МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 15 сентября 2005 г. N 6.1.14-1449
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОЛЕТОВ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2005 - 2006 ГОДА
Для обеспечения высокого уровня безопасности полетов,
своевременной и качественной подготовки авиационного персонала
авиакомпаний гражданской авиации к работе в осенне-зимний период
(ОЗП) подготовку авиационного персонала к полетам в ОЗП необходимо
организовать в соответствии с требованиями "Инструкции по
подготовке управлений, объединений, предприятий вузов гражданской
авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период" от 11
марта 2004 г. N НА-111-р, распоряжения ФСНСТ и ФАВТ от 08.08.2005
N АН-177-р (ФС)/АЮ-205-р "О мерах по обеспечению безопасности
полетов в осенне-зимний период 2005 - 2006 г.", программ
подготовки летного состава инструкций по отдельным видам
авиационных работ.
Приведенные ниже методические рекомендации разработаны с учетом
мнения участников совещания, проходившего в Ространснадзоре 15
августа 2005 года.
Эксплуатантам предлагается самостоятельно разработать программу
подготовки экипажей воздушных судов к выполнению полетов в осенне-
зимний период 2005 - 2006 года в зависимости от типа
эксплуатируемой авиационной техники, характера и географии полетов
с учетом предлагаемых рекомендаций.
Рекомендуемая тематика теоретической
подготовки летного состава предприятий к полетам
в осенне-зимний период 2005 года
1. Метеорологические особенности осенне-зимнего периода и их
влияние на полеты:
- характерные авиационные происшествия и инциденты, связанные с
выполнением полетов в СМУ;
- метеорологические условия, ухудшающие видимость (туманы,
снежные заряды, вихри);
- особенности анализа метеорологической обстановки при принятии
решения;
- требования руководящих документов;
- условия и виды обледенения. Рекомендации по пилотированию
воздушных судов в условиях обледенения применительно к
эксплуатируемым типам ВС.
2. Практическая аэродинамика:
- влияние обледенения на аэродинамические характеристики ВС;
- изменение взлетно-посадочных характеристик ВС в условиях
низких температур и заснеженных ВПП;
- анализ причин выкатывания воздушных судов за пределы ВПП в
процессе производства посадок в осенне-зимний период.
Для летного состава самолетов с ТВД:
- особенности аэродинамики самолетов с ТВД при заходе на
посадку и посадке в условиях обледенения.
Для летного состава вертолетов и самолетов 4-го класса:
- действия экипажа при попадании в условия, исключающие
видимость естественного горизонта;
- методика расчета максимально допустимой взлетной и посадочной
массы, выбор вида взлета вертолета в зависимости от метеоусловий,
размеров площадок, наличия препятствий в зоне воздушных подходов;
- выбор метода взлета и посадки в условиях образования
локального тумана;
- методика выполнения посадок на подобранные с воздуха площадки
со снежным покровом.
3. Воздушная навигация:
- особенности эксплуатации пилотажно-навигационного
оборудования и характерные отказы в ОЗП;
- особенности самолетовождения над безориентирной местностью;
- действия экипажа при потере ориентировки;
- особенности ведения визуальной ориентировки при полетах в
ОЗП;
- учет температурных поправок при полетах в условиях низких
температур.
4. Особенности эксплуатации авиационной техники в осенне-зимний
период:
- характерные отказы авиационной техники в осенне-зимний
период, причины и методы их предупреждения;
- эксплуатация противообледенительных систем воздушных судов в
условиях обледенения;
- особенности эксплуатации силовых установок в осенне-зимний
период;
- особенности эксплуатации А и РЭО в осенне-зимний период;
- методы удаления инея, снега и льда с поверхностей воздушного
судна, применяемые спецжидкости, меры безопасности;
- зимняя маркировка аэродромов.
5. Действия экипажа при потере контроля за пространственным
положением воздушного судна:
- особенности аэродинамики воздушного судна;
- летные ограничения ВС согласно требованиям РЛЭ;
- причины, факторы и неблагоприятные условия полета, приводящие
к потере контроля членами летного экипажа пространственного
положения ВС. Действия и рекомендации экипажу по выводу из него.
Рекомендации по летной подготовке
для экипажей самолетов 4-го класса и вертолетов
всех типов к полетам в ОЗП
В авиапредприятиях, эксплуатирующих вертолеты всех типов и
самолеты 4-го класса, исходя из анализа аварийности в осенне-
зимнем периоде за предыдущие годы и учитывая особенности
выполнения полетов в ОЗП:
- при изучении метеорологических условий перед вылетом
учитывать высоту нахождения нулевой изотермы, заблаговременно, до
входа в зону с отрицательными значениями температуры воздуха,
включать ПОС, грамотно оценивать интенсивность обледенения и
своевременно принимать решение на выход из зоны обледенения;
- при подготовке ВС к выполнению полета особое внимание
обращать на отсутствие льда, снега, инея на поверхности ВС,
лопастях НВ, РВ и входных устройствах двигателей;
- при выполнении руления учитывать состояние поверхности
перрона, РД, ВПП. Руление выполнять на пониженной скорости. С
особой осторожностью выполнять руление вблизи препятствий и
стоящих ВС. При боковых значениях ветра в процессе руления по РД,
ВПП, при наличии на них снега или участков, покрытых льдом,
выполняя развороты, ожидать возможного появления юза и быть
готовым к своевременным и грамотным действиям по его парированию;
- в полете по ПВП и ОПВП при ведении визуальной ориентировки
учитывать изменение визуальной картины местности, вызванное
выпавшим снегом, скрывающим замерзшие водоемы, реки и озера;
- при выполнении тренировочных полетов, полетов по санитарным
заданиям и на выполнение поисково-спасательных работ экипажам,
допущенным к полетам по ОПВП и ППП, в период предполетной
подготовки выполнять расчеты безопасных высот для условий полетов
по ПВП, ОПВП и ППП;
- в период осенне-зимней навигации и особенно в его переходные
периоды особое внимание уделять состоянию аэродромов и посадочных
площадок. В условиях короткого дня - наличию надежных запасных
аэродромов и запасу необходимого для полета топлива;
- при выполнении полетов и авиационных работ в отрыве от
основного места базирования особое внимание обращать на
кондиционность заправляемого топлива и проведение, в соответствии
с требованиями нормативных документов, его лабораторного анализа;
- повторить рекомендации РЛЭ вертолетов и нормативных
документов ГА по действиям экипажей при попадании в условия
снежного вихря на взлете и посадке при их выполнении на площадках
подцепки или укладки грузов, при выполнении вынужденных
(аварийных) посадок и на площадках, подобранных с воздуха. Если на
площадке предполагаемой посадки ожидается образование снежного
вихря, то посадочную массу вертолета рассчитывать исходя из
условий выполнения зависания над площадкой вне зоны влияния
воздушной подушки;
- исключить практику периодической тренировки и переподготовки
летного состава на вертолеты МИ-8Т и МИ-8МТВ без прохождения
тренажерной подготовки на тренажере соответствующего типа;
- командно-летный и инструкторский состав самолетов 4-го класса
и вертолетов всех типов, осуществляющий тренировку летного состава
к полетам в ОЗП, проводит летную подготовку согласно утвержденным
программам подготовки (ППЛС по типам ВС) с учетом методических
рекомендаций и засчитывает летную тренировку как персональную;
- тренажерную подготовку летного состава рекомендуется
проводить на базе НП "Центр подготовки авиаперсонала", г. Тюмень,
и АУЦ "СПАРК", г. Санкт-Петербург, на тренажере ТВ МИ-8; ТВ МИ-
8МТВ командно-руководящего и командно-летного состава, летающих на
вертолете МИ-8; МИ-8МТВ по упражнению с выключением двух
двигателей (авторотация вертолета);
- летную подготовку проводить согласно утвержденным Программам
подготовки летного состава (ППЛС) по типам вертолетов и самолетов;
- летный состав вертолетов, подтвердивший в течение 12 месяцев
минимум по ПВП, ОПВП, ППП, тренировку по упражнениям 1, 2, 4 ППЛС
В-99 на вертолете Ми-8 и соответствующих задач ППЛС других типов
ВС, может не проходить, а тренировку в снежном вихре проходит в
полном объеме в два этапа согласно ППЛС;
- экипажи, выполняющие АСР, ПСР, срочные санитарные задания и
допущенные к таким полетам приказом командира летного
подразделения, при подготовке к ОЗП должны проходить проверку
готовности к выполнению таких полетов по зачетному упражнению
соответствующих задач ППЛС по типам ВС;
- командно-летному составу авиакомпаний и авиапредприятий при
подготовке к ОЗП выполнить два полета с выключением и последующим
запуском двигателя в полете с летным составом, выполняющим полеты
на вертолетах МИ-8;
- летную тренировку летного состава на вертолете Ми-26Т к
полетам в ОЗП 2005 - 2006 гг. проводить в следующем порядке:
1-й этап: выполнить 4 - 5 полетов для отработки техники
пилотирования на площадки со свежевыпавшим снегом;
2-й этап: выполнить 4 - 5 полетов на площадки со снежным
покровом 30 см и более.
Примечание: тренировку на снег рекомендуется выполнять при 10-
балльной облачности или в сумерках.
- в подразделениях, выполняющих полеты в горной местности,
дополнительно провести подготовку экипажей в строгом соответствии
с НПП ГА-85, главой 8, разделом 8.1.8.
Летную тренировку на самолетах 4-го класса выполнять в
следующем объеме:
- три полета по прямоугольному маршруту с двумя посадками в
аэродромных или в производственных условиях при переходе к полетам
с другим видом шасси;
- четыре захода на посадку по системам ОСП, РСП (в облаках или
ночью за шторкой) выполнять заблаговременно, но не раннее чем за 6
месяцев до начала подготовки к ОЗП;
- по остальным видам тренировки руководствоваться требованиями
ППЛС по типам ВС.
Руководителям авиапредприятий в ходе подготовки к работе в ОЗП
особое внимание обратить на качество проведения тренажей с летным
составом на знание ими положений и требований РЛЭ ВС применительно
к предстоящим полетам в ОЗП, особенностей климатических условий
осенне-зимнего периода в районе полетов и авиационных работ,
особенностей возникновения, развития и методики обнаружения
опасных явлений погоды, действий экипажей при этом.
Занятия с летным составом организовывать исходя из требования
реального повышения профессиональной подготовки экипажей,
являющейся основой обеспечения безопасности полетов.
Рекомендации подразделениям службы
бортпроводников при подготовке к полетам в осенне-зимний
период 2005 - 2006 гг.
В подразделениях службы бортпроводников провести теоретические
и практические занятия в целях изучения:
- особенностей работы в осенне-зимний период и отработки
взаимодействия со смежными службами в случаях задержки воздушных
судов;
- техники безопасности и охраны труда личным составом служб
бортпроводников в осенне-зимний период;
- особенностей эксплуатации бытового, пассажирского буфетно-
кухонного оборудования, сроков хранения и реализации продуктов
питания и напитков в осенне-зимний период.
Провести предварительную подготовку, на которой уточняются
вопросы эксплуатации внутреннего оборудования пассажирских кабин,
аварийного оборудования и снаряжения воздушных судов в осенне-
зимний период.
Заместитель Начальника
Управления надзора
за летной деятельностью
В.В.СОЛДАТОВ
|