МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/80
Вопрос. За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде
лесных податей и арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса
Российской Федерации). Организация - плательщик единого налога по
УСН осуществляет вырубку древесины в производственных целях. По
какой статье затрат она вправе отразить расходы в сумме лесных
платежей:
1) по подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 - в составе
материальных расходов:
на покупку сырья и материалов (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), -
поскольку платежи за лесопользование представляют собой иные
затраты, связанные с приобретением древесного сырья (п. 2 ст. 254
НК РФ);
на приобретение работ и услуг производственного характера
(подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), - ведь к таковым относятся, в
частности, отдельные операции по производству продукции (абз. 2
подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К ним могут быть причислены и услуги
по отводу лесосек;
связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и
иного имущества природоохранного назначения (подп. 7 п. 1 ст. 254
НК РФ), - в аналогии с отражением платы за загрязнение окружающей
среды (письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70);
2) по подпункту 21 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации - как расходы на освоение новых производств,
цехов и агрегатов, - поскольку уплата данных платежей обеспечивает
доступ к заготовлению древесины - подготовительному этапу
производства продукции;
3) по подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации - как арендные платежи за арендуемое
имущество, - ведь по лесному законодательству лесные платежи
представляют собой плату за временное пользование лесом (объектом
имущества).
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по
вопросу порядка признания расходов при применении упрощенной
системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов" сообщает следующее.
Главой 13 "Платежи за пользование лесным фондом" Лесного
кодекса Российской Федерации установлено, что за пользование
лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной
платы.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками
лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного
ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар
находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской
Федерации лесные подати взимаются за все виды лесопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик, выбравший
в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину
расходов, уменьшает полученные доходы на величину расходов.
Перечень расходов, указанных в этой статье, является закрытым.
Поскольку уплата лесных податей не предусмотрена статьей
346.16, данные платежи не могут быть учтены при исчислении
налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, и уменьшать полученные доходы
организации при определении объекта налогообложения.
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской
Федерации при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят
арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее
внесения определяются договором аренды участка лесного фонда,
который по своему содержанию носит признаки договора гражданско-
правового характера.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса
налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения
доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшает полученные
доходы на величину арендных (в т.ч. лизинговых) платежей за
арендуемое (в т.ч. принятое в лизинг) имущество.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на размер
арендной платы, определяемой договорами аренды участка лесного
фонда.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А.И.ИВАНЕЕВ
|