ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 сентября 2005 г. N 02-1-08/195@
ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
РАСХОДОВ ПО ОПЛАТЕ СВЕРХУРОЧНЫХ РАБОТ,
ПРЕВЫШАЮЩИХ 120 ЧАСОВ В ГОД
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) в расходы на оплату труда включаются любые
начисления работникам в денежной и (или) натуральных формах,
стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления,
связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами
законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 статьи 255 Кодекса относит к расходам на оплату труда,
в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего
характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том
числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное
время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий,
расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо
вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные
и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен статьей
99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ),
согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для
каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120
часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с
положениями статьи 152 ТК РФ, которой определен минимальный размер
оплаты сверхурочных работы.
При этом сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном
размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к
сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду и занятости от
23.06.2005 N 956-6-1, в случае нарушения работодателем порядка
привлечения к сверхурочной работе (например, превышения
максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в год) это
не должно отражаться на реализации права работника на оплату труда
за сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством предусмотрена
обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением
ограничений, установленных статьей 99 ТК РФ.
Следовательно, оплату сверхурочной работы с согласия работника
следует рассматривать как обоснованный расход.
В целях налогообложения прибыли все расходы, признаваемые при
исчислении налоговой базы, должны быть документально подтверждены
и обоснованны, т.е. экономически оправданны, и направлены на
получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда работников,
работающих сверхурочно (в том числе если количество часов,
отработанных им сверхурочно, превышает 120 часов в год), в целях
налогообложения прибыли относятся к расходам согласно пункту 3
статьи 255 Кодекса, при условии, если такая обязанность
предусмотрена трудовым договором, заключенным с работником.
Аналогичная позиция сообщена письмом Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России от 15.08.2005 N 03-03-
02/62.
Одновременно следует учитывать, что ограничения,
предусмотренные неналоговым законодательством, не могут быть
реализованы налоговым контролем, т.к. такие ограничения не
предусмотрены налоговым законодательством.
Исходя из вышеизложенного, если налоговая инспекция полагает,
что в результате действий работодателя нарушается трудовое
законодательство, то она должна направить соответствующую
информацию в органы, осуществляющие контроль по соблюдению
трудового законодательства.
М.П.МОКРЕЦОВ
|