ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2005 года
Дело N 66-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Емышевой В.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2005 года
дело по заявлению П. о признании не соответствующим федеральному
законодательству в части Закона Иркутской области от 22 декабря
2004 года N 117-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных
категорий ветеранов в Иркутской области" по кассационному
представлению прокурора Иркутской области и кассационной жалобе П.
на решение Иркутского областного суда от 10 июня 2005 года,
которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Емышевой В.А., объяснения представителей Законодательного Собрания
Иркутской области Гартнер И.Н., губернатора Иркутской области
Аксеновой Г.В., возражавших против удовлетворения кассационных
представления и жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей
оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
22 декабря 2004 года Законодательным Собранием Иркутской
области был принят Закон Иркутской области N 117-ОЗ "О мерах
социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской
области".
П. обратился в Иркутский областной суд с заявлением об
оспаривании отдельных положений Закона Иркутской области от 22
декабря 2004 года N 117-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных
категорий ветеранов в Иркутской области", полагая, что данный
Закон в части противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (далее Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-
ФЗ).
Заявитель считает, что установленная Законом области
ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей не компенсирует
ему, как ветерану труда отмененные льготы.
Решением Иркутского областного суда от 10 июня 2005 года П. в
удовлетворении заявления отказано.
В представлении прокурора Иркутской области и в кассационной
жалобе П. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду
неправильного применения норм материального права и принятии
нового решения об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления прокурора и кассационную жалобу П., Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-
ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ)
меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан,
приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года,
определяются законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Законодательным Собранием
Иркутской области принят оспариваемый заявителем Закон, которым
установлены меры социальной поддержки ветеранов как в натуральной
форме, так и в виде ежемесячной денежной выплаты.
Требования П. основаны на том, что размер ежемесячной денежной
выплаты в размере 230 рублей не компенсирует ему фактические
расходы на абонентскую плату за телефон в размере 50%, что
составляет 82 рубля 50 копеек; на оплату в размере 50% за
пользование радио, что составляет 9 рублей 75 копеек; на
бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского
транспорта и автомобильным транспортом пригородного сообщения; на
бесплатный проезд автомобильным транспортом общего пользования
(кроме такси) междугородных маршрутов (внутрирайонных и
внутриобластных); на бесплатный проезд муниципальным
автотранспортом на территории Иркутской области.
Доводы заявителя о том, что оспариваемый Закон Иркутской
области в противоречие Федеральному закону N 122-ФЗ, исключив ряд
льгот, которыми ветераны труда пользовались до 1 января 2005 года,
не устанавливает соразмерную денежную компенсацию, правильно
признаны необоснованными.
Как следует из преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ от
22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" настоящим Законом был
изменен принцип установления системы мер социальной защиты
граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в
том числе изменен и принцип определения и предоставления системы
мер социальной поддержки ветеранов труда.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе
правового регулирования по вопросам социального обеспечения
ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об
исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах
денежных компенсаций Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004
года не содержит.
И именно с этой целью Федеральным законом N 122-ФЗ от 22
августа 2004 года были внесены изменения в ряд законодательных
актов Российской Федерации, в т.ч. в ФЗ "О ветеранах", а некоторые
законодательные акты Российской Федерации признаны утратившими
силу.
Статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
внесены изменения и дополнения в ст. 13 Федерального закона от 12
января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона
от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).
Анализируя положения указанных Законов, а также ст. 13 ФЗ "О
ветеранах" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа
2004 г.), суд указал, что в качестве мер социальной поддержки
ветеранов в настоящее время рассматриваются такие, как пенсионное
обеспечение, выплата пособий в соответствии с законодательством
РФ, получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), получение и
содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг,
медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
При этом по сравнению с ранее действующим законодательством в
ст. 13 новой редакции отсутствуют такие льготы, как бесплатный
проезд при пользовании городским и пригородным транспортом,
льготный проезд при использовании железнодорожного транспорта,
пользование услугами учреждений связи.
В Законе Иркутской области от 22 декабря 2004 года N 117-ОЗ "О
мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в
Иркутской области" определены меры социальной поддержки отдельных
категорий ветеранов (ветераны труда также включены), в том числе
предусмотрены две системы мер социальной поддержки ветеранов
труда: предоставление льгот в натуральной форме, а также
предоставление отдельных льгот в натуральной форме и ежемесячная
денежная выплата.
При этом так же, как и ФЗ N 122-ФЗ, конкретных норм, содержащих
указание о прекращении или отмене льгот, которыми ветераны труда
пользовались ранее, Закон не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 6 названного Закона области с 1 января
по 31 декабря 2005 года гражданам, имеющим право на получение мер
социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом,
предоставляются меры социальной поддержки, установленные пунктом 2
статьи 2 настоящего Закона, то есть в указанный период ветеранам
труда предоставляются отдельные льготы в натуральной форме и
ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей с 1 января 2005
года.
Судом установлено, что вышеуказанный размер ЕДВ был определен
областным законодателем с учетом возможностей бюджета субъекта
Российской Федерации, а также рекомендаций, данных на совещании у
Председателя Правительства Российской Федерации 04.10.2004.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований считать,
что обжалуемый заявителем Закон Иркутской области N 117-ОЗ
противоречит Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Требования П., по существу, сводятся к понуждению законодателя
принять новый закон о внесении изменений в оспариваемый им Закон.
Однако эти требования не могут быть удовлетворены по основаниям,
которые указаны в решении суда.
Доводы о том, что оспариваемые нормы противоречат преамбуле и
ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ, правильно признаны судом необоснованными.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ при изменении после 31
декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат,
предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в
натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих
льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления
ухудшены.
Судом установлено, что объем финансирования расходов на
реализацию Федерального закона "О ветеранах" в 2004 году составил
533534 тыс. рублей, а объем финансирования Закона области "О
ветеранах" в 2005 году предусмотрен в размере 2337908 тыс. рублей,
что подтверждается Законом Иркутской области от 24 декабря 2003
года N 74-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год", Законом Иркутской
области от 22 декабря 2004 года N 116-ОЗ "Об областном бюджете на
2005 год".
Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам труда до
указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат органами
государственной власти субъекта Российской Федерации - Иркутской
области был не уменьшен, а значительно увеличен.
Доводы заявителя в жалобе о том, что установленная Законом
области ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей не
компенсирует ему, как ветерану труда, отмененные льготы, не
обоснованы, поскольку в оспариваемом Законе отсутствует указание о
том, что эта денежная выплата является полной компенсацией взамен
каких-либо натуральных льгот.
Нельзя согласиться с доводами, изложенными в кассационном
представлении и в кассационной жалобе, о том, что к мерам
социальной поддержки ветеранов не относится пенсионное
обеспечение, и что суд необоснованно применил нормы пенсионного
законодательства к возникшим правоотношениям.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" с учетом
внесенных в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает
осуществление системы мер, включающей в себя в том числе и
пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание данные обстоятельства дела, суд пришел к
правильному выводу о том, что Закон Иркутской области от 22
декабря 2004 года N 117-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных
категорий ветеранов в Иркутской области" не противоречит
федеральному законодательству, соответствует требованиям
юридической техники, принят в пределах компетенции, установленной
законами, и не влечет нарушения или ущемления прав ветеранов
труда.
Судом правильно и полно определены юридически значимые для дела
обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм
материального права или норм процессуального права судом не
допущено, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном
порядке не имеется.
Доводы, содержащиеся в кассационном представлении прокурора и в
кассационной жалобе П., ошибочны, основаны на неправильном
толковании закона.
Иных доводов об обстоятельствах, кроме тех, которые были
исследованы и оценены судом в соответствии с правилами ст. ст. 12,
56 и 67 ГПК РФ, кассационное представление не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 10 июня 2005 года
оставить без изменения, кассационное представление прокурора и
кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
|