссии Республики не отнесена, и она
не вправе действовать, в данном случае, в качестве комиссии
местного референдума.
Ссылка на положение пункта 2 статьи 8 вышеназванного Закона РХ
о том, что избирательная комиссия РХ действует в качестве
территориальной комиссии местного референдума в случае отсутствия
представительного органа местного самоуправления обоснованно
отвергнута судом, поскольку указанное положение утратило силу с
принятием Закона РХ от 9 января 2003 года N 78 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики Хакасия "О местном
референдуме в Республике Хакасия".
Правильно суд исходил и из того, что не предусматривает
полномочий избирательной комиссии Республики по регистрации
инициативной группы и статья 16 указанного Закона РХ, на которую
Н. ссылался в обоснование своих требований в судебном заседании.
Такое полномочие закреплено за избирательной комиссией
муниципального образования (п. 2 ст. 8 этого Закона).
При наличии специальной нормы ссылка в кассационной жалобе на
ч. 1 ст. 16 названного Закона является несостоятельной.
Довод об отсутствии нижестоящей избирательной комиссии, в
которую можно было бы обратиться с ходатайством о регистрации
инициативной группы, опровергается решением избирательной комиссии
Республики Хакасия от 28 октября 2003 г. N 8/68-4 (л.д. 47).
С учетом изложенного нельзя согласиться с утверждением Н. о
том, что жители пгт. Черемушки лишены возможности реализовать
право на проведение местного референдума.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2005 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без
удовлетворения.
|