МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2005 г. N АЮ-239-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ИНФОРМАЦИОННОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ" (ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")
В целях обеспечения реализации Федеральным агентством
воздушного транспорта в установленной сфере деятельности комплекса
мер по организации обеспечения выполнения международных и
внутренних полетов в части предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и происшествий на воздушном транспорте,
включая поиск и спасание терпящих и потерпевших бедствие воздушных
судов, их пассажиров и в целях исполнения Постановления
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О
единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций", Приказа Министра транспорта Российской
Федерации от 19 июля 2005 г. N 84 "Об информационном обеспечении
при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в транспортном
комплексе, геодезии и картографии" предлагаю:
1. Утвердить требования к географической информационной системе
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (ГИС
ПАСОП) согласно Приложению N 1.
2. Утвердить требования к информационно-техническому оснащению
Главного координационного центра поиска и спасания ФГУ "Центр
ПАСОП ГА" согласно Приложению N 2.
3. Директору ФГУ "Центр ПАСОП ГА" А.А. Кузнецову организовать
разработку Технических заданий и оснащение ГКЦПС ФГУ "Центр ПАСОП
ГА" согласно Приложениям N 1, 2.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Руководителя Росавиации Г.И. Чернова.
И.о. Руководителя
А.А.ЮРЧИК
Приложение N 1
к распоряжению Росавиации
от 23 сентября 2005 г. N АЮ-239-р
ТРЕБОВАНИЯ
К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ПОИСКОВОГО
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ (ГИС ПАСОП)
Назначение и цели создания ГИС ПАСОП
ГИС ПАСОП предназначена для обеспечения информационной
поддержки специалистов органов управления воздушного транспорта
при планировании, организации и проведении аварийно-спасательных и
поисково-спасательных работ.
Целью создания и использования ГИС ПАСОП является повышение
оперативности и качества поисково-спасательных работ при
авиационных происшествиях, аварийно-спасательных работ при
возникновении нештатных ситуаций на объектах инфраструктуры
воздушного транспорта. Указанные свойства обеспечиваются путем
реализации в ГИС ПАСОП следующих возможностей:
- предоставление пользователям плановой и картографической
информации необходимой полноты и детальности на требуемые объекты
и районы работ, а также актуальных систематизированных справочных
данных по составу, состоянию и размещению сил и средств летных и
наземных формирований поисково-спасательных, аварийно-спасательных
сил и средств на объектах воздушного транспорта;
- автоматизированное решение расчетных задач по планированию
использования поисково-спасательных, аварийно-спасательных сил и
средств при проведении поисково-спасательных или аварийно-
спасательных работ;
- контроль и документирование действий поисково-спасательных,
аварийно-спасательных сил и средств в процессе выполнения поисково-
спасательных или аварийно-спасательных работ для анализа и
представления их вышестоящим органам.
Основные функциональные задачи, решаемые ГИС ПАСОП:
- формирование и ведение базы цифровых картографических
(включая электронные крупномасштабные планы объектов
инфраструктуры воздушного транспорта) и тематических данных о
составе, состоянии и размещении поисково-спасательных, аварийно-
спасательных сил и средств, а также тематическую информацию о:
границах Окружных управлений воздушного транспорта (ОУ ВТ);
аэродромах государственной, гражданской и экспериментальной
авиации;
дежурных воздушных судов (ВС) согласно разделу SAR из Сборника
аэронавигационной информации (АИП);
границах зон дежурства дежурных ВС;
расположении координационных центров поиска и спасания (КЦПС) и
Региональных поисково-спасательных баз (РПСБ);
границах зон ответственности зональных, районных и
вспомогательных центров (ЗЦ, РЦ, ВЗЦ) Единой системы организации
воздушного движения (ЕС ОрВД);
международных и внутренних воздушных трассах над территорией
России;
местных воздушных линий для каждого ОУ ВТ;
- оперативное представление электронных цифровых карт местности
необходимых масштабов на районы земной поверхности, заданные
оператором или определенные как потенциальные районы работ по
поиску воздушного судна, терпящего бедствие;
- формирование трехмерной пространственной модели местности
заданного района и проведение его виртуального облета для
ознакомления с особенностями местности при организации поисково-
спасательной операции в условиях сильнопересеченного рельефа;
- нанесение и отображение на электронных цифровых картах
местности маршрутов полета ВС и автоматическое воспроизведение их
текущего местоположения на основе информации, поступающей из
систем управления воздушным движением или других источников по
различным каналам связи;
- решение комплекса расчетных задач при планировании поисково-
спасательных работ, в частности:
прогноз местоположения ВС при дискретном поступлении данных о
его полете по маршруту;
определение и автоматическое обозначение на электронных
цифровых картах местности зоны поиска ВС, терпящего бедствие на
маршруте полета, координатное позиционирование на электронных
цифровых картах местности места аварии при обнаружении с воздуха
по прямым или косвенным описательным данным, представление
информации о дорожной сети в районе аварии для наземных
подразделений поисково-спасательных сил и потенциальных площадках
возможной посадки вертолетов или десантирования специальных групп;
проведение предварительных штурманских расчетов по досягаемости
района поиска воздушными поисковыми судами, размещенными на
подведомственных аэродромах, подлетного времени, располагаемого
времени поиска в заданном районе и размеров отрабатываемой в одном
полете площади исходя из метеоусловий (видимость, высота нижней
кромки облачности, высота полета) и ширины полосы наблюдения.
Документирование отработанных зон на электронных цифровых картах
местности, маркирование участков, подлежащих более тщательному
осмотру.
Требование к структуре ГИС ПАСОП
ГИС ПАСОП структурно должна разрабатываться в 2-х версиях, для
использования в центральном аппарате Федерального государственного
учреждения "Центр поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов гражданской авиации" и в региональных подразделениях,
причем базовые модули программного обеспечения ГИС ПАСОП должны
быть универсальными, а специфические особенности для региональных
подразделений учитываются и реализуются в процессе создания ГИС
ПАСОП. Информационное взаимодействие между центральным и
региональными терминалами ГИС ПАСОП должно осуществляться по
каналам связи, предоставляемым Заказчиком.
ГИС ПАСОП должна обеспечивать возможность частичной настройки
терминала пользователем без привлечения Разработчика.
ГИС ПАСОП должна осуществлять информационное взаимодействие с
существующими информационными системами воздушного транспорта.
Форматы, протоколы и регламент обмена информацией уточняется на
этапе формирования тактико-технического задания.
Требования к географическому (топографическому) обеспечению ГИС
ПАСОП
Обзорные цифровые карты России и прилегающих государств
масштаба М 1:25000000, М 1:5000000 должны содержать характерные
линейные и площадные ориентиры, железные дороги, автодороги
федерального значения, лесные массивы, растительный покров и
грунты, гидрографию и гидротехнические сооружения, рельеф
местности с максимальными превышениями, границы политического
деления, населенные пункты:
Европейская часть России - 30000 жителей и более;
Юг Сибири и Дальнего Востока - 10000 жителей и более;
Север Сибири, Дальнего Востока, Чукотка и Камчатка менее 10000
жителей.
Цифровые топографические карты масштаба М 1:500000, М 1:200000
помимо перечисленных выше объектов должны обеспечивать возможность
извлечения уточненного рельефа местности и естественных
препятствий, с целью определения положения объектов с точностью до
50 м, для создания трехмерных моделей местности.
Для крупномасштабных планов М 1:10000 и крупнее необходимо
предусмотреть возможность извлечения объектов инфраструктуры
воздушного транспорта, естественных препятствий, с целью
определения положения объектов с точностью до 1 м, для создания
трехмерных моделей объектов воздушного транспорта и прилегающей
территории.
Дополнительные требования
При формировании банка цифровых картографических данных ГИС
ПАСОП должна быть обеспечена возможность совмещения авиационных,
радионавигационных, речных, морских и топографических карт, а
также формирование электронных цифровых карт местности более
мелкого масштаба на основе крупномасштабных карт с генерализацией
объектов.
Для обеспечения возможностей максимально более полного
использования при формировании банка цифровых картографических
данных ГИС ПАСОП электронных цифровых карт местности, уже
имеющихся на предприятиях Роскартографии и Генерального штаба МО
РФ, подготовленных в формате DM, разрабатываемая ГИС ПАСОП должна
быть совместима с указанным выше форматом электронных цифровых
карт местности масштабов от М 1:10000 до М 1:25000.
Расширение возможностей и модернизация программного обеспечения
ГИС ПАСОП не должно требовать доработки используемых в составе
банка цифровых картографических данных электронных цифровых карт
местности.
Порядок выполнения, контроля и приемки системы
Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по
результатам предварительных испытаний.
Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется
Заказчиком.
Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком.
Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по
стадиям и этапам создания системы.
Приложение N 2
к распоряжению Росавиации
от 23 сентября 2005 г. N АЮ-239-р
ТРЕБОВАНИЯ
К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ
ГЛАВНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПОИСКА И СПАСАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЦЕНТР ПОИСКОВОГО
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ" (ГКЦПС ФГУ "ЦЕНТР ПАСОП ГА")
Назначение и цели требований к информационно-техническому
оснащению Главного координационного центра поиска и спасания
ГКЦПС предназначен:
- для осуществления комплекса мероприятий, предусматривающих
участие всех органов управленческого и командно-руководящего
состава гражданской авиации по организации и проведению
своевременного поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам
воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, и их
эвакуации;
- для координации в своей зоне ответственности действий
поисковых, аварийно-спасательных сил и средств гражданской
авиации, их взаимодействия с соответствующими федеральными
органами исполнительной власти при выполнении поисковых и аварийно-
спасательных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на воздушном транспорте.
Основанием для выполнения разработки требований к информационно-
техническому оснащению Главного координационного центра поиска и
спасания являются:
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", Приказ Министра транспорта
Российской Федерации от 19 июля 2005 г. N 84 "Об информационном
обеспечении при чрезвычайных ситуациях и происшествиях в
транспортном комплексе, геодезии и картографии", распоряжение
Руководителя Росавиации от 1 октября 2004 г. N ШН-50р-дсп "Об
организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства
воздушного транспорта и совершенствованию поискового и аварийно-
спасательного обеспечения полетов гражданской авиации".
Основные функциональные задачи, решаемые информационно-
техническим оснащением ГКЦПС:
- обеспечение ГКЦПС системой связи и оповещения с учетом
размещения 4-х рабочих мест для функционирования в круглосуточном
режиме для целей информационного обеспечения при чрезвычайных
ситуациях и происшествиях на воздушном транспорте;
- обеспечение в системе РСЧС доведения информации и сигналов
оповещения с учетом сопрягаемости каналов сетей связи и вещания с
силами постоянной готовности;
- обеспечение оснащения ГКЦПС специальным оборудованием и
снаряжением, инструментами и материалами для автономной работы в
период чрезвычайной ситуации в течение не менее 3-х суток;
- обеспечение бесперебойной работы в круглосуточном режиме с
учетом резервирования развернутых линий связи и аппаратных
средств;
- осуществление с использованием средств связи и оповещения,
автоматизации информационных ресурсов, обеспечивающих обмен
данными, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации;
- создание отказоустойчивых, защищенных волоконно-оптических
линий связи и телекоммуникаций;
- обеспечение автоматизированного взаимодействия с Единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и Единой системой организации воздушного движения.
Тактико-технические требования к информационно-техническому
оснащению ГКЦПС
Основными требованиями являются:
обеспечение оперативной передачи данных;
обеспечение защищенных широкополосных с пропускной способностью
не менее 100 Mbps каналов внутренней и внешней (Internet) связи;
обеспечение секретности передаваемой информации в соответствии
с нормативными требованиями по обеспечению несанкционированного
доступа;
обеспечение автономного энергоснабжения;
обеспечение основных и резервных линий связи;
организация системы резервирования аппаратных средств;
организация единой системы внутренней телефонной связи;
организация единых систем видео- и аудиоконференц-связи;
обеспечение взаимодействия информационно-технической структуры
ГКЦПС с Единой государственной системой предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации
воздушного движения;
возможность обслуживания 12-ти абонентских устройств с
дальнейшим расширением до 24-х абонентских устройств с
возможностью регистрации сигналов по 12 каналам связи;
наличие встроенного автоматического секретаря и возможность
записи всех телефонных переговоров на всех установленных
абонентских устройствах (электронный журнал телефонной связи),
наличие управления вызовами на базе ПК;
оборудование ГКЦПС должно строиться по модульному принципу и
обеспечивать возможность дальнейшего наращивания и модификации
существующей телекоммуникационной структуры и задач, решаемых
ГКЦПС, а также замену отдельных видов телекоммуникационного
оборудования на более совершенные;
оборудование должно обладать повышенной устойчивостью к
электромагнитному излучению.
В ГКЦПС оборудовать:
- прямой канал междугородней телефонной связи;
- прямой городской канал телефонной связи;
- прямой выделенный канал связи для круглосуточного приема
сигналов оповещения;
- закрытый канал связи СКС;
- подключение к спутниковой связи АФСС ПВД для взаимодействия с
Единой государственной системой предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и Единой системой организации воздушного
движения;
- электронную карту России с отображением трасс полетов ВС,
мест базирования дежурных ВС и радиусов их действия;
- рабочие места начальника ГКЦПС, заместителя, оперативного
дежурного (диспетчера), ведущего специалиста с персональными
компьютерами настольного исполнения с экранами монитора "17",
принтерами с электронной и факсимильной связью;
- прямую громкоговорящую и телефонную связь с Международным
координационным вычислительным центром (МКВЦ) системы "КОСПАС-
САРСАТ".
Требование к структуре информационно-технического оснащения
ГКЦПС
Информационно-техническое оснащение ГКЦПС структурно должно
разрабатываться в 2-х версиях для использования в центральном
аппарате ФГУ "Центр ПАСОП ГА" и в региональных подразделениях,
причем базовые модули информационно-технического оснащения ГКЦПС
должны быть универсальными, а специфические особенности для
региональных подразделений учитываются и реализуются в процессе
создания информационно-технического оснащения ГКЦПС.
Информационное взаимодействие между центральным и региональными
терминалами ГКЦПС должно осуществляться по каналам связи,
предоставляемым Заказчиком.
Требования по планировке помещений для средств информационно-
технического оснащения ГКЦПС:
- расчет общей площади для проектирования рабочих мест
выполняется по рекомендованной норме площади на одно рабочее место
6 м;
- при проектировании рабочих мест, оборудованных СВТИ,
необходимо учитывать специфику производственных, технических
условий и требований безопасности.
При этом следует любое помещение, где возможна работа
персонала, оборудовать коммуникациями, которые обеспечат
наращивание рабочих мест. В течение одного года эксплуатации
нового здания 25-процентный запас рабочих мест для СВТИ может быть
полностью исчерпан, а некоторые помещения окажутся без каналов для
дополнительной прокладки кабельных линий;
- помещение вычислительного центра ИВС (далее - серверная)
рекомендуется располагать без соприкосновения с внешними стенами
здания и сообщения с посторонними помещениями. Трассы обычного и
пожарного водоснабжения, отопления и канализации должны быть
вынесены за пределы серверной;
- через серверную не должны проходить любые транзитные
коммуникации;
- конструкция стен или перегородок серверной должна быть
герметичной, вход в серверную оборудуется герметичной дверью
(тамбур-шлюзом);
- серверная может оборудоваться фальшполом для размещения
коммуникаций (подачи кондиционированного воздуха к устройствам).
Высота подпольного пространства должна быть не менее 200 мм
(рекомендованная - 300 мм).
Порядок выполнения, контроля и приемки информационно-
технического оснащения ГКЦПС
Контроль и промежуточная приемка системы осуществляется по
результатам предварительных испытаний.
Порядок, место, сроки и объем приемочных испытаний определяется
Заказчиком.
Статус приемочной комиссии определяется Заказчиком.
Промежуточная приемка и контроль работ осуществляется по
стадиям и этапам создания системы.
|