МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 сентября 2005 г. N 112
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом
изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 мая 2005 г. N 335, приказываю:
1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме
транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (Приложение N 1 к настоящему Приказу).
2. Образовать Комиссию Министерства транспорта Российской
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
3. Утвердить состав Комиссии (приложение N 2 к настоящему
Приказу - не приводится).
4. Утвердить Положение о Комиссии (Приложение N 3 к настоящему
Приказу).
5. Считать утратившими силу Приказы Минтранса России:
от 10 мая 2001 г. N 82 "О транспортной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера";
от 7 октября 2003 г. N 198 "О внесении изменений в Приказ
Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2001 г. N
82".
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра С.А. Аристова.
Министр
И.ЛЕВИТИН
Приложение N 1
к Приказу Минтранса России
от 20 сентября 2005 г. N 112
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации,
функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного
обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).
2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", Постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "Положение о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" с учетом изменений, внесенных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 335.
3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на
федеральном уровне.
4. Оперативное руководство ФП ТО ЧС осуществляет в
установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России.
5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок
их деятельности определяется настоящим Положением.
6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного
обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного
уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется
по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с
международными договорами.
7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный
орган, постоянно действующие органы управления, органы
повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и
материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного
обеспечения.
8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации
(далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в
соответствии с Положением о ней.
9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:
структурное подразделение Минтранса России и структурные
подразделения, находящиеся в ведении Минтранса России,
Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального
дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного
транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта,
уполномоченные решать задачи в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:
ответственный дежурный Минтранса России;
единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы,
дежурные федеральных агентств;
Координационный центр поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА";
штатные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) на базе
окружных, зональных, районных, вспомогательных центров Единой
системы организации воздушного движения;
Государственный морской спасательно-координационный центр
(ГМСКЦ);
морские спасательно-координационные центры;
морские спасательные подцентры;
бассейновые аварийно-спасательные управления;
государственные бассейновые управления;
государственное управление аварийно-спасательных и
судоподъемных работ на речном транспорте;
центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";
дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных
дорог;
дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.
Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют
свою деятельность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов
управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о
них или уставами указанных органов управления.
11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:
парашютно-десантные группы;
аварийно-спасательные команды;
наземные поисково-спасательные группы;
морские специализированные подразделения по борьбе с разливом
нефти;
морские спасательные подцентры;
восстановительные поезда;
противопожарные поезда.
12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:
в соответствии с планом действий (взаимодействия) по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
объектах и территориях;
по решению Минтранса России.
13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства
организаций независимо от их форм собственности на основе заранее
разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и заключенных договоров.
14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации
чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три
категории приоритетов:
первая категория - потребности федеральных органов
исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них
чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных
средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к
любому виду транспорта;
вторая категория - организации и учреждения субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления, не имеющие
соответствующих транспортных средств;
третья категория - обеспечение облегченного доступа к средствам
транспорта в том случае, когда потребность в них возникает
неожиданно (по оперативному запросу).
Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по
согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе
планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются и используются:
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ
по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в
составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и
находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных
агентств.
Порядок создания, использования и восполнения резервов
финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством
Российской Федерации.
16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное
обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной
информационно-управляющей системы, представляющей собой
совокупность технических систем, средств связи и оповещения,
данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу
информации.
17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в
режиме повседневной деятельности.
Решением Министра транспорта Российской Федерации для
соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может
устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и
силами ФП ТО ЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО
ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной
экспертизы, надзора и контроля в области транспортного
обеспечения;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов
страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в
чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях,
участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также
выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за обстановкой и прогнозирование
возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства
руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС
на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и
силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях,
информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и
развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь
в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и
безопасности функционирования объектов Минтранса России в
чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в
готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование
оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые
районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов,
созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития
возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России
федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших
чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных
ситуаций;
организация работ по транспортному обеспечению ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и
средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их
проведения, а также привлечению при необходимости в установленном
порядке общественных организаций и населения к ликвидации
чрезвычайной ситуации;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в
зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее
ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с
подведомственными Минтрансу России федеральной службы и
федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными
органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных
ситуациях.
19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых
программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных
ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 3
к Приказу Минтранса России
от 20 сентября 2005 г. N 112
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию
и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).
2. Комиссия является координационным органом функциональных
подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности на транспортном комплексе, геодезии и
картографии (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) разработка предложений по реализации государственной
политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения
пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил
функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - ФП ЧС);
в) обеспечение согласованности действий Минтранса России,
подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с
МЧС России, при решении задач в области предупреждения и
ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к
организации и проведению мероприятий по предупреждению и
ликвидации ЧС в установленном порядке;
д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к
проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других
неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного
комплекса, геодезии и картографии при возникновении ЧС, а также
создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных
источников электропитания, сырья, подвижного состава;
ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и
использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для
проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов,
связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом,
поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;
и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности
эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала
организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;
к) изучение, анализ и выработка рекомендаций по использованию в
транспортном комплексе Российской Федерации зарубежного опыта в
области профилактики, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
4. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач
осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-
технического и методического характера, направленные на создание в
организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий,
способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
улучшению экологической обстановки;
б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по
чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности
перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости
функционирования подведомственных видов транспорта и объектов
транспортного комплекса Российской Федерации;
в) организует работу по совершенствованию системы
информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на
основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров,
сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения
работников подведомственных организаций транспортного комплекса
Российской Федерации;
г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-
спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
д) в случае необходимости участвует в планировании и выполнении
мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
проводимых МЧС России;
ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности предложений в случае необходимости о
привлечении в установленном порядке сил и средств других
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов
транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных
ситуаций;
з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления при
выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией
чрезвычайных ситуаций;
и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным
ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии,
заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства
по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных
ситуаций;
к) привлекает к решению задач в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных
подразделений Министерства.
8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с
планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее
председателем.
9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не
реже одного раза в квартал.
Заседание Комиссии проводит ее председатель или его
заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем
присутствуют не менее половины ее членов.
Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется
департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся
вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны
быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты
проведения заседания.
Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства
голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые
подписываются председателем Комиссии или его заместителем,
председательствующим на заседании. Решения комиссии доводятся
секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей
подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных
агентств.
При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут
привлекаться руководители структурных подразделений,
подведомственных Министерству, а также приглашаться представители
других федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
Председатель Комиссии систематически информирует Министра
транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам,
рассматриваемым на заседаниях.
10. Организационно-техническое обеспечение деятельности
Комиссии осуществляет Департамент управления кадрами и
сопровождения специальных программ.
|