Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2005 N 66-Г05-9 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЕТЕРАНОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 22.12.2004 N 117-ОЗ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМЫЙ ЗАКОН НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПРИНЯТ В ПРЕДЕЛАХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                       от 21 сентября 2005 года
   
                                                       Дело N 66-Г05-9
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Пирожкова В.Н.,
       судей                                           Емышевой В.А.,
                                                       Харланова А.В.
   
       рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2005 года
   дело  по  заявлению П. о признании не соответствующим  федеральному
   законодательству  в части Закона Иркутской области  от  22  декабря
   2004   года  N  117-ОЗ  "О  мерах  социальной  поддержки  отдельных
   категорий   ветеранов   в  Иркутской  области"   по   кассационному
   представлению прокурора Иркутской области и кассационной жалобе  П.
   на  решение  Иркутского  областного суда  от  10  июня  2005  года,
   которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Емышевой  В.А., объяснения представителей Законодательного Собрания
   Иркутской  области  Гартнер  И.Н.,  губернатора  Иркутской  области
   Аксеновой  Г.В.,  возражавших  против  удовлетворения  кассационных
   представления   и   жалобы,   заключение   прокурора    Генеральной
   прокуратуры   Российской  Федерации  Гончаровой  Н.Ю.,   полагавшей
   оставить   решение  суда  без  изменения,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       22   декабря  2004  года  Законодательным  Собранием  Иркутской
   области  был  принят  Закон Иркутской области  N  117-ОЗ  "О  мерах
   социальной  поддержки  отдельных категорий  ветеранов  в  Иркутской
   области".
       П.   обратился  в  Иркутский  областной  суд  с  заявлением  об
   оспаривании  отдельных  положений Закона Иркутской  области  от  22
   декабря  2004 года N 117-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных
   категорий  ветеранов  в  Иркутской области",  полагая,  что  данный
   Закон  в части противоречит Федеральному закону от 22 августа  2004
   года   N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  законодательные  акты
   Российской   Федерации  и  признании  утратившими  силу   некоторых
   законодательных  актов Российской Федерации  в  связи  с  принятием
   Федеральных     законов    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об  общих
   принципах   организации   местного  самоуправления   в   Российской
   Федерации" (далее Федеральный закон от 22 августа 2004 года N  122-
   ФЗ).
       Заявитель   считает,   что   установленная   Законом    области
   ежемесячная  денежная выплата в размере 230 рублей не  компенсирует
   ему, как ветерану труда отмененные льготы.
       Решением Иркутского областного суда от 10 июня 2005 года  П.  в
   удовлетворении заявления отказано.
       В  представлении прокурора Иркутской области и  в  кассационной
   жалобе   П.   ставится   вопрос  об  отмене  решения   суда   ввиду
   неправильного  применения  норм  материального  права  и   принятии
   нового решения об удовлетворении требований.
       Проверив   материалы   дела,   обсудив   доводы   кассационного
   представления   прокурора  и  кассационную  жалобу   П.,   Судебная
   коллегия  по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   не находит оснований для отмены решения суда.
       Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-
   ФЗ  "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ)
   меры   социальной  поддержки  ветеранов  труда,  а  также  граждан,
   приравненных  к  ним  по  состоянию  на  31  декабря   2004   года,
   определяются   законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   субъектов Российской Федерации.
       Во   исполнение  указанного  Закона  Законодательным  Собранием
   Иркутской  области  принят оспариваемый заявителем  Закон,  которым
   установлены  меры социальной поддержки ветеранов как в  натуральной
   форме, так и в виде ежемесячной денежной выплаты.
       Требования П. основаны на том, что размер ежемесячной  денежной
   выплаты  в  размере  230  рублей  не компенсирует  ему  фактические
   расходы  на  абонентскую  плату  за  телефон  в  размере  50%,  что
   составляет  82  рубля  50  копеек;  на  оплату  в  размере  50%  за
   пользование   радио,  что  составляет  9  рублей  75   копеек;   на
   бесплатный   проезд   на   всех  видах   городского   пассажирского
   транспорта  и автомобильным транспортом пригородного сообщения;  на
   бесплатный  проезд  автомобильным  транспортом  общего  пользования
   (кроме    такси)   междугородных   маршрутов   (внутрирайонных    и
   внутриобластных);     на     бесплатный    проезд     муниципальным
   автотранспортом на территории Иркутской области.
       Доводы  заявителя  о  том,  что  оспариваемый  Закон  Иркутской
   области  в противоречие Федеральному закону N 122-ФЗ, исключив  ряд
   льгот, которыми ветераны труда пользовались до 1 января 2005  года,
   не   устанавливает  соразмерную  денежную  компенсацию,   правильно
   признаны необоснованными.
       Как  следует  из  преамбулы Федерального  закона  N  122-ФЗ  от
   22.08.2004  "О внесении изменений в законодательные акты Российской
   Федерации  и  признании утратившими силу некоторых  законодательных
   актов  Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
   "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"    и   "Об   общих   принципах   организации    местного
   самоуправления  в  Российской  Федерации"  настоящим  Законом   был
   изменен   принцип   установления  системы  мер  социальной   защиты
   граждан,  которые пользуются льготами и социальными  гарантиями,  в
   том  числе  изменен и принцип определения и предоставления  системы
   мер социальной поддержки ветеранов труда.
       Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе
   правового   регулирования   по  вопросам  социального   обеспечения
   ветеранов   на  основе  принципа  разграничения  полномочий   между
   федеральными   органами   государственной   власти    и    органами
   государственной власти субъектов Российской Федерации.
       При  этом  никаких  конкретных норм о  предоставлении  либо  об
   исключении  тех  или  иных видов льгот, либо  о  видах  и  размерах
   денежных компенсаций Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа  2004
   года не содержит.
       И  именно  с  этой целью Федеральным законом  N  122-ФЗ  от  22
   августа  2004  года  были внесены изменения в  ряд  законодательных
   актов  Российской Федерации, в т.ч. в ФЗ "О ветеранах", а некоторые
   законодательные  акты  Российской  Федерации  признаны  утратившими
   силу.
       Статьей  44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N  122-ФЗ
   внесены изменения и дополнения в ст. 13 Федерального закона  от  12
   января  1995  N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального  закона
   от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).
       Анализируя положения указанных Законов, а также ст.  13  ФЗ  "О
   ветеранах"  (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22  августа
   2004  г.),  суд  указал,  что в качестве мер  социальной  поддержки
   ветеранов  в настоящее время рассматриваются такие, как  пенсионное
   обеспечение,  выплата  пособий в соответствии  с  законодательством
   РФ,  получение  ежемесячной  денежной выплаты  (ЕДВ),  получение  и
   содержание    жилых    помещений,   оплата   коммунальных    услуг,
   медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
       При  этом по сравнению с ранее действующим законодательством  в
   ст.  13  новой  редакции отсутствуют такие льготы,  как  бесплатный
   проезд   при   пользовании  городским  и  пригородным  транспортом,
   льготный  проезд  при  использовании  железнодорожного  транспорта,
   пользование услугами учреждений связи.
       В  Законе Иркутской области от 22 декабря 2004 года N 117-ОЗ "О
   мерах   социальной  поддержки  отдельных  категорий   ветеранов   в
   Иркутской  области" определены меры социальной поддержки  отдельных
   категорий  ветеранов (ветераны труда также включены), в  том  числе
   предусмотрены  две  системы  мер  социальной  поддержки   ветеранов
   труда:   предоставление  льгот  в  натуральной   форме,   а   также
   предоставление  отдельных льгот в натуральной форме  и  ежемесячная
   денежная выплата.
       При этом так же, как и ФЗ N 122-ФЗ, конкретных норм, содержащих
   указание  о  прекращении или отмене льгот, которыми ветераны  труда
   пользовались ранее, Закон не содержит.
       Согласно пункту 1 статьи 6 названного Закона области с 1 января
   по  31 декабря 2005 года гражданам, имеющим право на получение  мер
   социальной   поддержки   в  соответствии   с   настоящим   Законом,
   предоставляются меры социальной поддержки, установленные пунктом  2
   статьи  2  настоящего Закона, то есть в указанный период  ветеранам
   труда  предоставляются  отдельные  льготы  в  натуральной  форме  и
   ежемесячная  денежная выплата в размере 230 рублей с 1 января  2005
   года.
       Судом  установлено, что вышеуказанный размер ЕДВ был  определен
   областным  законодателем  с  учетом возможностей  бюджета  субъекта
   Российской  Федерации, а также рекомендаций, данных на совещании  у
   Председателя Правительства Российской Федерации 04.10.2004.
       При  таких обстоятельствах у суда не имелось оснований считать,
   что   обжалуемый  заявителем  Закон  Иркутской  области  N   117-ОЗ
   противоречит Федеральному закону N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
       Требования  П., по существу, сводятся к понуждению законодателя
   принять  новый закон о внесении изменений в оспариваемый им  Закон.
   Однако  эти  требования не могут быть удовлетворены по  основаниям,
   которые указаны в решении суда.
       Доводы  о том, что оспариваемые нормы противоречат преамбуле  и
   ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ, правильно признаны судом необоснованными.
       Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 153 ФЗ N 122-ФЗ при изменении после 31
   декабря    2004   года   порядка   реализации   льгот   и   выплат,
   предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты  в
   натуральной  форме, совокупный объем финансирования соответствующих
   льгот  и  выплат  не может быть уменьшен, а условия  предоставления
   ухудшены.
       Судом   установлено,  что  объем  финансирования  расходов   на
   реализацию  Федерального закона "О ветеранах" в 2004 году  составил
   533534  тыс.  рублей,  а  объем финансирования  Закона  области  "О
   ветеранах" в 2005 году предусмотрен в размере 2337908 тыс.  рублей,
   что  подтверждается Законом Иркутской области от  24  декабря  2003
   года  N 74-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год", Законом Иркутской
   области  от 22 декабря 2004 года N 116-ОЗ "Об областном бюджете  на
   2005 год".
       Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
   реализации  льгот  и выплат, предоставлявшихся ветеранам  труда  до
   указанной    даты    в   натуральной   форме,   совокупный    объем
   финансирования    соответствующих   льгот   и    выплат    органами
   государственной  власти субъекта Российской Федерации  -  Иркутской
   области был не уменьшен, а значительно увеличен.
       Доводы  заявителя  в  жалобе о том, что  установленная  Законом
   области  ежемесячная  денежная выплата  в  размере  230  рублей  не
   компенсирует  ему,  как  ветерану  труда,  отмененные  льготы,   не
   обоснованы, поскольку в оспариваемом Законе отсутствует указание  о
   том,  что эта денежная выплата является полной компенсацией  взамен
   каких-либо натуральных льгот.
       Нельзя  согласиться  с  доводами,  изложенными  в  кассационном
   представлении  и  в  кассационной  жалобе,  о  том,  что  к   мерам
   социальной    поддержки    ветеранов   не   относится    пенсионное
   обеспечение,  и  что суд необоснованно применил  нормы  пенсионного
   законодательства к возникшим правоотношениям.
       Согласно  ст.  13  Федерального закона "О ветеранах"  с  учетом
   внесенных  в него изменений Федеральным законом от 22 августа  2004
   года   N  122-ФЗ  социальная  поддержка  ветеранов  предусматривает
   осуществление  системы  мер,  включающей  в  себя  в  том  числе  и
   пенсионное обеспечение.
       Принимая  во внимание данные обстоятельства дела, суд пришел  к
   правильному  выводу  о  том,  что Закон  Иркутской  области  от  22
   декабря  2004 года N 117-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных
   категорий   ветеранов   в   Иркутской  области"   не   противоречит
   федеральному     законодательству,    соответствует     требованиям
   юридической  техники, принят в пределах компетенции,  установленной
   законами,  и  не  влечет  нарушения или  ущемления  прав  ветеранов
   труда.
       Судом правильно и полно определены юридически значимые для дела
   обстоятельства,   нарушения  или  неправильного   применения   норм
   материального  права  или  норм  процессуального  права  судом   не
   допущено,  а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном
   порядке не имеется.
       Доводы, содержащиеся в кассационном представлении прокурора и в
   кассационной   жалобе  П.,  ошибочны,  основаны   на   неправильном
   толковании закона.
       Иных  доводов  об  обстоятельствах,  кроме  тех,  которые  были
   исследованы и оценены судом в соответствии с правилами ст. ст.  12,
   56 и 67 ГПК РФ, кассационное представление не содержит.
       На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366
   Гражданского   процессуального   кодекса   Российской    Федерации,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Иркутского  областного  суда  от  10  июня  2005  года
   оставить  без  изменения,  кассационное представление  прокурора  и
   кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz