ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 1515-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой
программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы",
включающей подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация
инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы".
2. Определить Минздравсоцразвития России государственным
заказчиком-координатором Федеральной целевой программы "Социальная
поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа), а
Минобороны России, МВД России и Росздрав - государственными
заказчиками Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета
составляет 2146,7 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России и
МВД России разработать проект Программы и в установленном порядке
представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2005 г. N 1515-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов
(1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек).
Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе
более 1 млн. человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и
травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи
и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и
учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими
причинами.
Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и
детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек
(1995 год) до 613 тыс. человек (2004 год).
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых
действий и военной травмы.
С принятием Федерального закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" изменились подходы к решению проблем,
связанных с инвалидностью.
Одной из важнейших задач стало формирование системы комплексной
многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблему
интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Решение этой задачи осуществлялось в рамках Федеральной целевой
программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы",
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
14 января 2000 г. N 36 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 4, ст. 393).
Общий объем финансирования указанной Федеральной целевой
программы за счет средств федерального бюджета составил 1524,2
млн. рублей, из них: 342 млн. рублей - государственные инвестиции,
37,1 млн. рублей - средства, выделенные на проведение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ, и 1145,1 млн.
рублей - средства, выделенные на прочие нужды.
В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению
материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-
социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной
техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и
региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство
новые технические средства реабилитации. Общероссийским
общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей
на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий,
находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на
государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9
протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные
унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-
восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-
Петербург).
В результате реализации указанной Федеральной целевой программы
более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной
деятельности.
Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что
сформированы основы современных систем медико-социальной
экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.
Однако пока это не позволяет в полной мере решать проблемы
реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными
возможностями.
Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста
вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются
современными техническими средствами реабилитации. Существующая
сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для
инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296
отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального
обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не
удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
в реабилитационных услугах. При этом эффективность
реабилитационных мероприятий невысока (восстановить
трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается
пока только 3 - 5 процентам инвалидов). Объекты социальной
инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа
инвалидов.
Улучшение условий жизни инвалидов в соответствии с положениями
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. является одной из
приоритетных задач Правительства Российской Федерации.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с
инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом
объективных причин, в том числе:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации
инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку
и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных
по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по
объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и
научно-технических проектов;
потребностью в координации усилий органов государственной
власти различных уровней и негосударственных организаций, в том
числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых
программ по социальной поддержке инвалидов использование
программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным
для создания в Российской Федерации развитой системы комплексной
реабилитации как основного средства интеграции инвалидов в
общество.
III. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
В случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без
использования программно-целевого метода, по экспертным оценкам,
произойдет снижение показателя реабилитации инвалидов до 2 - 2,5
процентов, что приведет к увеличению количества инвалидов на 50 -
70 тыс. человек ежегодно.
IV. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Вариантов оптимального решения проблемы реабилитации инвалидов,
интеграции их в общество, которые были бы альтернативой программно-
целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в
социальной практике не отмечено.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы
программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-
экономической ситуации в стране, возникновение крупных техногенных
аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов.
Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня
населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в проведении
медико-социальной экспертизы и реабилитационных услугах,
уменьшение объема финансирования программных мероприятий.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Решение проблем, связанных с инвалидностью, в том числе
создание в Российской Федерации разветвленной системы комплексной
реабилитации инвалидов, - процесс, который может занять несколько
десятилетий.
Основным объективным показателем поэтапного решения указанных
проблем является увеличение количества инвалидов, которым в
результате осуществления комплекса специально организованных
реабилитационных и интеграционных мероприятий удалось полностью
(реабилитированные инвалиды) или частично (частично
реабилитированные инвалиды) преодолеть имевшиеся ограничения
жизнедеятельности.
Применение программно-целевого метода в виде Федеральной
целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010
годы" (далее - Программа) даст возможность в течение ближайших 5
лет увеличить показатель интеграции инвалидов в общество до 6,5
процентов.
В более отдаленной перспективе при условии продолжения
целенаправленных усилий по решению проблем, связанных с
инвалидностью, и использования адекватных ресурсов можно
рассчитывать на постепенный рост количества реабилитированных
инвалидов: до 7 процентов к 2015 году и до 7,5 процентов к 2020
году, что сравнимо с показателями развитых стран.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам
Целями Программы являются создание условий для реабилитации и
интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их
жизни.
Основные задачи Программы:
создание системы реабилитационных и экспертных организаций,
обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;
дальнейшее развитие реабилитационной индустрии как промышленной
основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование
национального рынка технических средств реабилитации и
реабилитационных услуг;
оснащение оборудованием реабилитационных организаций;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры;
осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся
в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов,
в целях создания дополнительных рабочих мест.
Решение этих задач позволит сократить количество инвалидов, а
также ежегодно возвращать к профессиональной, общественной и
бытовой деятельности до 150 - 160 тыс. человек.
В этих целях потребуется осуществить комплекс мероприятий по
следующим взаимосвязанным направлениям:
совершенствование деятельности организаций, осуществляющих
медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
расширение номенклатуры предоставляемых инвалидам технических
средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и
внедрение современных технологий реинтеграции инвалидов в
общество, создание оптимальной для инвалидов среды
жизнедеятельности;
дальнейшее развитие сотрудничества с общероссийскими
общественными организациями инвалидов в целях обеспечения трудовой
занятости инвалидов.
В рамках первого направления предусматривается создание
современных моделей организаций, осуществляющих медико-социальную
экспертизу и реабилитацию инвалидов, улучшение научно-
методического и материально-технического обеспечения их
деятельности. Важное значение имеет создание и внедрение единой
информационной интегрированной системы, обеспечивающей эффективное
взаимодействие федеральных государственных учреждений медико-
социальной экспертизы, исполнительных органов Фонда социального
страхования Российской Федерации и протезно-ортопедических
предприятий.
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить эффективность
реализации предлагаемых программных мероприятий, станут внедрение
инновационных моделей освидетельствования граждан, новых моделей
деятельности главного бюро медико-социальной экспертизы по
субъекту Российской Федерации, филиала главного бюро медико-
социальной экспертизы и реабилитационных учреждений, ежегодное
оснащение (в течение 5 лет) современным оборудованием 16 - 19
федеральных государственных учреждений медико-социальной
экспертизы, а также переоборудование 11 федеральных
реабилитационных учреждений.
Показателями эффективности реализации программных мероприятий,
предусматриваемых в рамках этого направления, являются:
увеличение количества инвалидов, которым по результатам
переосвидетельствования снижена тяжесть инвалидности: 2005 год
(прогноз) - 8,7 процента, 2006 год - 9,6 процента, 2007 год - 10,7
процента, 2008 год - 11,9 процента, 2009 год - 12,9 процента и
2010 год - 14,2 процента;
увеличение количества инвалидов, которым учреждениями
социальной сферы обеспечивается сопровождение реализации
индивидуальных программ реабилитации: 2005 год (прогноз) - 265,4
тыс. человек, 2006 год - 290 тыс. человек, 2007 год - 314 тыс.
человек, 2008 год - 344,4 тыс. человек, 2009 год - 372 тыс.
человек и 2010 год - 407 тыс. человек.
Второе направление предполагает увеличение объема и расширение
номенклатуры предлагаемых инвалидам технических средств
реабилитации, создание условий для беспрепятственного доступа
инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Намечается реализовать комплекс программных мероприятий,
включающих в себя:
внедрение в производство новых моделей кресел-колясок
различного функционального назначения (целевой индикатор
реализации - серийное производство не менее 1 новой модели
ежегодно);
внедрение в производство новых технических средств реабилитации
инвалидов с нарушением функции зрения (целевой индикатор
реализации - серийное производство 2 новых моделей тифлосредств);
внедрение в производство новых технических средств реабилитации
инвалидов с нарушением функции слуха (целевой индикатор реализации
- серийное производство 2 новых моделей сурдотехники);
оснащение реабилитационных учреждений уникальными системами
кохлеарной имплантации (целевой индикатор реализации -
реабилитация группы инвалидов с тотальной глухотой);
создание системы ремонта и обслуживания технических средств
реабилитации инвалидов (целевой индикатор реализации -
оборудование 5 пилотных межрегиональных центров технического
обслуживания индивидуальных средств реабилитации на базе
федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических
предприятий).
Для обеспечения деятельности организаций реабилитационной
индустрии в соответствии с современными требованиями предлагается
разработать 12 проектов национальных стандартов, регламентирующих
качество и технологические параметры технических средств
реабилитации.
Полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только
при обеспечении им беспрепятственного доступа к объектам
социальной инфраструктуры, для чего в рамках Программы намечается
реализовать следующие мероприятия:
разработка не менее 10 проектов национальных стандартов,
регламентирующих требования по обеспечению беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
серийное производство средств малой механизации, подъемных
устройств и вспомогательных приспособлений для инвалидов с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (целевой
индикатор реализации - серийное производство отдельных видов
средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных
приспособлений);
оснащение находящихся в федеральной собственности объектов
реабилитации инвалидов специальным оборудованием (целевой
индикатор реализации - оснащение ежегодно 1 федерального
реабилитационного учреждения либо 1 протезно-ортопедического
предприятия оборудованием, обеспечивающим беспрепятственный доступ
инвалидов к этим объектам);
оснащение телепрограмм устройствами скрытого субтитрирования
для внедрения их в систему вещания на государственных российских
телеканалах.
Для развития отечественного протезостроения, разработки и
применения современных реабилитационных технологий оказания
протезно-ортопедической помощи инвалидам, улучшения научно-
методического обеспечения деятельности протезно-ортопедических
организаций предусматривается реализация следующих программных
мероприятий:
совершенствование инфраструктуры и внедрение инновационных
моделей протезно-ортопедических предприятий и учреждений (целевой
индикатор реализации - создание на базе федеральных
государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий
новых моделей предприятий с центром технического обслуживания
средств реабилитации и стационаром сложного протезирования);
внедрение новых технологий протезостроения, обеспечивающих
улучшение эксплуатационных характеристик протезно-ортопедических
изделий (целевой индикатор реализации - внедрение на отдельных
протезно-ортопедических предприятиях ежегодно не менее 1 вида
протезов: протеза нижних конечностей для первичного
протезирования, протеза искусственной стопы, обеспечивающей
основные функции при ходьбе, протеза верхних конечностей с
современным внешним источником энергии и протеза нижних
конечностей для занятий спортом).
Обязательным условием устойчивого развития протезостроения в
Российской Федерации является совершенствование научно-
методического обеспечения деятельности протезно-ортопедических
предприятий и учреждений. Учитывая это, предполагается включить в
проект Программы мероприятия, эффективность реализации которых
возможно оценить по следующим целевым индикаторам:
разработка и утверждение ежегодно не менее 3 проектов
национальных стандартов и технических регламентов по различным
вопросам деятельности протезно-ортопедических предприятий и
учреждений;
разработка моделей функционирования протезно-ортопедических
предприятий и учреждений различного типа;
разработка не менее 6 новых образцов материалов для
производства протезно-ортопедических изделий и их компонентов;
разработка 4 новых моделей протезно-ортопедических изделий,
отвечающих современным требованиям.
В состав программных мероприятий планируется включить
подготовку и издание учебно-методических материалов, проведение в
5 федеральных округах научно-практических конференций по
актуальным проблемам медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, разработку учебных программ и учебных планов для
повышения квалификации руководителей и специалистов федеральных
учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных
учреждений и протезно-ортопедических предприятий и учреждений.
Показателем эффективности реализации программных мероприятий,
предусматриваемых в рамках этого направления, является увеличение
количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами
реабилитации нового типа:
протезно-ортопедическими изделиями: в 2005 году (прогноз) - 35
процентов инвалидов от количества имеющих потребность в этих
изделиях, в 2006 году - 43 процента, в 2007 году - 53 процента, в
2008 году - 62 процента, в 2009 году - 72 процента, в 2010 году -
85 процентов;
креслами-колясками: в 2005 году (прогноз) - 27 процентов
инвалидов от количества имеющих потребность в этих изделиях, в
2006 году - 32 процента, в 2007 году - 40 процентов, в 2008 году -
50 процентов, в 2009 году - 63 процента, в 2010 году - 75
процентов;
тифлосредствами: в 2005 году (прогноз) - 33 процента инвалидов
от количества имеющих потребность в этих изделиях, в 2006 году -
42 процента, в 2007 году - 52 процента, в 2008 году - 64 процента,
в 2009 году - 72 процента, в 2010 году - 77 процентов;
сурдосредствами: в 2005 году (прогноз) - 28 процентов инвалидов
от количества имеющих потребность в этих изделиях, в 2006 году -
35 процентов, в 2007 году - 47 процентов, в 2008 году - 59
процентов, в 2009 году - 74 процента, в 2010 году - 82 процента.
Третье направление предполагает осуществление мер, направленных
на государственную поддержку общероссийских общественных
организаций инвалидов в целях создания на предприятиях,
находящихся в их собственности, новых рабочих мест для инвалидов.
В рамках указанного направления планируется осуществлять
мероприятия по модернизации предприятий Всероссийского общества
инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества
глухих и Общероссийской общественной организации инвалидов войны в
Афганистане.
Показателем эффективности реализации программных мероприятий,
предусматриваемых в рамках этого направления, является создание
рабочих мест для инвалидов: в 2006 году - не менее 560, в 2007
году - не менее 120, в 2008 году - не менее 770, в 2009 году - не
менее 1470 и в 2010 году - не менее 1320. Всего на предприятиях
общероссийских общественных организаций инвалидов планируется
создать не менее 4250 рабочих мест.
В рамках Программы намечается осуществить ряд инвестиционных
проектов, в том числе:
завершить реконструкцию зданий протезно-ортопедических
предприятий (г. г. Самара и Пятигорск);
открыть пансионат при протезно-ортопедическом предприятии (г.
Орел);
завершить реконструкцию федеральных лечебно-оздоровительных
учреждений "Санаторий имени Сеченова" (г. Ессентуки,
Ставропольский край) и "Санаторий "Авангард" (г. Сочи), а также
профессионального образовательного учреждения для инвалидов
федерального государственного учреждения "Михайловский
экономический колледж-интернат" (г. Михайлов, Рязанская область);
завершить строительство восстановительного реабилитационного
центра в составе федерального государственного учреждения
"Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" и здания для
размещения федерального государственного учреждения "Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ростовской области";
разработать проектно-сметную документацию на строительство
главных бюро медико-социальной экспертизы по Читинской,
Ярославской, Смоленской и Рязанской областям;
осуществить строительство госпиталя для ветеранов и инвалидов
войны (г. Пенза).
В состав Программы предполагается включить подпрограмму
"Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых
действий и военной травмы" (далее - подпрограмма), разработка
которой осуществлена во исполнение пункта 3 поручения Президента
Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N Пр-218.
Основной целью подпрограммы является создание на
государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан,
уволенных с военной службы и из правоохранительных органов,
пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при
проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами
(далее - инвалиды вследствие боевых действий и военной травмы),
усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни.
В рамках подпрограммы планируется:
осуществить разработку и внедрение инновационных моделей
реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых
действий и военной травмы, а также современных технологий их
реабилитации;
осуществить мероприятия по профессиональной переподготовке и
повышению квалификации, в том числе с использованием
дистанционного обучения, инвалидов вследствие боевых действий и
военной травмы;
оснастить находящиеся в федеральной собственности объекты
реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
специальным оборудованием и приспособлениями в целях обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к этим объектам;
подготовить и издать учебно-методические пособия и руководства
для повышения квалификации специалистов реабилитационных
учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной
травмы;
провести семинары и конференции по проблемам реабилитации
инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
разработать и утвердить проекты национальных стандартов
деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие
боевых действий и военной травмы, провести научные исследования по
изучению особенностей патологических состояний, развивающихся в
результате полученной боевой травмы, и по вопросам реабилитации
инвалидов этой категории;
создать в лечебно-профилактических учреждениях реабилитационные
отделения для обеспечения психологической и профессиональной
реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
и оснастить эти отделения современным реабилитационным
оборудованием;
осуществить строительство и реконструкцию реабилитационных
учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной
травмы.
Эффективность предлагаемых программных мероприятий будет
оцениваться при помощи следующих целевых индикаторов:
возврат к профессиональной, общественной и бытовой деятельности
(реабилитация) 20850 инвалидов вследствие боевых действий и
военной травмы;
обучение по новой профессии 2000 инвалидов вследствие боевых
действий и военной травмы;
создание 5 новых моделей реабилитационных учреждений для
инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;
организация 8 отделений восстановительного лечения на базе
военных госпиталей и оснащение их современным реабилитационным
оборудованием;
открытие реабилитационного центра Минобороны России и
завершение реконструкции центра восстановительной медицины и
реабилитации МВД России.
Интегральные показатели хода реализации Программы приведены в
Приложении N 1.
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет
средств федерального бюджета (ориентировочно - 2146,7 млн.
рублей), а также за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов
Российской Федерации начиная с 2007 года в части мер социальной
поддержки и социального обслуживания инвалидов (ориентировочно -
97 млн. рублей). При этом субъекты Российской Федерации могут
разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые за
счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и
классификационными признаками, применяемыми для программы,
реализуемой на федеральном уровне. Предполагается привлечь также
внебюджетные источники - средства общероссийских общественных
организаций инвалидов (ориентировочно - 1599,2 млн. рублей). На
финансирование подпрограммы из общего объема средств федерального
бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, ориентировочно
планируется направить 523,09 млн. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы
приведены в Приложении N 2.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального
бюджета рассчитан в ценах соответствующих лет.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит
дальнейшее формирование комплексной системы реабилитации и
интеграции инвалидов, что позволит достичь основного ожидаемого
социального эффекта, имеющего равную значимость как для инвалидов,
так и для общества в целом, - возврат к профессиональной,
общественной и бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов (из
них около 30 тыс. инвалидов вследствие боевых действий и военной
травмы).
Экономический эффект, который получит государство от реализации
Программы, составит в среднем 2,6 - 3,5 млрд. рублей ежегодно. При
этом в расчет принимается экономия средств федерального бюджета, а
также государственных внебюджетных фондов вследствие прекращения
социальных выплат гражданам, с которых в результате проведения
реабилитационных мероприятий будет снята инвалидность (пенсии по
инвалидности, ежемесячные денежные выплаты, компенсации и другие
расходы).
IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
В число федеральных органов исполнительной власти,
ответственных за формирование и реализацию Программы,
предполагается включить Минздравсоцразвития России, Минобороны
России, МВД России и Росздрав.
X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика-координатора Программы
предполагается возложить на Минздравсоцразвития России, а
государственных заказчиков Программы - на Минобороны России, МВД
России и Росздрав. Указанные федеральные органы исполнительной
власти должны стать основными разработчиками Программы и
подпрограммы.
Для методического сопровождения Программы предполагается
привлечь ведущие научные и практические учреждения, занимающиеся
проблемами инвалидов, а также общероссийские общественные
организации инвалидов.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета
планируется осуществлять по следующим направлениям: капитальные
вложения - 938,43 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы - 43,89 млн. рублей, прочие нужды - 1164,38
млн. рублей. Объемы финансирования Программы за счет средств
федерального бюджета по основным направлениям приведены в
Приложении N 3.
Реализацию предлагаемой Программы планируется проводить в 3
этапа:
первый этап (2006 год) - научная проработка основных
направлений Программы, реализация ряда других мероприятий,
предусмотренных Программой, в том числе инвестиционных проектов;
второй этап (2007 - 2008 годы) - проведение пилотных внедрений
и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с
осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их
выполнения, эффективности и результативности;
третий этап (2009 - 2010 годы) - анализ, обобщение и
распространение выработанных инновационных технологий реабилитации
инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы
социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов
будут осуществляться в течение всего периода реализации Программы.
Одновременно, учитывая, что учреждения медико-социальной
экспертизы с 2005 года переданы в федеральное ведение, а также тот
факт, что здания многих из них нуждаются в реконструкции, а для
размещения отдельных учреждений необходимо строительство зданий,
предусматривается разработка проектно-сметной документации с
последующим осуществлением строительства и реконструкции.
Целевым индикатором, позволяющим оценить эффективность
реализации мероприятий инвестиционного характера, станет
завершение строительства и реконструкции протезно-ортопедических
предприятий (или их подразделений), лечебно-оздоровительных
учреждений, колледжей-интернатов для инвалидов, учреждений медико-
социальной экспертизы и реабилитационных учреждений (или их
подразделений).
XII. Предложения по механизму формирования
мероприятий Программы
При формировании мероприятий Программы Минздравсоцразвития
России:
получает как государственный заказчик-координатор Программы от
федеральных органов исполнительной власти - государственных
заказчиков Программы, органов, осуществляющих функции по
социальной защите населения в субъектах Российской Федерации, а
также от заинтересованных общероссийских общественных организаций
инвалидов предложения о конкретных мероприятиях, которые следует
включить в Программу в рамках ее основных направлений, в том числе
предложения о расходах, необходимых для реализации этих
мероприятий, с указанием источников финансирования и
соответствующим обоснованием;
осуществляет экспертизу представленных предложений, при
необходимости направляет их на доработку;
проводит согласительные процедуры при наличии разногласий по
отдельным мероприятиям с предложившими их органами или
организациями;
формирует перечень программных мероприятий на основе
предложений, признанных целесообразными.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Предлагается вариант управления реализацией Программы,
показавший свою эффективность в процессе управления реализацией
Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на
2000 - 2005 годы".
Ежегодно Минздравсоцразвития России представляет в
Минэкономразвития России и Минфин России планируемые уточненные
показатели эффективности реализации Программы на соответствующий
год и отчитывается о ходе ее выполнения.
Минздравсоцразвития России осуществляет руководство и текущее
управление реализацией Программы, координирует деятельность
государственных заказчиков Программы, проводит анализ и формирует
предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов
Программы.
Реализация Программы (подпрограммы) осуществляется на основе
государственных контрактов на закупку и поставку продукции для
федеральных государственных нужд.
Ежеквартально Минздравсоцразвития России на основе информации,
представленной федеральными органами исполнительной власти -
государственными заказчиками Программы, готовит доклад о ходе ее
реализации, который представляется в установленном порядке в
Минэкономразвития России.
Приложение N 1
к Концепции Федеральной целевой
программы "Социальная поддержка
инвалидов на 2006 - 2010 годы"
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
----------------T-------T------T-----T------T------T------T------¬
¦ ¦Единица¦2005 ¦2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦измере-¦год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ния ¦(прог-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ноз) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+-------+------+-----+------+------+------+-------
Удельный вес процен- 5,9 6 6,1 6,3 6,4 6,5
реабилитирован- тов
ных инвалидов в
общей численно-
сти инвалидов,
ежегодно
переосвиде-
тельствуемых в
федеральных
государственных
учреждениях ме-
дико-социальной
экспертизы
Количество ре- тыс. 138,8 145 155 157 160 162
абилитированных человек
инвалидов
в том числе 1,8 2 3,05 4,55 5,35 5,9
инвалидов
вследствие
боевых
действий и
военной
травмы
Количество час- млн. 1,2 1,4 1,65 1,8 2 2,25
тично реабили- человек
тированных
инвалидов
------------------------------------------------------------------
Приложение N 2
к Концепции Федеральной целевой
программы "Социальная поддержка
инвалидов на 2006 - 2010 годы"
ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
(млн. рублей)
--------------------------T------T-------T-------T------T--------¬
¦ Источник финансирования ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
L-------------------------+------+-------+-------+------+---------
Федеральный бюджет 455 424 440,9 440,9 385,9
Бюджеты субъектов - 18 32 35 12
Российской Федерации
Внебюджетные источники 430,5 394,4 378,6 239,7 156
Итого 885,5 836,4 851,5 715,6 553,9
в том числе
подпрограммы:
федеральный бюджет 85,3 195,33 136,7 52,2 53,56
бюджеты субъектов - - - - -
Российской Федерации
внебюджетные источники - - - - -
итого 85,3 195,33 136,7 52,2 53,56
------------------------------------------------------------------
Приложение N 3
к Концепции Федеральной целевой
программы "Социальная поддержка
инвалидов на 2006 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
(млн. рублей)
--------------------------T------T--------T-------T-------T------¬
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
L-------------------------+------+--------+-------+-------+-------
Капитальные вложения 259,1 266,8 185,75 123,48 103,3
НИОКР 10,4 11,12 11,79 8,54 2,04
Прочие нужды 185,5 146,08 243,36 308,88 280,56
Итого 455 424 440,9 440,9 385,9
в том числе
подпрограммы:
капитальные вложения 40 141,74 90,19 - -
НИОКР 0,8 0,84 0,9 0,96 1
прочие нужды 44,5 52,75 45,61 51,24 52,56
итого 85,3 195,33 136,7 52,2 53,56
------------------------------------------------------------------
|