ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 сентября 2005 г. N 1433-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой
программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015 годы".
2. Определить Росспорт государственным заказчиком-координатором
Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы",
государственным заказчиком Программы - Рособразование.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования
Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" из федерального
бюджета составит до 53613 млн. рублей с учетом прогноза цен на
соответствующие годы.
4. Росспорту совместно с Рособразованием подготовить проект
Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и в
установленном порядке представить его в Правительство Российской
Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2005 г. N 1433-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2006 - 2015 ГОДЫ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Основополагающей задачей государственной политики является
создание условий для роста благосостояния населения Российской
Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной
социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения
физического и духовного здоровья граждан в значительной степени
способствует решению указанной задачи. В то же время существенным
фактором, определяющим состояние здоровья населения, является
поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни
каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая
задача может быть решена с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то, что роль спорта
становится не только все более заметным социальным, но и
политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс
населения к занятиям физической культурой, а также успехи на
международных состязаниях являются бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и
политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за
недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны
государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во
многом был утерян.
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного
управления растет осознание необходимости решения проблем
обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий
физической культурой и спортом как составляющей части здорового
образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит
сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества
жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и
общественных структур на возрождении массового спорта, массовой
физической культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская
Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий
физической культурой от развитых стран, в которых физическими
упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения,
тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы
воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких
масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика.
Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи,
призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост
алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития
массового спорта. По данным международных организаций, Российская
Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими
государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой
продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии,
Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись
целевые программы в области физической культуры, показатель
ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по
сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и
регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от
утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов
пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5
раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как
результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже
пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный
экономический и социальный эффект от реализации целевой программы
развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической
культуры и спорта, а также на незначительный рост количества
людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем
государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма
израсходованных на физическую культуру и спорт средств,
приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля
(данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она
составляет около 60 долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов,
отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и
проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям
физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры
физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в
стране, а также ее моральное и физическое старение;
недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
утрата традиций российского спорта высших достижений;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды
занятий Физической культурой и спортом как составляющей части
здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего
поколения.
Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая
программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).
II. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
Существующие сегодня механизмы реализации государственной
политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых
результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы
объем финансирования и внимание со стороны государственных
органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие
между федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
общественными спортивными организациями в области физической
культуры и спорта.
На государственном уровне принимались меры, направленные на
обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и
спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых
на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация
не принесла должных результатов.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации требует комплексного и системного подхода. В
этой связи разработка Программы является оптимальным решением
проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса,
предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на
управление результатами и переход преимущественно к программно-
целевым методам бюджетного планирования.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит за
десятилетие (2006 - 2015 годы) реализовать конкретные проекты.
Можно выделить следующие основные преимущества решения
поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные
направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а
направления финансирования - определить приоритетность тех или
иных мероприятий в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы
проводится четкое распределение полномочий между органами
исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях, предусматривается участие в реализации Программы
общественных организаций, коммерческих структур и т.д. Данный
подход позволяет повысить эффективность выполнения программных
мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации
Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые
позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных
мероприятий по этапам реализации Программы.
В целом в Концепции федеральной целевой программы "Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015
годы" (далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:
акцент будет сделан на развитии массового спорта в стране;
основным направлением работы будет развитие массового спорта в
образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;
финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на
развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию
пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей
части здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений со стороны государства будет
осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-
конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового
контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;
будет проводиться постоянное наблюдение за степенью
удовлетворенности населения действиями государства в области
физической культуры и за изменением количества граждан,
систематически занимающихся физической культурой и спортом.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные
тенденции и проблемы в области массового спорта и спорта высших
достижений в Российской Федерации. Без комплексного решения
указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения
базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем
создания условий для регулярных занятий физической культурой
негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и
социальной демографией, еще более усугубится.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии физической
культуры и спорта неизбежны:
дальнейшее ухудшение здоровья граждан Российской Федерации и
сокращение продолжительности жизни;
невозможность реализации большей частью населения права на
занятия физической культурой и спортом, особенно среди
малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-
сироты и т.д.);
потеря Российской Федерацией передовых позиций в спорте высших
достижений и конкурентоспособности в рамках международного
спортивного движения;
неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для
сборной команды страны по различным видам спорта;
огромные экономические потери государства в связи с
заболеваемостью населения;
недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям
физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье
будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к
росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и
преступности;
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с
точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения
указанных проблем программно-целевым методом приведет к
инерционному развитию массового спорта, когда показатели активного
участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений
будет недостаточным. В этом случае массовый спорт останется
привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а для
малообеспеченных категорий граждан так и останется недоступной
роскошью.
IV. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при
различных вариантах решения проблемы
Для принятия решения об источниках финансирования и о
направлениях использования средств с целью развития физкультуры и
спорта в стране следует рассмотреть различные варианты решения
проблемы для выбора из них наиболее оптимального. При определении
приоритетов возможно рассмотрение различных вариантов, которые
могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе
осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть
использованы различные комбинации финансового обеспечения
Программы в части федеральных, региональных и внебюджетных
источников.
В целом анализ текущей ситуации в данной области и поставленных
задач показывает, что в качестве критериев разработки различных
сценариев развития целесообразно использовать:
возможные источники финансирования;
возможные объемы финансирования;
потребность в финансировании различных программ и направлений
развития физической культуры и спорта;
приоритетность развития инфраструктуры и организации пропаганды
физической культуры и занятий спортом как составляющей части
здорового образа жизни;
приоритетность вовлечения в массовый спорт малообеспеченных
категорий граждан.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться
оптимально и эффективно для достижения поставленных задач,
наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика
финансирования. В этой связи предлагается осуществить планирование
динамики доходов, расходов и сделать прогноз таких производных
показателей, по которым будет определяться достижение целей
Программы, как количество людей, активно занимающихся спортом,
процент малообеспеченных категорий граждан, активно занимающихся
спортом, и количество медалей в общем командном зачете на
Олимпийских играх.
Учитывая указанные параметры, целесообразно рассмотреть
следующий вариант реализации Программы. При определении
направлений финансирования приоритетными считаются:
развитие спорта в образовательных учреждениях (развитие
материально-технической базы и инфраструктуры, улучшение
стандартов спортивных сооружений для смещения акцентов с
монотонных и однообразных упражнений на игровые виды спорта);
развитие спорта по месту жительства (строительство спортивных
центров, сертификация и учет всех видов физкультурно-спортивных
организаций, центров и т.п.);
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом
как составляющей части здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений, в том числе создание и
модернизация инфраструктуры, разработка и создание системы
антидопингового контроля.
По этому сценарию развития мероприятия Программы реализуются в
полном объеме. Финансирование Программы (в ценах 2006 года) за
счет средств федерального бюджета составляет в среднем около 3
млрд. рублей в год (без учета отчислений от Всероссийской
государственной лотереи "Спортлото 5 из 36").
Предполагается, что в результате реализации Программы
показатель активных занятий физкультурой всеми категориями
населения достигнет 30 процентов в 2015 году.
Таким образом, для того чтобы сократить значительное отставание
Российской Федерации от других развитых стран по показателю
привлечения населения к активным занятиям спортом, целесообразно
реализовывать Программу по предложенному варианту.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы рассчитана на 10 лет.
Промежуточный контроль реализации Программы будет
осуществляться ее дирекцией.
В целом Программа состоит из следующих блоков:
1) развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом:
за счет капитальных вложений предполагается осуществить
строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с
бассейнами и 733 стадионов-площадок (количество определено
нормативами пропускной способности);
в части научных исследований намечено разработать совместно с
Федеральным агентством по образованию научные и практические
основы развития детской и юношеской физической культуры, и в
частности обеспечить переход к занятиям игровыми видами спорта;
2) развитие спорта по месту жительства. При этом за счет
капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого
финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации строительство спортивных центров по месту
жительства для удовлетворения потребностей всех членов общества
(расчет потребностей произведен по методике, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября
1999 г. N 1683-р, и согласован с главами субъектов Российской
Федерации);
3) пропаганда физической культуры и занятий спортом как
составляющей части здорового образа жизни. При этом намечено
осуществить реализацию комплексной программы организации
пропаганды физической культуры и занятий спортом среди широких
слоев населения, а также проводить периодические опросы населения
и встречи представителей Федерального агентства по физической
культуре и спорту с представителями малообеспеченных категорий
граждан и общественных организаций с целью выявления их запросов
относительно организации занятий физической культурой;
4) развитие спорта высших достижений. При этом:
за счет капитальных вложений предполагается осуществить
строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных центров,
реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров,
предназначенных для занятий различными видами спорта,
реконструкцию и модернизацию спортивной базы образовательных
учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также
оборудовать антидопинговый центр;
в части научных исследований планируется разработать систему
информационного обеспечения спорта высших достижений, в том числе
электронную карту спортсмена, унифицированные базы данных, систему
национального антидопингового контроля, включая информационно-
образовательные проекты предотвращения распространения допинга в
детском и юношеском спорте, осуществить научно-методическую
подготовку сборных команд Российской Федерации к участию в
Олимпийских и Параолимпийских играх, разработать научно
обоснованную методологию оптимальной периодизации спортивных
мероприятий (тренировочные, соревновательные и реабилитационные
процессы);
5) обеспечение реализации мероприятий Программы.
Таким образом, при достаточном финансировании станет возможной
реализация комплексной программы подготовки научно-методической
базы для развития массового спорта и спорта высших достижений, а
также мероприятий по развитию инфраструктуры и ресурсной базы.
Следует отметить, что при разработке Программы будут учитываться
изменяющиеся потребности тех, на кого она направлена (учащихся,
различных слоев населения и профессиональных спортсменов).
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 3
этапа.
В рамках I этапа предполагается увеличение количества граждан
Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и
спортом, до 15 - 17 процентов.
I этап (2006 - 2007 годы) включает:
начало развития инфраструктуры массового спорта в
образовательных учреждениях;
инвентаризацию спортивных объектов в образовательных
учреждениях, согласование адресов строительства новых спортивных
объектов в образовательных учреждениях;
начало организации пропаганды физической культуры и занятий
спортом;
начало внедрения соответствующей современным требованиям
физической культуры среди молодежи;
начало реконструкции спортивных баз и центров для развития
спорта высших достижений;
проведение основной части мероприятий по реконструкции и
модернизации спортивной базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
проведение основной части мероприятий по оснащению
антидопингового центра.
В рамках II этапа предполагается увеличение количества граждан
Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и
спортом, до 25 процентов.
К концу II этапа предполагается достичь 100-процентного охвата
профессиональных спортсменов антидопинговым контролем, а
количество дисквалифицированных российских спортсменов на
международных соревнованиях в связи с выявлением употребления
допинговых препаратов должно составить ноль процентов.
II этап (2008 - 2012 годы) включает:
завершение развития инфраструктуры массового спорта;
продолжение осуществления программы строительства спортивных
объектов в образовательных учреждениях;
осуществление мероприятий по организации пропаганды физической
культуры и занятий спортом;
продолжение мероприятий по приведению физической культуры среди
молодежи к современным требованиям и стандартам;
продолжение проведения мероприятий по реконструкции спортивных
баз и центров для развития спорта высших достижений;
продолжение проведения мероприятий по реконструкции и
модернизации спортивной базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
продолжение оснащения антидопингового центра.
В рамках III этапа предполагается увеличение количества граждан
Российской Федерации, систематически занимающихся физкультурой и
спортом, до 30 процентов.
III этап (2013 - 2015 годы) включает:
завершение проведения мероприятий по развитию спортивной базы в
образовательных учреждениях;
завершение проведения мероприятий по организации пропаганды
физической культуры и занятий спортом;
завершение мероприятий по приведению физической культуры среди
молодежи к современным требованиям и стандартам;
завершение проведения мероприятий по реконструкции спортивных
баз и центров для спорта высших достижений;
завершение проведения мероприятий по реконструкции и
модернизации спортивной базы образовательных учреждений для
подготовки олимпийского резерва;
завершение оснащения антидопингового центра.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
а также по показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы
Целью Программы является создание условий для укрепления
здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта,
популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт
высших достижений) и приобщения различных слоев общества к
регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи,
которые могут быть разделены на направления: "Массовый спорт" и
"Спорт высших достижений".
В рамках направления "Массовый спорт" разрабатывается и
реализуется комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие
физкультуры и массового спорта в образовательных учреждениях, по
месту жительства и организацию пропаганды физической культуры и
занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.
По направлению "Массовый спорт" необходимо решить следующие
основные задачи:
1) повышение интереса различных категорий граждан Российской
Федерации к занятиям физкультурой и спортом посредством:
адаптации юношеской физической культуры к современным
требованиям и стандартам, перехода к занятиям игровыми видами
спорта;
обеспечения доступности занятий спортом для различных категорий
граждан, в том числе разработки и применения механизма льготного и
бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными
категориями граждан (студентами, инвалидами, лицами пожилого
возраста и др.);
создания и развития системы волонтеров (добровольных
помощников) в массовом спорте;
разработки и реализации программы организации пропаганды
физической культуры и занятий спортом как составляющей части
здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу,
пропаганду физической культуры и здорового образа жизни,
специальные проекты средств массовой информации (освещение
соревнований, праздники открытия спортивных центров и т.д.),
информационную поддержку в сети Интернет;
обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения
системы сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров
для занятий спортом;
2) развитие инфраструктуры массового спорта как в
образовательных учреждениях, так и по месту жительства, в том
числе:
строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с
бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях;
строительство 1000 спортивных центров, находящихся в
собственности субъектов Российской Федерации.
Перечень объектов будет уточняться ежегодно.
Направление "Спорт высших достижений" включает разработку и
реализацию мероприятий, обеспечивающих развитие спорта высших
достижений в Российской Федерации.
По направлению "Спорт высших достижений" необходимо решить
следующие основные задачи:
1) целевая поддержка научно-методических разработок в области
допинг-контроля;
2) развитие материально-технической базы спорта высших
достижений, в том числе:
реконструкция 7 баз олимпийской подготовки, реконструкция и
строительство на территории Российской Федерации 20 спортивных
центров, предназначенных для занятий различными видами спорта;
реконструкция и модернизация спортивной базы образовательных
учреждений для подготовки олимпийского резерва;
оборудование антидопингового центра.
Сводные данные по ресурсному обеспечению, необходимому для
реализации Программы, приведены в Приложении N 1.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации
Программы по направлению "Массовый спорт" будут использоваться
следующие показатели:
1) количество граждан Российской Федерации, систематически
занимающихся физкультурой и спортом, по следующим категориям:
моложе 17 лет;
старше 45 лет;
городские/сельские жители;
мужчины/женщины;
инвалиды;
малообеспеченные категории граждан;
2) количество сертифицированных физкультурно-спортивных
организаций и центров для занятий спортом;
3) количество постоянных членов спортивных клубов по следующим
категориям:
моложе 17 лет;
старше 45 лет;
городские/сельские жители;
мужчины/женщины;
инвалиды;
малообеспеченные категории граждан;
4) количество квалифицированных тренеров и тренеров-
преподавателей, работающих по специальности.
Для контроля промежуточных и конечных результатов реализации
Программы по направлению "Спорт высших достижений" будут
использоваться следующие показатели:
количество медалей, завоеванных российскими спортсменами на
международных соревнованиях;
количество граждан, занимающихся в специализированных
спортивных учреждениях;
количество российских спортсменов, прошедших процедуру
антидопингового контроля;
количество российских спортсменов, дисквалифицированных на
международных соревнованиях в связи с выявлением употребления
допинговых препаратов.
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Реализация Программы предусматривается за счет средств
федерального бюджета (в том числе средств от проведения
Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36"),
бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Объем финансирования Программы в 2006 - 2015 годах составляет
106655 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета -
53613 млн. рублей (в том числе 26894 млн. рублей за счет средств,
подлежащих перечислению от проведения лотереи), за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации - 47962 млн. рублей, за
счет внебюджетных средств - 5080 млн. рублей (размер средств
подлежит согласованию с потенциальными инвесторами). Предельные
(прогнозные) объемы финансирования Программы приводятся в
Приложении N 2.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального
бюджета указан с учетом прогноза цен на соответствующие годы.
Для частичного финансирования развития инфраструктуры
физической культуры и спорта предполагается проведение
Всероссийской государственной лотереи "Спортлото 5 из 36" в режиме
реального времени в соответствии с требованиями Федерального
закона "О лотереях". В качестве организатора лотереи выступит
Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Срок
действия разрешения на проведение лотереи 7 лет с возможностью
пролонгации. Для проведения лотереи организатор заключает договор
с оператором лотереи, на которого возлагаются все затраты,
связанные с организацией лотерейного процесса, в том числе закупка
оборудования, выплата комиссионных вознаграждений розничным
агентам и погашение займов.
Из общей выручки от лотереи 30 процентов направляется на оплату
услуг оператора (с постепенным снижением размера отчислений до 25
процентов), 50 процентов - на формирование призового фонда, а 20
процентов - на целевые отчисления. Из общего объема целевых
отчислений 60 процентов направляется на финансирование капитальных
вложений. По расчетам сумма целевых отчислений, полученных от
проведения лотереи и направляемых на развитие физкультуры и
спорта, за 10 лет составит 26894 млн. рублей.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию
мероприятий по созданию и развитию спортивной базы образовательных
учреждений и по месту жительства, будут направлены на
строительство 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных
залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в
образовательных учреждениях.
В целях развития инфраструктуры массового спорта предполагается
строительство 2 типов объектов (в образовательных учреждениях и по
месту жительства) на условиях совместного финансирования за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов (с учетом уровня социально-
экономического развития конкретного региона), а также начало
строительства объектов за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Строительство спортивных сооружений будет осуществляться в
субъектах Российской Федерации последовательно. После ввода в
эксплуатацию ранее начатых объектов будет приниматься решение о
выборе следующего субъекта Российской Федерации для осуществления
строительства. Это позволит оценить и проанализировать, как
возведение новых спортивных сооружений повлияло на социально-
демографическую ситуацию в регионе (увеличение количества граждан,
систематически занимающихся физической культурой и спортом,
снижение преступности и т.д.).
Эксплуатация возведенных и модернизированных объектов
инфраструктуры физической культуры и спорта должна быть
ориентирована на возможность использования их малообеспеченными
категориями населения. Вопросы управления, предоставления услуг
населению и финансирования спортивных центров будут решаться на
региональном или местном уровне и предварительно согласовываться с
соответствующим субъектом Российской Федерации.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой
эффективности и результативности предлагаемого
варианта решения проблемы
Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы
будет оцениваться ежегодно на основе показателей, указанных в
разделе VI Концепции.
По показателю "количество граждан Российской Федерации,
систематически занимающихся физкультурой и спортом" предполагается
увеличение с 11,6 процента в 2004 году до 30 процентов общего
количества граждан Российской Федерации в 2015 году по следующим
категориям (ежегодное увеличение примерно на 1,5 - 2 процента от
общего числа граждан):
моложе 17 лет;
старше 45 лет;
городские/сельские жители;
мужчины/женщины;
инвалиды;
малообеспеченные категории граждан.
Увеличение числа граждан Российской Федерации, систематически
занимающихся физической культурой и спортом (до 30 процентов в
2015 году), приведет к снижению среднего количества дней временной
нетрудоспособности, по оценочным данным, на 15 процентов по
сравнению с уровнем 2005 года. Экономический эффект от сокращения
расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату
пособий по временной нетрудоспособности, а также от снижения
экономического ущерба по причине недопроизводства валового
внутреннего продукта с учетом существующей тенденции к увеличению
численности трудоспособного населения составит, по предварительным
расчетам, до 13 млрд. рублей в год (в расчетных ценах 2006 года).
В дополнение к этому показателю оценка эффективности Программы
будет производиться и по другим показателям, характеризующим
повышение уровня качества и востребованности услуг в сфере
физической культуры и спорта:
количество сертифицированных физкультурно-спортивных
организаций и центров для занятий спортом (предполагается
ежегодный прирост количества центров на 2 процента). В качестве
базового принимается 1-й год внедрения механизма сертификации;
количество постоянных членов спортивных клубов (предполагается
ежегодный прирост количества таких членов на 2 процента). В
качестве базового принимается 1-й год сбора данных;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-
преподавателей, работающих по специальности (предполагается
соответствие данного показателя социальным нормативам
обеспеченности и требованиям рынка). Этот показатель является
вторичным по отношению к указанным выше показателям;
уровень обеспеченности бассейнами, залами и плоскостными
площадками на 10 тыс. человек (предполагается ежегодный прирост
обеспеченности населения на 2 процента).
Следующие показатели характеризуют выполнение задач по
обеспечению успешного выступления российских спортсменов на
международных соревнованиях:
количество занимающихся в специализированных спортивных
учреждениях (предполагается ежегодный прирост количества
занимающихся на 2 процента);
количество российских спортсменов, прошедших процедуру
антидопингового контроля (предполагается достижение 100 процентов
охвата к концу II этапа реализации Программы);
количество российских спортсменов, дисквалифицированных на
международных соревнованиях в связи с выявлением употребления
допинговых препаратов (предполагается снижение числа
дисквалифицированных спортсменов до нуля к концу II этапа
реализации Программы).
IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственным за формирование Программы является Федеральное
агентство по физической культуре и спорту совместно с Федеральным
агентством по образованию в части вопросов, связанных с развитием
массового спорта в образовательных учреждениях. Государственным
заказчиком-координатором Программы выступает Федеральное агентство
по физической культуре и спорту.
Ответственным за реализацию Программы является Федеральное
агентство по физической культуре и спорту, которое привлекает
Федеральное агентство по образованию для решения вопросов,
связанных с развитием массового спорта в образовательных
учреждениях.
X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Федеральное агентство по физической культуре и спорту, являясь
государственным заказчиком-координатором Программы, определяет
основное содержание направлений и мероприятий Программы, их
соответствие программным целям и задачам, доводит информацию о
реализации Программы до субъектов Российской Федерации.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту и
Федеральное агентство по образованию (в части разработки научных и
практических основ юношеской физической культуры и спорта с учетом
современных требований), являясь государственными заказчиками
Программы, создают условия для реализации программных мероприятий.
К разработке Программы предполагается привлечь экономистов,
социологов, представителей ведомственных институтов и
образовательных учреждений. В эту группу также войдут лидеры
общественных спортивных организаций, клубов, известные спортсмены
и тренеры, представители научного сообщества, занимающиеся
изучением данной тематики.
Подготовленные материалы пройдут общественное обсуждение, в
котором примут участие представители социально ориентированных
коммерческих и донорских организаций, региональных и местных
структур, ответственных за развитие физической культуры и спорта.
Это позволит не только уточнить отдельные положения Программы, но
и согласовать те проекты, к финансированию которых будут
привлечены региональные, местные и коммерческие структуры.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в три
этапа (I этап - 2006 - 2007 годы, II этап - 2008 - 2012 годы, III
этап - 2013 - 2015 годы) по направлениям "Массовый спорт" и "Спорт
высших достижений". Направление "Массовый спорт" предусматривает
развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту
жительства, организацию пропаганды физической культуры и занятий
спортом как составляющей части здорового образа жизни.
Расходы осуществляются по следующим направлениям Программы:
модернизация и создание современной инфраструктуры физической
культуры и спорта;
научные исследования и опытно-конструкторские разработки в
области физической культуры и спорта;
прочие нужды, которые включают организацию пропаганды
физической культуры и занятий спортом как составляющей части
здорового образа жизни.
Развитие массового спорта предполагает повышение его
доступности для детей, молодежи и малообеспеченных категорий
граждан, что и определяет основные направления финансирования
Программы. Расчет расходов по перечню мероприятий, указанных в
разделе VI Концепции, осуществляется на основе государственных
нормативов капитальных вложений. Например, стоимость возведения
стадиона-площадки составляет 15 млн. рублей, школьного спортивного
зала - 19 млн. рублей, зала с бассейном - 33 млн. рублей,
спортивного центра (в зависимости от количества жителей,
проживающих в пределах его доступности, и географического
расположения региона) - от 25 до 120 млн. рублей.
В упрощенных расчетах расходы осуществляются равными траншами в
течение 10 лет по всем направлениям, но при разработке Программы
распределение средств по годам будет уточнено.
XII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Для обеспечения системного подхода к решению задач Программы
разрабатывается комплекс следующих мероприятий:
развитие массового спорта в образовательных учреждениях;
развитие массового спорта по месту жительства;
организация пропаганды физической культуры и занятий спортом
как составляющей части здорового образа жизни;
организация антидопингового контроля в спорте высших
достижений;
модернизация инфраструктуры спорта высших достижений.
К разработке указанных мероприятий, а также показателей
Программы привлекаются представители общественных объединений,
научной и педагогической общественности, анализируются источники
их финансирования, возможность привлечения к реализации
мероприятий Программы максимально широкого круга исполнителей.
Проводится мониторинг эффективности реализуемых программных
мероприятий на основе утвержденного перечня показателей. На
основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий
Программы, а также в их ресурсное обеспечение вносятся
корректировки, проводится ежегодное уточнение показателей и затрат
на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию
Программы средств.
Механизмы формирования мероприятий Программы предусматривают
активное участие общественных организаций в решении вопросов
обеспечения льготного и бесплатного режима посещения спортивных
сооружений малообеспеченными категориями граждан.
При реализации мероприятий Программы предусматривается активное
привлечение органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, общественных организаций и заинтересованных лиц к
решению ее конкретных задач.
Исполнители мероприятий Программы определяются по конкурсу.
Состав экспертной комиссии для проведения конкурсов
устанавливается дирекцией Программы совместно с координационным
советом Программы.
Неотъемлемой частью Программы должно стать проведение
независимой оценки как реализации Программы в целом, так и ее
отдельных направлений и проектов, для чего предполагается привлечь
российские и международные организации, имеющие высокий авторитет
и опыт проведения мероприятий в области массового спорта и спорта
высших достижений.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Для управления реализацией Программы создается дирекция.
Для обеспечения контроля и независимой оценки Программы
создается координационный совет Программы, формируемый из
представителей законодательных и исполнительных органов власти,
общероссийских общественных объединений в области физической
культуры, массового спорта и спорта высших достижений, а также
спортсменов.
Председателем координационного совета Программы является
руководитель Федерального агентства по физической культуре и
спорту. Регламент работы координационного совета Программы и его
состав утверждаются руководителем Федерального агентства по
физической культуре и спорту.
Основными задачами координационного совета Программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных
мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке;
рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе
реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Таким образом, предполагается создать механизм независимого
общественного контроля, который позволит провести эффективный
отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе,
выявить победителей конкурсов на получение грантов, информировать
общественность о ходе реализации Программы с использованием
современных информационных технологий и принимать решения о
внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам
контроля эффективности программных мероприятий и независимых
экспертиз.
Приложение N 1
к Концепции
Федеральной целевой программы
"Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации
на 2006 - 2015 годы"
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(млн. рублей)
-----------------------T--------------------------T--------------¬
¦ Направления ¦ Источники финансирования ¦Объем средств ¦
L----------------------+--------------------------+---------------
Массовый спорт
массовый спорт в федеральный бюджет 29623
образовательных
учреждениях бюджеты субъектов 29614
Российской Федерации
внебюджетные источники -
массовый спорт федеральный бюджет 18104
по месту жительства
бюджеты субъектов 18104
Российской Федерации
внебюджетные источники 5080
организация федеральный бюджет 978
пропаганды
бюджеты субъектов 244
Российской Федерации
внебюджетные источники -
Спорт высших федеральный бюджет 4908
достижений
бюджеты субъектов -
Российской Федерации
внебюджетные источники -
Итого федеральный бюджет 53613
(26894 -
лотерея)
бюджеты субъектов 47962
Российской Федерации
внебюджетные источники 5080
------------------------------------------------------------------
Приложение N 2
к Концепции
Федеральной целевой программы
"Развитие физической культуры
и спорта в Российской Федерации
на 2006 - 2015 годы"
ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
(млн. рублей)
----------------T------T-----------------------------------------¬
¦ ¦Всего ¦ В том числе ¦
¦ ¦ +-------------------T----------T----------+
¦ ¦ ¦федеральный бюджет ¦ бюджеты ¦внебюджет-¦
¦ ¦ +-----T-------------+ субъектов¦ные источ-¦
¦ ¦ ¦всего¦ в том числе ¦Российской¦ники <*> ¦
¦ ¦ ¦ ¦ средства, ¦ Федерации¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ поступившие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от проведения¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ лотереи ¦ ¦ ¦
L---------------+------+-----+-------------+----------+-----------
2006 год
Капитальные
вложения 3954 2629 79 1225 100
НИОКР 60 60 - - -
Прочие нужды 112 90 - 22 -
Итого 4126 2779 79 1247 100
2007 год
Капитальные
вложения 5922 3032 482 2520 370
НИОКР 37 37 - - -
Прочие нужды 118 96 - 22 -
Итого 6077 3165 482 2542 370
2008 год
Капитальные
вложения 7578 3838 1288 3490 250
НИОКР 31 31 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 7733 3968 1288 3515 250
2009 год
Капитальные
вложения 9200 4690 2140 4210 300
НИОКР 30 30 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 9354 4819 2140 4235 300
2010 год
Капитальные
вложения 10522 5213 2663 4889 420
НИОКР 25 25 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 10671 5337 2663 4914 420
2011 год
Капитальные
вложения 11769 5860 3310 5659 250
НИОКР 20 20 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 11913 5979 3310 5684 250
2012 год
Капитальные
вложения 13978 6658 4108 6620 700
НИОКР 13 13 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 14115 6770 4108 6645 700
2013 год
Капитальные
вложения 14056 6740 4190 6596 720
НИОКР 10 10 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 14190 6849 4190 6621 720
2014 год
Капитальные
вложения 14108 6824 4274 6564 720
НИОКР 10 10 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 14242 6933 4274 6589 720
2015 год
Капитальные
вложения 14105 6910 4360 5945 1250
НИОКР 5 5 - - -
Прочие нужды 124 99 - 25 -
Итого 14234 7014 4360 5970 1250
2006 - 2015 годы - всего
Капитальные
вложения 105192 52394 26894 47718 5080
НИОКР 241 241 - - -
Прочие нужды 1222 978 - 244 -
Итого 106655 53613 26894 47962 5080
------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Объем средств будет уточнен при разработке Программы.
|